РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дивное 24 сентября 2020 года.
Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Горностай Н.Е.,
при секретаре Якименко Л.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Ставропольскому краю к Грачеву О.Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу,
установил:
МРИ ФНС России № 3 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным иском к Грачеву О.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц в размере <данные изъяты> рубля и пени в размере <данные изъяты> рублей, мотивировав свои доводы следующим.
На налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Ставропольскому краю (далее - Межрайонная инспекция, Истец) состоит качестве налогоплательщика Грачев О.Ю. (далее - Ответчик, Налогоплательщик). В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации далее - НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии ст. 358 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, самоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения статьи 357 НК РФ, связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо. Иных оснований для освобождения от обязанности по уплате транспортного налога, кроме снятия транспортного средства с регистрационного учета, угона транспортного средства, либо возникновения права на налоговую льготу действующее налоговое законодательство не предусматривает.
Таким образом, в силу положений ст. 357, ст. 358 НК РФ налогоплательщиками являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы и обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия транспортного средства у налогоплательщика.
В соответствии со ст. 357 НК РФ Грачев О.Ю. является плательщиком транспортного налога.
В силу положений ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации ответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (п. 1 ст. 361 НК РФ).
На территории Ставропольского края транспортный налог установлен Законом Ставропольского края от <дата> №-кз «О транспортном налоге» (далее - Закона №-кз).
В соответствии со сведениями, предоставленными налоговой инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, физическому лицу была исчислена сумма налога как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, установленной статьей 1 Закона Ставропольского края №-К3 от <дата>.
На основании сведений имеющихся у налогового органа в отношении Грачева О.Ю. была исчислена сумма налога, которая указана в налоговых уведомлениях № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, № от <дата> на уплату физическим лицом налогов направленных в адрес налогоплательщика.
Расчет суммы налога подлежащей уплате приведен в налоговых уведомлениях № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, № от <дата> на уплату налогов физическим лицом, являющихся приложением к настоящему заявлению.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить налоги. Данную обязанность Грачев О.Ю. не исполнил.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.1996г. №-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому законодательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате своевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - в виде пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо считающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
В связи с не поступлением в срок сумм налога Межрайонной инспекцией выгружены в личный кабинет налогоплательщика, к которому он подключен, требования № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, № от <дата> в которых указано, что на лицевом счете у налогоплательщика имеется задолженность: - транспортный налог с физических лиц в размере <данные изъяты> рубля и пеня в размере <данные изъяты> рублей. До настоящего времени сумма задолженности по налогу не уплачена.
МРИ ФНС России № 3 по Ставропольскому краю подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в котором просит восстановить срок на предъявление в суд административного искового заявление, мотивируя ходатайство следующим.
Обязанность платить налоги в Конституции Российской Федерации закреплена как одна из важнейших.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, по смыслу данной статьи, имеет публично-правовой, а не частноправовой гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежим полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушался бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом (Постановление Конституционного суда РФ №-П от 14.07.2005г.).
От добровольного исполнения конституционной обязанности в значительной мере зависят выполнение государством своей социальной роли, охраны его суверенитета, обороноспособности.
Согласно с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня, определяемая в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 286 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее - КАС РФ) пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Срок обращения в суд с заявлением о взыскании налога пропущен по техническим причинам.
Межрайонная инспекция считает указанные выше обстоятельства пропуска срока на обращение в суд уважительными, так как они произошли не по вине Межрайонной инспекции. Так в информационном ресурсе, в вышеуказанные периоды, был недоступен режим по автоматизированному формированию заявлений о вынесении судебного приказа.
Межрайонная инспекция считает указанные выше обстоятельства пропуска срока на обращение в суд уважительными, так как они произошли не по вине Межрайонной инспекции.
Также Межрайонная инспекция просит учесть, что обращение в суд с административным исковым заявлением преследуется цель защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей. Отказ налоговому органу в осуществлении правосудия в связи с пропуском срока на обращение с административным исковым заявлением повлечет нарушение прав бюджета на поступление налогов и как следствие приведет к не полному его формированию.
Кроме этого, следует отметить, что налогоплательщиком нарушена обязанность, предусмотренная ст. 23 НК РФ, по уплате законно установленных налогов в бюджет, вследствие чего за ним числится задолженность по страховым взносам. В случае отказа в восстановлении срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, указанные суммы задолженности будут являться невосполнимыми потерями для бюджета.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Ставропольскому краю просит суд, защитить право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на своевременное, полное поступление в бюджет налогов и восстановить срок на предъявление в суд административного искового заявления.
В предварительное судебное заседание административный истец представитель МРИ ФНС № 3 по Ставропольскому краю, не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства. Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного истца.
Административный ответчик Грачев О.Ю. в предварительное судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении иска и восстановлении срока просил отказать. Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предварительное судебное заседание проводится в целях выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением.
В силу ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в отношении Грачева О.Ю. была исчислена сумма налога, которая указана в налоговых уведомлениях № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, № от <дата> на уплату физическим лицом налогов направленных в адрес налогоплательщика. Расчет суммы налога подлежащей уплате приведен в налоговых уведомлениях № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, № от <дата> на уплату налогов физическим лицом.
Согласно ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В связи с не поступлением в срок сумм налога Межрайонной инспекцией выгружены в личный кабинет налогоплательщика, к которому он подключен, требования № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>.
В суд с административным иском МРИ ФНС № 3 по Ставропольскому краю о взыскании недоимки по транспортному налогу с Грачева О.Ю. обратилась <дата>.
К уважительным причинам пропуска срока обращения в суд относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Как следует из разъяснений, изложенных в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от <дата> №, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин несвоевременного обращения в суд, административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования МРИ ФНС № 3 по Ставропольскому краю к Грачеву О.Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу не подлежат удовлетворению, в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 48 НК РФ, ст. 138 КАС РФ, ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Ставропольскому краю к Грачеву О.Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пене в размере 2 066 рублей 90 копеек – отказать, в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: Н.Е. Горностай