Дело ***а-1788/2021
22OS0000-01-2021-001708-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2021 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бакланова Е.А.,
при секретаре Степаненко Е.Н.,
с участием прокурора Удачина И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения Алтайское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» к Избирательной комиссии Алтайского края об оспаривании решения от 16 августа 2021 года *** «О регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, выдвинутого избирательным объединением «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ»,
установил:
избирательное объединение Алтайское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Алтайского края, требуя отменить решение Избирательной комиссии Алтайского края от 16 августа 2021 года *** «О регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, выдвинутого избирательным объединением «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ». В обоснование требований указано, что 07 августа 2021 года избирательным объединением «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» в Избирательную комиссию Алтайского края представлены документы, необходимые для регистрации краевого списка кандидатов, в том числе подписи избирателей. 11 августа 2021 года составлен итоговый протокол проверки подписных листов, согласно которому 65 подписей избирателей признаны недействительными, что составляет 3,6% от общего количества подписей, подлежавших проверке. Однако, после ознакомления административного истца с вышеуказанными подписными листами обнаружены несоответствия выводов итогового протокола Рабочей группы. В частности, согласно сведениям подписных листов сборщиком подписей являлась Дашина А.П., которая проживает по адресу: <адрес>А, <адрес>, однако в сведениях о сборщике подписей, заверенных нотариально, указан иной адрес: <адрес>, что является нарушением подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 8 статьи 51.1 Кодекса Алтайского края о выборах референдуме, отзыве. Следовательно подписные листы, в которых указана сборщиком подписей избирателей Дашина А.П., не соответствуют действительности и должны быть исключены из общего объема представленных подписей избирателей. Кроме того в отношении 1804 подписей, подлежавших проверке, в соответствии с подпунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» должна быть проведена повторная проверка с привлечением эксперта-почерковеда по причине выявления нарушений в подписных листах: папка № 2: ФИО избирателя указаны не разборчиво; сведения во всех графах заполнены одной рукой, не сборщиком; имеются не оговоренные исправления в адресе; не полные данные об избирателе нет указания на дом и (или) квартиру; номер квартиры с неоговоренным исправлением; адрес <адрес> неверный – верно <адрес>; фамилия избирателя выполнена возможно с ошибками; улица проживания указана с ошибками; название улицы в адресе не читаемо; папка № 3: адрес указан через дробь, не разборчив номер паспорта, ФИО избирателей указаны не разборчиво, не разборчиво указаны адреса избирателей, в названии улицы имеется ошибка и исправление, адрес Шипуново-2 неверный, такого населенного пункта не имеется в Алтайском крае; адрес указан в скобках; в графе данных паспорта указаны дом и квартира; неполные данные адреса избирателя, нет номера дома и (или) квартиры; адрес избирателя указан в графе ниже, в данных другого избирателя; исправление в названии улицы не оговорено; папка №6: неполный адрес, нет номера дома и (или) квартиры; ошибка в фамилии избирателя; папка №10: ФИО избирателя указаны не разборчиво; все данные в подписных листах, в том числе и дата подписей внесены одной рукой, не сборщиком подписей; не верно указаны ФИО избирателя в обратной последовательности; даты подписей внесены сборщиком подписей, не самими избирателями; папка №15: ФИО избирателя указаны неразборчиво, данные в подписных листах внесены одной рукой; адрес указан через дробь; не разборчиво указан адрес; не разборчив номер паспорта; папка № 26: неполный адрес избирателя, нет указания на дом и квартиру; не оговоренные исправления в адресе избирателя; данные заполнены одной рукой; не верно указан номер паспорта. Таким образом, количество подписей избирателей подлежащих исключению превышает 5% от числа подписей, отобранных для проверки, что является основанием для отмены указанного решения Избирательной комиссии Алтайского края.
В судебном заседании представители административного истец Фогель Е.И., Квасов К.А. и Идолова К.Г. поддержали административные исковые требования, уточнив нарушения, допущенные в подписных листах.
Представители административного ответчика Избирательной комиссии Алтайского края Пономаренко А.Г. и Китновская О.В. при рассмотрении дела просили отказать в удовлетворении административного иска, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Аналогичную позицию высказал представитель заинтересованного лица Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ Котло Ю.Ю.
Заинтересованное лицо избирательное объединение Алтайское краевое отделение политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало.
При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, эксперта, изучив материалы настоящего административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных требований, суд приходит к выводу о неправомерности заявленного административного иска.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела, постановлением Алтайского краевого законодательного Собрания от 18 июня 2021 года №195 «О назначении выборов депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва» назначены выборы депутатов Алтайского краевого законодательного Собрания.
13 июля 2021 года Избирательная комиссия Алтайского края (далее также Избирательная комиссия) приняла от уполномоченного представителя избирательного объединения «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» (далее также Избирательное объединение) документы, необходимые для регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, выдвинутого Избирательным объединением, включая подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения краевого списка кандидатов (9221 подпись в 31 папке).
Решением Избирательной комиссии Алтайского края от 22 июня 2021 года *** определено, что для регистрации краевого списка кандидатов на указанных выше выборах необходимое количество подписей избирателей в поддержку выдвижения краевого списка кандидатов составляет 9019, количество подписей избирателей в поддержку выдвижения краевого списка кандидатов, подлежащих проврке в Избирательной комиссии Алтайского края для регистрации кравевого спика кандидатов составляет 1804.
Для приема документов и осуществления их проверки решением Избирательной комиссии Алтайского края от 21 мая 2021 года образована Рабочая группа и утвержден ее состав.
Указанное количество подписей для проведения проверки отбирается посредством случайной выборки (жребия), что следует из пункта 2 статьи 50 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве от 08 июля 2003 года № 35-ЗС (далее также Кодекс Алтайского края).
Порядок проведения случайной выборки подписных листов определен решением Избирательной комиссии Алтайского края от 22 июня 2021 года *** «О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой Избирательной комиссией Алтайского края подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения краевого списка кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва».
07 августа 2021 года по результатам случайной выборки представленных Избирательным объединением для регистрации краевого списка кандидатов подписных листов был составлен соответствующий протокол, в соответствии с которым для проверки отобрано 6 папок (№№2,6,10,15,26,3), содержащих 1804 подписи.
Протокол случайной выборки подписных листов подписан уполномоченным представителем Избирательного объединения Матасовым С.В. без каких-либо замечаний, копия данного дрокумента получена им в тот же день.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 статьи 49 Кодекса Алтайского края.
При этом для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов Законодательного Собрания, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, при выдвижении инициативы проведения референдума Алтайского края, отзыва, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению Избирательной комиссии Алтайского края может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей (пункт 3.1 статьи 49 Кодекса Алтайского края).
Проверка подписей избирателей осуществлялась рабочей группой с привлечением специалистов органов внутренних дел и органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Алтайского края, а также с использованием Специализированного программно –технического косплекса распознования и интеллектуальной обработки оцифрованных изображений подписных листов при проведении выборов в единый день голосования 19 сентября 2021 года.
Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, использовалась подсистема «регистр избирателей, участников референдума» ГАС "Выборы". После выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, а также выявления отсутствия в Регистре таковых, Избирательной комиссией 09 августа 2021 года направлен запрос в отношении указанных избирателей в Главное управление Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю, на который получены результаты соответствующей проверки.
Кроме того, 07 августа 2021 года в адрес экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Алтайскому краю направлен запрос о проведении исседдования полписных листов специалистом-почерковедом. По результатам проверки, проведенной специалистом-почерковедом Фриком М.А. составлено заключение от 10 августа 2021 года №***.
Ссылки представителя административного истца на недопустимость данного заключения безосновательны, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", установленные Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" правила производства экспертизы не регулируют деятельность, привлеченного избирательной комиссией для проверки достоверности подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В силу требований пункта 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
11 августа 2021 года по результатам проверки представленных Избирательным объединением подписных листов, проведенной рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что 65 подписей избирателей признаны недействительными: 5 подписей признаны недействительными как повторяющиеся подписи одного и того же избирателя (подпункт 6.2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ); 31 подпись признана недействительной, так как сведения об избирателе не соответствуют действительности (подпункт «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункт 3 статьи 51.1 Кодекса Алтайского края (на основании справки ГУ МВД России по Алтайскому краю от 11 августа 2021 года ***); 1 подпись признана недействительной, так как указан неполный адрес места жительства избирателя (подпункт «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункт 4 статьи 51.1 Кодекса Алтайского края ); 1 подпись признана недействительной, так как не указана дата собственноручного внесения избирателем своей подписи (подпункт «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункт 4 статьи 51.1 Кодекса Алтайского края); 5 подписей признаны недействительными, так как содержат неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя (подпункт «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункт 6 статьи 51.1 Кодекса Алтайского края (на основании заключения ЭКЦ ГУ МВД России по Алтайскому краю от 10 августа 2021 года №И-6792); 1 подпись признана недействительной, так как дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно (подпункт «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункт 6 статьи 51.1 Кодекса Алтайского края (на основании заключения ЭКЦ ГУ МВД России по Алтайскому краю от 10 августа 2021 года №И-6792); 2 подписи признаны недействительными, так как содержат неоговоренные избирателем или лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, исправления в сведениях об избирателе (подпункт «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункт 7 статьи 51.1 Кодекса Алтайского края); 14 подписей признаны недействительными, так как сведения о лице, осуществлявшим сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункт 8 статьи 51.1 Кодекса Алтайского края); 5 подписей признаны недействительными, так как сведения о лице осуществлявшим сбор подписей избирателей, не соответствуют действительности (подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункт 8 статьи 51.1 Кодекса Алтайского края (на основании справки ГУ МВД России по Алтайскому краю от 11 августа 2021 года ***).
В этой части решение Избирательной комиссии не оспаривается.
Следовательно, количество подписей избирателей, признанных недействительными, составило 3,6% от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии со статьей 50 Кодекса Алтайского края.
Поскольку имелось необходимое количество достоверных подписей избирателей, представленных Избирательным объединением, 16 августа 2021 года Избирательная комиссия приняла оспариваемое решение *** о регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, выдвинутого избирательным объединением «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» (далее также решение от 16 августа 2021 года ***).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Учитывая, что решением Избирательной комиссии от 02 августа 2021 года *** зарегистрирован краевой список кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Алтайское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», административный истец вправе оспорить аналогичное решение, принятое в отношении Избирательного объединения.
Срок, установленный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соблюден.
В обоснование доводов о незаконности решения избирательной комиссии от 16 августа 2021 года ***, избирательное объединение Алтайское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» указало в административном иске на наличие в подписных листах, представленных Избирательным объединением, недействительных подписей, количество которых превышает 5% от числа, отобранных для проверки, что свидетельствует о наличии оснований для отмены решения Избирательной комиссии.
Согласно подпунктам «в.1» и «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ основаниями отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума являются: если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 4.1 и 5 статьи 52 Кодекса Алтайского края.
Таких оснований судом при разрешении настоящего публичного спора не установлено.
С целью проверки утверждения административного истца о несоответствии выводов в итоговом протоколе рабочей группы и нарушениях, имеющихся в подписных листах, в судебном заседании с участим представителей сторон, заинтересованного лица и эксперта проведена повторная проверка подписных листов в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ в пределах подписей, подлежавших проверке.
Согласно подпунктам «в», «г», «е» и «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума.
При этом избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз (пункт 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).
Сопоставление содержания подлинников подписных листов, исследованных в судебном заседании, сведений (с уточнениями), представленных управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Алтайскому краю, письменных заключений эксперта и его показаний в ходе судебного разбирательства, позволяет суду прийти к выводу о наличии в подписных листах, представленных Избирательным объединением, недействительных подписей избирателей, которые не были признаны таковым Избирательной комиссией.
В частности, в подписных листах имеются неоговоренные исправления в имени избирателя (папка 2 лист 3 подпись 2), неоговоренные исправления в номере квартиры адреса места жительства избирателя (папка 2 лист 23 подпись 2), неоговоренные исправления в названии улицы адреса места жительства избирателя (папка 3 лист 5 подпись 2), неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя (папка 3 лист 11 подпись 5), неоговоренные исправления в названии улицы адреса места жительства избирателя (папка 3 лист 16 подпись 5), неоговоренные исправления в названии улицы адреса места жительства избирателя (папка 3 лист 21 подпись 5), неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя (папка 3 лист 31 подпись 3), неоговоренные исправления в отчестве избирателя (папка 10 лист 11 подпись 5), неоговоренные исправления в названии улицы адреса места жительства избирателя (папка 10 лист 27 подпись 5), неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя (папка 15 лист 40 подпись 5), неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя (папка 26 лист 9 подпись 5).
Очевидные исправления в иных проверяемых подписных листах отсутствуют.
Кроме того, в подписных листах неверно указана улица адреса места жительства избирателя (папка 3 лист 7 подпись 3), неверно указано имя избирателя (папка 2 лист 21 подпись 4), неверно указано имя избирателя (папка 3 лист 3 подпись 3), неверно указана фамилия и опущено неоговоренное исправление в имени избирателя (папка 6 лист 9 подпись 4), неверно указана фамилия избирателя (папка 6 лист 29 подпись 2), не указа номер квартиры адреса места жительства избирателя (папка 10 лист 6 подпись 1), неверно указано отчество избирателя (папка 10 лист 41 подпись 3), неверно указана фамилия избирателя (папка 10 лист 43 подпись 4), неверно указано отчество избирателя (папка 15 лист 48 подпись 5).
Учитывая, что данная информация относится к сведениям об избирателе и должна отражаться в подписных листах в строгом соответствии с документом, удостоверяющим личность избирателя, а неоговоренные изменения в подписных листах не допускаются, суд признает вышеуказанные подписи недействительными.
Кроме того, согласно заключениям от 02 сентября 2021 года №*** и от 03 сентября 2021 года ***, в подписном листе (папка 15 лист 11 подписи 1 и 2) рукописные записи в графах «Фамилия, имя, отчество», «Адрес места жительства» и «Дата внесения подписи» заполнены одним лицом; в подписном листе (папка 15 лист 8 подпись 3) в графе «Дата внесения подписи» имеется исправление, специально не оговоренное избирателем, первоначального содержания в дне, внесенное путем письма поверх существующей записи.
При таких обстоятельствах, суд также признает недействительными подписи 3 и 1, содержащиеся в папке 15 лист 8 и лист 11 соответственно.
Утверждение административного истца о внесении подписей одним лицом в ряде других подписных листов и подписании подписных листов не избирателями допустимыми доказательствами не подтверждено и опровергается показаниями эксперта.
Оснований для признания недействительными иных подписей, перечисленных в административном иске, судом не установлено.
Таким образом, количество подписей признанных судом недействительными - 22, следовательно, общее число подписей избирателей, содержащихся в проверенных подписных листах, с учетом подписей признанных недействительными Избирательной комиссией, составляет 87 подписей.
Суд отвергает доводы административного истца об указании в подписных листах в адресе избирателей неправильного наименования населенного пункта (Шипуново-2, п.Плоскосемино, с.Плоскосемино, с.Пл.-Семеново, п.Плоско-Семеново), отсутствии указания на номер дома и (или) квартиры по следующим мотивам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации), под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 гола N67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Согласно справке главы Поспелихинского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края от 30 августа 2021 года *** и от 31 августа 2021 года ***, село Плоскосемино, село Плоско-Семеново, село Пл-Семеново и поселок Плоскосеминский являются одним и тем же населенным пунктом.
Законом Алтайского края от 02 июня 2008 года N 48-ЗС "О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований Ребрихинского района Алтайского края" статусом сельского поселения с определением административного центра и установлением границ наделен Плоскосеминский сельсовет Ребрихинского района Алтайского края с административным центром в поселке Плоскосеминск.
Кроме того, Законом Алтайского края от 02 июля 2008 N 52-ЗС "О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований Шипуновского района Алтайского края" статусом сельского поселения с определением административного центра и установлением границ наделен Российский сельсовет Шипуновского района Алтайского края с административным центром в селе Шипуново. При этом статусом сельского поселения с определением административного центра и установлением границ наделен также Шипуновский сельсовет Шипуновского района Алтайского края с административным центром в селе Шипуново, которое является иным населенным пунктом.
Как следует их сведений, представленных ГУ МВД России по Алтайскому краю, регистрация по месту жительства ряда избирателей Шипуновского и Ребрихинского районов Алтайского края была осуществлена задолго до вступления в силу указанных Законов Алтайского края.
Исходя из ответа главы Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края от 03 сентября 2021 года ***, в селе Шипуново Шипуновского района Алтайского края отсутствуют улицы Южная и Зеленая.
При этом нельзя оставить без внимания и то обстоятельство, что согласно адресным справкам УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю Емельянова Н.В. и Анникова В.Ф. зарегистрированы с 1981 года и 1990 года соответственно в <адрес> <адрес> <адрес> Алтайского края.
Однако согласно данным паспортов указанных граждан, нотариально удостоверенные копии страниц которых представлены в судебное заседание, адрес их регистрации по месту жительства: <адрес>.
Подобную ситуацию нельзя исключить и в отношении других избирателей.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что, вопреки доводам административно истца, адреса избирателей, указанные в подписных листах, соотносятся со сведениями органов регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а допущенные ими ошибки не препятствуют однозначному восприятию сведений о месте жительства граждан.
Согласно подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Аналогичные положения закреплены в пункте 8 статьи 51.1 Кодекса Алтайского края.
Таким образом, из приведенных положений следует, что подписи избирателей в подписном листе могут быть признаны недействительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Избирательным объединением в Избирательную комиссию представлен нотариально удостоверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения краевого списка кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва, в котором содержатся сведения о Дашиной А.П., проживающей по адресу: <адрес>.
Данный список, как справедливо указано представителем Избирательной комиссии, соответствует форме, утвержденной решением Избирательной комиссии Алтайского края от 15 июня 2021 года ***.
Вместе с тем в исследованных подписных листах адрес места жительства указанного лица – <адрес>. По данному адресу Дашина А.П. зарегистрирована с 06 октября 2020 года, что подтверждается ответом управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Алтайскому краю от 30 августа 2021 года и содержанием паспорта гражданина Российской Федерации.
Следовательно, имеет место несоответствие данных, указанных лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, в подписных листах и в удостоверенном нотариусом списке этих лиц, при этом сведения, указанные этим лицом в подписных листах, соответствуют действительности.
Вопреки доводам административного истца, выявленное расхождение в списке лиц, осуществлявших сбор подписей, и подписных листах, сами по себе не являются основанием для признания всех подписей собранных названным сборщиком недействительными в соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и пунктом 8 статьи 51.1 Кодекса, предусматривающих в качестве основания для признания подписей недействительными указание именно в подписном листе данных, не соответствующих действительности.
Федеральный законодатель прямо указал в пунктах 5 и 6.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной: имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений; специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки, если не установлена недостоверность или недействительность подписи избирателя в соответствии с подпунктами "з", "и", "м", и "о" пункта 6.4 поименованной статьи Федерального закона.
В соответствии с Правилами русской орфографии и пунктуации, утвержденными в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР, буква "ё" пишется в случаях, когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, либо когда необходимо указать произношение малоизвестного слова.
Использование буквы "ё" имеет главным образом смыслоразличительный характер, написание буквы "е" вместо буквы "ё" и наоборот в фамилии, имени и отчестве не искажает сведений об избирателе, если все остальные идентификационные данные соответствуют действительности.
Значительная часть перечисленных в административном исковом заявлении замечаний к подписям сводится к особенностям почерка избирателя, сборщика подписей (неразборчивость фамилии, имени и отчества, номера паспорта, адреса и других сведений), связаны с режимом оформления подписного листа и качеством использованных авторучек, данные подписи не содержат фактических ошибок и в силу указанных пунктов 5, 6.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, не препятствуют однозначному восприятию содержащихся в подписных листах сведений.
На основании изложенного суд констатируя, что количество действительных подписей, представленных Избирательным объединением, достаточно для регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения Избирательной комиссии Алтайского края от 16 августа 2021 года *** «О регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, выдвинутого избирательным объединением «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» действующему законодательству, в связи с чем отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ *** «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░».
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.