Судья Скрипкина Е.Ю. Дело №33а-1657/2019г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Курск 25 июня 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей Стародубова Ю.И., Шуваевой Е.И.,
при секретаре Алфимовой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сотникова Валентина Валентиновича и Кондаковой Ирины Петровны к Администрации г. Курска о признании незаконным постановления, поступившее по апелляционной жалобе Сотникова В.В. и Кондаковой И.П. на решение Ленинского районного суда г.Курска от 27 февраля 2019 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Переверзевой И.Н., выслушав представителя Сотникова В.В. и Кондаковой И.П. по доверенности Долженкову Н.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя Администрации г. Курска по доверенности Васильевой Н.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Сотников В.В. и Кондакова И.П. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Курска о признании незаконным постановления от 12 ноября 2018 года № «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд» в части принятия решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1221 кв.м., изымаемая площадь 667 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего им на праве общей долевой собственности, и возложении на Администрацию г. Курска обязанности совершить действия по исключению из Единого государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации ограничения права - изъятии для муниципальных нужд в отношении данного земельного участка, указав, что в декабре 2018 г. Сотников В.В. обнаружил, что на принадлежащем административным истцам земельном участке без их согласия производятся ремонтно-строительные работы с использованием тяжелой техники; Сотников В.В. обратился в правоохранительные органы, которые установили, что 12 ноября 2018 года Администрацией г. Курска было принято постановление № «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд», в соответствии с которым у административных истцов в целях реконструкции объекта местного значения - автомобильной дороги Курск - п. Искра - Чаплыгино - Алябьево изымается для муниципальных нужд города Курска часть земельного участка площадью 667 кв.м.; письменные уведомления об изъятии земельного участка с кадастровым номером № в их адрес не направлялись; переговоры по вопросу изъятия принадлежащего им земельного участка не проводились; проект соглашения об изъястии земельного участка не направлялся. При этом в отношении земельного участка осуществлена государственная регистрация обременения (изъятие для муниципальных нужд г. Курска), тогда как соблюдение процедуры изъятия земельного участка должно предшествовать его фактическому изъятию и использованию для нужд города.
Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе Сотников В.В. и Кондакова И.П. просят отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу Администрации г.Курска, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 3.2 ч. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
В соответствии со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения: объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования; 2) утвержденными проектами планировки территории.
В силу ч. 4 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Администрации г. Курска от 12 ноября 2018 г. № «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд» принято решение об изъятии, в том числе земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1221 кв.м., изымаемая площадь 667 кв.м., расположенного по адресу: Курская <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Сотникову В.В. и Кондаковой И.П.
Согласно указанному постановлению изъятие земельных участков производилось для размещения линейного объекта «Автодорога Курск - п. Искра - Чаплыгино - Апябьево (реконструкция) (1-й и 2-й этапы) в г. Курске» в целях реконструкции объекта местного значения.
Данная дорога не отвечает требованиям СП-42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городов и сельских поселений», утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, (глава 11) - она имеет только проезжую часть, не имеет тротуаров, заездных «карманов» для общественного транспорта, зеленой полосы, разделяющей проезжую часть и тротуары. Это единственная дорога, соединяющая пр-т А.Дериглазова с городом.
Постановлением Администрации г. Курска от 31 июля 2018 г. № утверждена документация по планировке территории для размещения линейного объекта «Автодорога Курск - п. Искра - Чаплыгино - Алябьево (реконструкция) (1-й и 2-й этапы) в г. Курске», которая предусматривает необходимый участок для обустройства данной дороги, перечень земельных участков, по которым проходит дорога.
На основании закона Курской области от 21 февраля 2018 года № 11-ЗКО земельный участок административных истцов вошел в состав г. Курска. В связи с чем Администрация г. Курска обоснованно приняла решение об изъятии земельных участков для реконструкции дороги, в том числе и земельного участка административных истцов.
Согласно ст. 56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:
1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;
4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;
5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), ;опию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных;
6) участках объекты недвижимого имущества.
Рассматривая дело, суд первой инстанции проверил оспариваемое в части постановление на соответствие положениям статей 49, 56.2, 56.3 ЗК РФ, статьи 279 ГК РФ, пришел к выводу, что оно принято в связи с реконструкцией автомобильной дороги – линейного объекта «Автодорога Курск - п.Искра – Чаплыгино – Алябьево (реконструкция) (1-й и 2-й этапы) в г.Курске» местного значения. Данная дорога имеет важное социальное значение, реконструкция дороги необходима в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, изъятие земельного участка обусловлено муниципальными нуждами, произведено в рамках реализации вопросов местного значения.
Постановление Администрации г. Курска Курской области от 12 ноября 2018 г. № «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд» принято правомочным органом, к ведению которого отнесены данные вопросы; доводы административных истцов о ненадлежащем извещении их о принятом постановлении, невыполнении органом местного самоуправления обязанности направить собственникам подлежащего изъятию земельного участка проект соглашения, к обстоятельствам, подлежащим установлению по настоящему делу, не относятся, имеют значение при проверке соблюдения самой процедуры изъятия земельного участка, реализуемой после принятия решения об изъятии земельного участка.
Установив указанные обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе правильного применения норм материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого в части постановления незаконным и постановил решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда соответствуют материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
Доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие административных истцов с выводами суда, однако по существу их не опровергают, а также не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Суд первой инстанции правильно не установил нарушения прав административных истцов оспариваемым в части постановлением, так как их права и законные интересы защищены компенсационными мероприятиями в случае изъятия земельного участка и объектов недвижимости, баланс частных и публичных интересов на момент рассмотрения дела соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г.Курска от 27 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сотникова В.В. и Кондаковой И.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи