Дело №2-136/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2021 года г. Усмань Липецкой области
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Пироговой М.В.
при секретаре Шестаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Тарасова А.А. к Кокореву С.С., ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» о взыскании в пользу Российской Федерации вреда, причиненного почвам в результате организации незаконного проведения работ по снятию грунта, выравниванию и перекрытию поверхности почв, почвенного профиля искусственными покрытиями и линейными объектами,
У С Т А Н О В И Л:
Главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Тарасов А.А. обратился с иском к Кокореву С.С. о возмещении вреда, указав, что в марте 2019 года при осмотре территории заповедника в выделе <данные изъяты> Усманского участкового лесничества была обнаружена порча почвы путем перекрытия природным щебнем дороги в направлении ДД.ММ.ГГГГ». В ходе проверки было установлено, что в 2018 году были проведены работы по снятию грунта, выравниванию и засыпки природным щебнем лесной дороги общей площадью 5 251,3 кв.м., средней глубиной залегания щебня 14,9 см. Указанные работы осуществлялись на основании договоров, заключенных ДД.ММ.ГГГГ г. между ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» и ООО «ГидроТемплоТехСервис», по строительству пожарного проезда Беляево-Пчельники. Поставка щебня по данному строительству осуществлялась ООО «Фемида Гарант» на основании договоров, заключенных с ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г. От имени ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» указанные договоры были подписаны исполняющим обязанности директора Кокоревым С.С. который в нарушение положений Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и земельного законодательства принял решение о строительстве дороги без получения на это необходимой разрешительной документации. В результате использования своих служебных полномочий, вопреки интересам заповедника, Кокорев С.С. причинил вред природному комплексу – государственному заповеднику и окружающей среде. Общая сумма ущерба составила 5 248 674 руб.
В этой связи, истец, с учетом уточнений, просит взыскать с Кокорева С.С. в пользу Российской Федерации возмещение вреда, причиненного Российской Федерации в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории, а именно: вреда, причиненного почвам в результате организации незаконного проведения работ по снятию грунта, выравниванию и перекрытию поверхности почв, почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами, в размере 5 248 674 руб.
Определениями суда от 27.01.2020 г. и от 10.03.2021 г., принятыми в протокольной форме, к участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены ООО «ГидроТемплоТехСервис», ООО «Фемида Гарант» и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Определением суда от 30.03.2021 г., принятым в протокольной форме, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГБУ «Воронежский государственный заповедник».
Истец главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Тарасов А.А. в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель истца по доверенности Мохов Н.П. в судебном заседании исковые требования к Кокореву С.С. поддержал в полном объеме, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении. От предъявления исковых требований к ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» отказался.
Ответчик Кокорев С.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что участок лесной дороги «<адрес>, на котором были произведены работы, находится в зоне традиционного хозяйственного использования заповедника. Данный участок дороги имеет важное значение для обеспечения пожарной безопасности леса, поскольку соединяет ПХС на кордоне «Медведский» с Усманским лесничеством. Отсыпка участка лесной дороги щебнем не является строительством линейного объекта и осуществлена им не в личных целях, а для обеспечения деятельности заповедника. Полагает, что надлежащим ответчиком в данном случае является ФГБУ «Воронежский государственный заповедник». Не согласен с тем, что им причинен ущерб растениям и животным, поскольку истцом не представлено доказательств того, что в 240 квартале обитают редкие виды животных и растений.
Представитель ответчика ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» по доверенности Пастревич И.В. в судебном заседании объяснила, что надлежащим ответчиком по делу является Кокорев С.С., который, будучи руководителем ФГБУ «Воронежский государственный заповедник», с использованием своего служебного положения и вопреки интересам заповедника причинил вред природному комплексу – государственному заповеднику и окружающей среде, поскольку проведением незаконных работ по перекрытию поверхности почв искусственными покрытиями и (или) линейными объектами полностью разрушен растительный покров и места обитания беспозвоночных животных. Лесная дорога, являвшаяся грунтовой, стала дорогой с твердым искусственным покрытием, однако, изменения в проект освоения лесов не вносились, соответствующая разрешительная документация не оформлялась. Для того, чтобы существующая дорога стала лесной грунтовой дорогой, необходимо проведение рекультивации земель лесного участка.
Представители третьих лиц Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, Территориального управления Росимущества в Воронежской области, Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От представителей Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, Территориального управления Росимущества в Воронежской области поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители третьих лиц ООО «ГидроТемплоТехСервис», ООО «Фемида Гарант», надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, письменных возражений на иск не представили. Ранее, в судебном заседании 15.02.2021 г., директор ООО «ГидроТемплоТехСервис» оставил разрешение спора на усмотрение суда, пояснив, что строительство дороги осуществлялось по имеющемуся рельефу, был выровнен грунт и произведена отсыпка щебнем. Каких-либо претензий со стороны работников заповедника не имелось.
Представитель третьего лица Минприроды России, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив ходатайство об отложении судебного заседания для подготовки им мотивированной позиции относительно заявленных исковых требований.
Суд, на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются такие категории этих территорий как государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники.
Согласно п.14 ст.2 указанного Закона основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков.
В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.
Согласно п.п.1,2 ст.9 Закона № 33-ФЗ на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
Управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п.1,2 ст.11 Закона № 33-ФЗ).
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, в области обращения с животными, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы (пункт 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219).
Согласно пункту 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.
Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (п.4 ст.13 ЛК РФ).
ПереченьПеречень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.5 ст.13 ЛК РФ).
Распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2012 г. N 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, которым в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, предусмотрена лесная дорога.
В соответствии с «Порядком проектирования, создания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры», утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2020 г. N 565, работы по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры осуществляются на основании:
а) отраслевых и региональных программ развития лесного сектора;
б) лесных планов субъектов Российской Федерации;
в) лесохозяйственных регламентов лесничеств;
г) проектов освоения лесов;
д) государственного задания или государственного (муниципального) контракта (п.4).
Лица, использующие леса, проектируют объекты лесной инфраструктуры на основании планов их создания, которые содержатся в проекте освоения лесов, разработанном в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества 6.
Объекты лесной инфраструктуры некапитального строительства не проектируются. Их создание, содержание и эксплуатация на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование или аренду, осуществляются в соответствии с их пространственным размещением, предусмотренным проектом освоения лесов, прошедшим государственную или муниципальную экспертизу 7 (п.7).
Согласно п.п.1, 3 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 394 (с последующими изменениями приказами от 11 апреля 2012 г. N 103 и от 23.05.2016 г. № 307) утвержден Устав федерального государственного бюджетного учреждения "Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова" (т.1 л.д. 52-58).
Согласно пункту 8 Устава учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти.
Предметом деятельности учреждения является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории заповедника в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Минприроды России, Положением о заповеднике, иными нормативными правовыми актами и Уставом (пункт 19 Устава).
Одним из основных видов деятельности учреждения является выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятия, биотехнические мероприятия по охране и защите лесов, тушение лесных и иных природных пожаров).
Руководство учреждением осуществляется директором, который в силу положений подпункта 19 пункта 34 Устава организует и обеспечивает необходимые согласования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.36 Устава директор учреждения несет персональную ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за выполнение возложенных на учреждение задач и функций, результаты его деятельности, организацию бухгалтерского учета, предоставление отчетности в установленные сроки в порядке, установленном для бюджетных учреждений.
В соответствии с Положением о Федеральном государственном учреждении «Воронежский государственный природный биосферный заповедник», утвержденным Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации 12.04.2001 г. (с изменениями, утверждёнными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.03.2005 г. № 66, приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2009 г. № 48 и от 26.03.2009 г. № 71) территория заповедника включает в себя: ядро, включающее в себя естественные природные комплексы эталонного значения, а также природные комплексы, находящиеся на разных стадиях естественного развития; зону традиционного хозяйственного использования для проведения экспериментальных исследований и ведения разрешенных хозяйственных мероприятий (п.16).
На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе: строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий, дорог, путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника (п.17).
На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность людей, природных комплексов и объектов (п.18).
На территории зоны традиционного хозяйственного использования допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории (п.20) (т.1 л.д. 71-76).
Проектом освоения лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУ "Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова" в Усманском участковом лесничестве Липецкой области, Борском и Краснолесненском участковых лесничествах Воронежской области, государственная экспертиза которого проведена Минприроды России с вынесением положительного заключения, предусмотрено создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог (т.2 л.д. 69, 161, 180-181).
Согласно характеристик существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесных участках (таблица 1.3.1.1 Проекта освоения лесов), в выделе 25 квартала 240 Усманского участкового лесничества предусмотрена лесная дорога грунтовая, ширина 4 м (состояние удовлетворительное; проектируемые мероприятия – расчистка и уборка захламления (2016 год) (т.2 л.д.211-214).
В таксационном описании Усманского участкового лесничества ФГБУ "Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова" также имеется описание лесной дороги в квартале 240, относящемуся к зоне традиционного хозяйственного использования, - дорога лесная грунтовая, ширина 4 м, протяженность – 1,9 км, состояние – удовлетворительное (т.2 л.д.219-224).
При этом проведение мероприятий по строительству и реконструкции лесной дороги в выделе 25 квартала 240 Усманского участкового лесничества вышеуказанным Проектом освоения лесов не предусмотрено.
Согласно Проекту освоения лесов (раздел «Введение») внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов (т.2 л.д.164).
Судом установлено, что Кокорев С.С. в период со 02.12.2017 г. по 24.02.2019 г. исполнял обязанности директора ФГБУ "Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова" (т.1 л.д. 61., т.2 л.д.206).
ДД.ММ.ГГГГ г. между ФГБУ "Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова" в лице исполняющего обязанности директора Кокорева С.С. и ООО «ГидроТеплоТехСервис» были заключены договоры № на выполнение работ по строительству пожарного проезда «Беляево-Пчельники» (<данные изъяты> для нужд ФГБУ "Воронежский государственный заповедник» (т.1 л.д.180-213).
Согласно локально-сметным расчетам, согласованным сторонами указанного договора, в перечень работ было включено: разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами, уплотнение грунта прицепными катками, устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов и др.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г. между ФГБУ "Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова" в лице исполняющего обязанности директора Кокорева С.С. и ООО «Фемида Гарант» были заключены договоры на поставку щебня для строительных работ для нужд ФГБУ "Воронежский государственный заповедник" № (т.1 л.д.217-250, т.2 л.д. 1-14).
При этом соответствующие изменения, касающиеся возможности проведения вышеуказанных работ на территории заповедника, в Проект освоения лесов не вносились, соответственно, государственная экспертиза таких изменений Минприроды России не проводилась.
ДД.ММ.ГГГГ г. Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес директора ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» Тарасова А.А. было внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе в части использования особо охраняемых природных территорий, а именно: в организации работ по строительству пожарного проезда с твердым покрытием без внесения в проект освоения лесов и без согласования с Минприроды России (т.2 л.д. 132-134).
ДД.ММ.ГГГГ г. комиссия в составе старшего оперуполномоченного по ОВД УЭБиПК ГУ МВД, заместителя начальника отдела по взаимодействию с муниципальными образованиями КУВО «Дорожное агентство», ведущего эксперта КУВО «Дорожное агентство», старшего государственного инспектора, участкового государственного инспектора и старшего научного сотрудника ФГБУ "Воронежский государственный заповедник" провела обследование выдела <данные изъяты> Усманского участкового лесничества ФГБУ "Воронежский государственный заповедник", в ходе которого была обнаружена порча почвы путем перекрытия природным щебнем дороги в направлении «Пчельники-Беляево» (средняя ширина дороги – 5,3 м, длина – 1077 м, средняя глубина залегания щебня – 14,9 м) (т.1 л.д. 79-82).
Организация работ по перекрытию лесной дороги природным щебнем осуществлена с нарушением Проекта освоения лесов и противоречит требованиям законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Старшим научным сотрудником ФГБУ "Воронежский государственный заповедник" Гончаровой Н.Л. был произведен расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды на территории ФГБУ "Воронежский государственный заповедник", на основании «Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238, и «Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания», утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28 апреля 2008 г. N 107.
Согласно указанному расчету, размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, составляет 2 625 650 руб., а размер вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, составляет 2 623 024 руб. (т. 1 л..д.35-37).
Нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях допущено ФГБУ «Воронежский государственный заповедник», от имени которого действовал исполняющий обязанности директора Кокорев С.С.
Доводы ответчика Кокорева С.С. о том, что перекрытие лесной дороги природным щебнем осуществлялось для обеспечения деятельности заповедника в целях патрулирования территории заповедника и улучшения подъездных путей при пожароопасном периоде, а также о том, что произведенные работы не являются строительством нового линейного объекта, не могут быть приняты во внимание, поскольку производство таких работ на территории заповедника противоречит задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, не согласуется с Проектом освоения лесов и Положением о заповеднике.
Определяя лицо, ответственное за возмещение вреда, причиненного окружающей среде, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.1 ст.65 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно п.2 ст.65 названного Закона государственный экологический надзор, в числе прочего, включает в себя федеральный государственный лесной надзор; государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
В силу п.3 ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе предъявлять иски в суд в пределах своей компетенции.
Согласно п.19 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48, директор государственного природного заповедника является главным государственным инспектором по охране территории этого государственного природного заповедника (далее именуется - главный государственный инспектор), а его заместители - заместителями главного государственного инспектора.
Требование о возмещении вреда предъявлено главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Тарасовым А.А., являющимся одновременно директором ФГБУ «Воронежский государственный заповедник», в целях осуществления федерального государственного лесного надзора и надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Частью 1 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.
В соответствии с п.1 ст.77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, применительно к правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
По смыслу абз. 2 п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из условий ответственности работодателя является причинение вреда работником именно при исполнении им трудовых (служебных, должностных) обязанностей, то есть вред причиняется не просто во время исполнения трудовых обязанностей, а в связи с их исполнением. К таким действиям относятся действия производственного (хозяйственного, технического) характера, совершение которых входит в круг трудовых обязанностей работника по трудовому договору. Именно поэтому действия работника расцениваются как действия самого работодателя, который и отвечает за причиненный его работником вред.
Из материалов дела следует, что вред причинен окружающей среде в результате организации незаконного проведения работ по снятию грунта, выравниванию и перекрытию поверхности почв, почвенного профиля искусственными покрытиями (щебнем) руководителем ФГБУ «Воронежский государственный заповедник», который организовал мероприятия по проведению строительных работ на территории заповедника, заключил договоры на выполнение работ по строительству пожарного проезда.
Поскольку вред Кокоревым С.С. был причинен при исполнении им трудовых обязанностей, то ответственность по возмещению вреда возлагается на его работодателя – ФГБУ «Воронежский государственный заповедник».
Однако, учитывая, что истец отказался предъявить исковые требования к ФГБУ «Воронежский государственный заповедник», а Кокорев С.С. не является надлежащим ответчиком по делу, суд считает необходимым в удовлетворении иска главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Тарасова Анатолия Алексеевича к Кокореву С.С., ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» о взыскании в пользу Российской Федерации вреда, причиненного почвам в результате организации незаконного проведения работ по снятию грунта, выравниванию и перекрытию поверхности почв, почвенного профиля искусственными покрытиями и линейными объектами, отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий: М.В. Пирогова
Мотивированное решение изготовлено 19.04.2021 г.
Судья: М.В. Пирогова