РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2019 г. Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Шамшутдиновой Г.К.
при секретаре Шевченко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краснобаевой Ольги Викторовны к ГУ - УПФ России в Кировском районе г.Астрахани Астраханской области о признании решения незаконным в части, обязании включения периода работы в льготный страховой стаж, назначения досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Краснобаева О.В. обратилась в суд с иском, указав, что решением комиссии по назначению пенсий в ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Астрахани от 29 декабря 2017 года № 905 ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью; в ее специальный стаж не включен период работы: с 01 апреля 2013г. по 04 июля 2016г. в должности заведующего структурным подразделением №1 ГБПОУ АО «Астраханский губернский техникум», так как данная должность не поименована Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2002г. №781.
Истица просит признать решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным в указанной части, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию указанный период, назначить ей пенсию с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, а именно с 20 октября 2017г..
В судебном заседании истица Краснобаева О.В. и ее представитель Сазонова В.А. доводы иска поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав истицу и ее представителя, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Краснобаева О.В. с 15 августа 1992 г. осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в том числе с 1 апреля 2013 г. по 4 июля 2016 г. - в должности заведующего структурным подразделением № 1 государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области «Астраханский губернский техникум» (до издания распоряжения министерства образования и науки Астраханской области от 20 июля 2015 г. № 103 «О переименовании и утверждении устава государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области «Астраханский губернский техникум» имело наименование - государственное бюджетное образовательное учреждение Астраханской области среднего профессионального образования «Астраханский губернский техникум»).
20 октября 2017 г. Краснобаева О.В. обратилась в УПФР в Кировском районе г. Астрахани с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста).
Решением УПФР в Кировском районе г. Астрахани от 29 декабря 2017 г. № 905 Краснобаевой О.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Стаж педагогической деятельности Краснобаевой О.В. в учреждениях для детей, учтенный пенсионным органом, составил 21 год 9 месяцев 7 дней.
При этом пенсионный орган не включил в специальный стаж Краснобаевой О.В. период ее работы с 1 апреля 2013 г. по 4 июля 2016 г. в должности заведующего структурным подразделением № 1 государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области «Астраханский губернский техникум», так как эта должность не поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, применяемом для учета соответствующей деятельности в спорный период.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подпункт 19 пункта 1 статьи 27).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций)» с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, й правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначений страховой пенсий по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 г. № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность директора (начальника, заведующего); в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждения» этого же списка в качестве специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии в числе прочих названы школы-интернаты.
В названии специального (коррекционного) образовательного учреждения может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся (воспитанников), обозначаемый следующим образом: «I вида», «П вида», «Ш вида», «IV вида», «V вида», «VI вида», «VII вида», «VIII вида» (примечание к пункту 1.5 раздела «Наименование учреждения» Списка от 29 октября 2002 г. № 781).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей, в частности директора (начальника, заведующего), установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. № 781.
Согласно подпункту «а» пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. № 781 в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждения, указанного в том числе в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Пунктом 13 Правил от 29 октября 2002. г. № 781 предусмотрено, что в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): в общеобразовательных школах всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназии; межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школе-интернате; детском саду; яслях-саду (сад-ясли); детских яслях; техникуме колледже училище; лицее.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определённых должностях и в определенных учреждениях для; детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В частности, в специальный стаж засчитывается работа в должности заведующего учреждением, указанным в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29 октября 2002 г. № 781, - заведующего специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в том числе школой-интернатом. С 1 сентября 2000 г. такая работа засчитывается в специальный стаж при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год). С учетом положений пункта 13 Правил от 29 октября 2002 г. № 781 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитывается работа в должности заведующего школой-интернатом - специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся (воспитанников) 9 отклонениями в развитии, являющимся структурным подразделением организации, независимо от того, предусмотрена эта организация в списке или нет.
Из представленной в материалы дела копии распоряжения министерства образования и науки Астраханской области от 19 января 2012 г. № 07/18 следует, что государственное бюджетное образовательное учреждение Астраханской области среднего профессионального образования «Астраханский губернский техникум» (после издания распоряжения министерства образования и науки Астраханской области от 20 июля 2015 г. № 103 наименование изменено на государственное бюджетное образовательное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области «Астраханский губернский техникум») было создано в 2012 году путем реорганизации в форме слияния нескольких образовательных учреждений, в том числе государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Астраханской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида» (л.д.41-43).
Согласно пунктам 1.2, 1.6, 3.1 имеющегося в материалах дела Положения о структурном подразделении № 1 Астраханского губернского техникума, утвержденного приказом директора Астраханского губернского техникума от 6 сентября 2012 г., данное подразделение № 1 входит в состав Астраханского губернского техникума и создано на базе государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Астраханской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Ш- IV вида». Подразделение в своей деятельности руководствуется, в том числе, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении Астраханской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, осуществляет обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целями деятельности структурного подразделения № 1 Астраханского губернского техникума являются реализация образовательной деятельности в соответствии с уровнями специальных (коррекционных) образовательных программ III-IV видов для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью создания коррекционно-развивающей среды, коррекции отклонений средствами образования, социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество, а также реализация программ дошкольного, начального общего образования, среднего (полного) общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений III - IV видов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Обучение ведется по учебным планам, реализующим государственные стандарты общего образования, разработанным на основе базисного учебного плана и принятым педагогическим советом подразделения № 1. Выпускникам выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования (пункты 2.2, 3.14, 3.19 Положения о структурном подразделении № 1 Астраханского губернского техникума).
Утвержденной 3 мая 2012 г. директором Астраханского губернского техникума должностной инструкцией регулируется деятельность заведующего структурным подразделением № 1 Астраханского губернского техникума, которое в этой инструкции поименовано также школой-интернатом по реализации программ дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений III - IV видов (л.д. 10).
Таким образом, исходя из содержания Положения о структурном подразделении № 1 Астраханского губернского техникума, должностной инструкции заведующего структурным подразделением № 1 Астраханского губернского техникума предметом деятельности этого структурного подразделения является обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, реализация программ дошкольного, начального общего образования, среднего (полного) общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений III—IV видов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно должностной инструкции по замещаемой должности истица в спорный период фактически работала в должности заведующего школой-интернатом - структурным подразделением Астраханского губернского техникума. Ведение истицей в спорный период преподавательской работы с учебной нагрузкой не менее 6 часов в неделю (240 часов в год) подтверждается выданной работодателем справкой; при этом, работодатель в индивидуальном лицевом счете Краснобаевой О.В. период ее работы с 1 апреля 2013 г. по 4 июля 2016 г. в должности заведующего структурным подразделением № 1 (школой-интернатом) Астраханского губернского техникума указывал с кодом льготы.
Исходя из изложенного, доводы иска нашли свое подтверждение, в связи с чем спорный период подлежит включению в льготный стаж работы истицы.
Поскольку при суммировании педагогического стажа, засчитанного ответчиком, а также включенного спорного периода у истицы на дату подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии специальный стаж составляет более 25 лет, требования иска о назначении пенсии с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194,196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ - ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ № 905 ░ ░░░░░; ░░░░░░░ ░░ - ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2013 ░. ░░ 04 ░░░░ 2016 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ №1 ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░ 20 ░░░░░░░ 2017 ░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: