Решение по делу № 3а-108/2018 от 19.12.2017

Дело № 3а-108/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Никулиной И.А.,

при секретаре Шарафиеве П.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«25» января 2018 года

дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Центр» (далее – ООО «Газпромнефть-Центр», Общество) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Газпромнефть-Центр» обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. В ходе рассмотрения дела заявленные требования уточнены (л.д. 192 том 4).

Требования мотивированы тем, что Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 9778 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – эксплуатация стационарной АЗС № 30.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 октября 2017 года кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 01 августа 2014 года и составляет 25 408 593,70 руб.

Согласно отчету ООО «Центр экспертизы и оценки «ЦЕРТА» № 581-03-2017-Р/42-4 от 15 августа 2017 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на дату оценки 01 августа 2014 года составляет 4 756 000 рублей, что существенно ниже его кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости.

Право собственности Общества на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30 марта 2017 года.

Являясь собственником спорного земельного участка, Общество платит земельный налог, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения. Полагает, что, поскольку кадастровая стоимость земельного участка существенно выше его рыночной стоимости, оплата земельного налога в экономически не обоснованном размере нарушает права Общества.

В связи с этим, ссылаясь на нормы статьи 66 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости 4 756 000 рублей, установленной отчетом ООО «Центр экспертизы и оценки «ЦЕРТА» № 581-03-2017-Р/42-4 от 15 августа 2017 года по состоянию на 01 августа 2014 года.

Представитель ООО «Газпромнефть-Центр» в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 185 том 4).

Представитель филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области» в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 190 том 4). К материалам дела приобщен письменный отзыв (л.д. 161-162 том 4), содержащий заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против удовлетворения требований не возражают, указывая вместе с тем на то, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не является государственным органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости. Не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 189 том 4). К материалам дела приобщены письменные возражения (л.д. 157-160 том 4), содержащие заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Указывают на необоснованное привлечение Управления в качестве административного ответчика, поскольку учреждение не принимает участия в оценочной деятельности.

Представитель Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 188 том 4).

Представитель администрации г. Прокопьевска в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 191 том 4).

В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в том числе с учетом, представленных ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5).

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3).

Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о кадастровой стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости», поскольку Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В рассматриваемом случае, с учетом обращения административного истца с заявлением в Комиссию 01 сентября 2017 года, установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит применению с 01 января 2017 года. Заявление Общества об установлении кадастровой стоимости земельного участка отклонено, о чем принято решение Комиссии № 22 от 20 сентября 2017 года (л.д. 193-200 том 4).

Досудебный порядок рассмотрения спора административным истцом соблюден.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Согласно ст. 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч. 2 ст. 246 КАС РФ к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Из представленных доказательств следует, что ООО «Газпромнефть-Центр» является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 9 778 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – эксплуатация стационарной АЗС № 30.

Право собственности на земельный участок зарегистрировано 08 июля 2016 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30 марта 2017 года (л.д. 24-26 том 1).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30 марта 2017 года (л.д. 24-26 том 1), выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 октября 2017 года (л.д. 23-24 том 1), кадастровому делу (л.д. 165-176 том 4) кадастровая стоимость земельного участка, поставленного впервые на кадастровый учет 05 ноября 2003 года определена на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области», т.е. в соответствии с пунктом 1 указанного решения по состоянию на 01 августа 2014 года. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 31 декабря 2015 года.

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника земельного участка, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.

Из представленного административным истцом отчета ООО «Центр экспертизы и оценки «ЦЕРТА» № 581-03-2017-Р/42-4 от 15 августа 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, следует, что рыночная стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 01 августа 2014 года составляет 4 756 000 рублей.

    Оценивая относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 01 августа 2014 года, к разрешаемым правоотношениям, суд приходит к выводу, что отчет оценщика по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 августа 2014 года является относимым доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость. Суд берет в основу решения данные о рыночной стоимости земельного участка, полученные на основании данного отчета, достоверность которого в установленном порядке не оспорена и не опровергнута.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорного объекта недвижимости, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость земельного участка определена сравнительным подходом с использованием метода продаж, отказ от применения затратного и доходного подходов обоснован. Для оценки спорного объекта недвижимости сравнительным подходом оценщиком использованы объекты-аналоги, соответствующие объекту оценки по основным характеристикам, применение корректировок обосновано, в отчете приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки, а также выводы оценщика при согласовании результатов расчета рыночной стоимости объектов оценки. Судом проведен анализ соответствия используемых оценщиком для расчета стоимости данных на соответствие состоянию рынка, проверена правильность применения оценщиком методов и подходов оценки, что позволяет сделать вывод о том, что расчет стоимости объекта оценки, проведенный оценщиком, соответствует выбранным и обоснованным оценщиком подходам и методам. Отчет оценщика содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доводов, свидетельствующих о недостоверности выводов оценщика относительно величины установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка, административными ответчиками и заинтересованным лицом не приведено. Оснований сомневаться в достоверности, установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка и оснований для назначения по делу судебной экспертизы, судом не установлено.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, принадлежащего Обществу земельного участка, его рыночной стоимости, указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Рыночная стоимость земельного участка ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о том, что кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, который несет обязанность оплачивать земельный налог, в связи с чем, Общество вправе требовать установления кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости. Право административного истца на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Доводы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, а также ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области» о том, что данные учреждения не являются надлежащими административными ответчиками по делу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку противоречат требованиям части 4 статьи 38, части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (пункт 7).

Из содержания части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки.

Удовлетворение требований не связано с выявлением нарушений в действиях административных ответчиков и не влечет для указанных лиц каких-либо неблагоприятных последствий.

При таких обстоятельствах требования Общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Центр» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Центр» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 9 778 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – эксплуатация стационарной АЗС № 30, в размере 4 756 000 рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.

Дата обращения Общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Центр» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области – 01 сентября 2017 года, которую следует считать датой обращения за пересмотром кадастровой стоимости земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30 января 2018 года.

Председательствующий              И.А. Никулина

    

3а-108/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Газпромнефть-Центр"
Ответчики
КУГИ Администрации Кемеровской области
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Никулина Ирина Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
19.12.2017Регистрация административного искового заявления
19.12.2017Передача материалов судье
19.12.2017Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2018Подготовка дела (собеседование)
09.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2018Судебное заседание
25.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее