Дело № 2-1223/2023
УИД 26RS0012-01-2023-001658-62
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 10 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Трушкина Ю.А.
судей: Шурловой Л.А., Шетогубовой О.П.
с участием секретаря Горбенко Т.М.
при участии прокурора Протасовой О.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Ессентуки по доверенности – Ярушина В.И. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28.06.2023 по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора г. Ессентуки в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественного эстетического развития воспитанников № 12 «Ручеек», администрации г. Ессентуки Ставропольского края, управлению образования администрации г. Ессентуки Ставропольского края о возложении обязанности обеспечить финансирование муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественного эстетического развития воспитанников № 12 «Ручеек» для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и оснащении здания системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.,
УСТАНОВИЛА:
прокурор обратился в суд с иском обязать администрацию г.Ессентуки Ставропольского края в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественного эстетического развития воспитанников № 12 «Ручеек» для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, а именно, на оснащение здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес> системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ);
обязать муниципальное бюджетное дошкольное <адрес> системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).
Обжалуемым решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28.06.2023 исковые требования прокурора г. Ессентуки удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ессентуки по доверенности Ярушин В.И., просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Протасова О.Б. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался нормами Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которому противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В соответствии с п. 1 Требований, они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (п. 17 Требований).
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, установлена необходимость оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (п. 24 Требований).
Указанные требования распространяются и на объекты (территории), отнесенные к первой, второй и третьей категории опасности в соответствии с п.п. 25 - 27 Требований.
В силу п. 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Вышеуказанные системы должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В соответствии с требованиями п. п. «д» п. 24, п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 в целях оперативного информирования о необходимости, порядке и путях эвакуации при возникновении угроз или совершении преступных действий с признаками террористических проявлений, противодействии таким проявлениям, а также других координирующих действиях, направленных на обеспечение безопасности работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах Министерства просвещения Российской Федерации, независимо от присвоенной им категории, такие объекты оборудуются системой оповещения и управления эвакуацией (далее - СОУЭ).
СОУЭ должны быть автономными и позволяющими осуществлять оперативное информирование лиц, находящихся на объектах Министерства просвещения Российской Федерации, об актуальных чрезвычайных ситуациях и разновидностях террористических проявлений, поскольку от конкретной ситуации зависит и алгоритм дальнейших действий находящихся на таких объектах лиц (например, безопасная эвакуация либо противодействие преступным действиям с признаками террористических проявлений).
С учетом этого, установленные на объектах Министерства просвещения Российской Федерации СОУЭ для целей оповещения людей при пожаре, чрезвычайных ситуациях (гражданской обороны) не могут подменять собой СОУЭ для оповещения людей при совершении или угрозе совершения террористического акта, а также его проявлений.
Устройства в составе СОУЭ не должны функционально совмещаться с иными ретрансляционными или технологическими системами, установленными на объектах.
СОУЭ должна обеспечивать трансляцию речевых сообщений, передаваемых персоналом через микрофон, либо автоматическое воспроизведение заранее записанных речевых сообщений с информацией о характере опасности, путях эвакуации, иных действиях, направленных на обеспечение безопасности людей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой г.Ессентуки, в рамках осуществления надзора о противодействии терроризму, проверки антитеррористической защищенности объектов образования города, установлено, что здание МБДОУ ДС общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественного эстетического развития воспитанников № 12 «Ручеек», расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул.Октябрьская, 254, относящееся к третьей категории опасности, в нарушение п. «д» п. 24 и п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией.
Согласно Уставу учреждения, учредителем МБДОУ ДС общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественного эстетического развития воспитанников № 12 «Ручеек» является администрация г.Ессентуки Ставропольского края и финансируется из средств бюджета администрации.
Вместе с тем, учредителем меры по устранению выявленных нарушений, требующих значительного финансирования, не принимаются, в связи с чем 14.03.2023 в адрес главы администрации города прокурором города внесено представление об устранении нарушений закона, на которое дан ответ о том, что нарушения не устранены в виду дотационного муниципального бюджета и не выделения денежных средств на указанные цели.
Учитывая неисполнения учредителем МБДОУ ДС общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественного эстетического развития воспитанников № 12 «Ручеек» - администрацией г.Ессентуки Ставропольского края требований законодательства и неисполнение предписания прокуратуры, суд первой инстанции обоснованно в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц удовлетворил исковые требования прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при принятии решения и возложении обязанности на администрацию обеспечить финансирование и оборудования объекта системой оповещения и управления эвакуацией, суд не представил возможности выбора способа по оборудованию объекта названными системами, судебной коллегией признаются необоснованными, в силу следующего.
Из положений вышеприведенного законодательства следует безусловная обязанность ответчиков в целях антитеррористической защищенности лиц, находящихся в образовательном учреждении, оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией людей, поскольку несоблюдение требований законодательства по антитеррористической защищенности объекта, относящегося к третьей категории опасности, создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения, в связи с чем суд первой инстанции признал заявленные требования прокурора обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что бюджет муниципального городского округа город-курорт Ессентуки на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов утвержден Решением Думы городского округа города-курорта Ессентуки от 07.12.2022 № 104 и бюджетом не предусмотрено выделение денежных средств на оборудование спорного объекта системой оповещения и управления эвакуацией, о незаконности решения суда не свидетельствуют, поскольку не опровергают вывод суда о необходимости приведения объекта образовательного учреждения Министерства просвещения РФ, к которым относится МБДОУ ДС комбинированного вида № 13 «Радуга», в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, в которых недостаточное финансирование не поименовано в качестве причины для отказа в проведении соответствующих мероприятий.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28.06.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение составлено 11.10.2023.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>