РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 11 июля 2022 года
Починковский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Копнина С.Н.
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «МСК-НТ» о защите прав потребителей, об обязывании перерасчета за услуги ТКО, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО2 обратились в суд с иском к ООО «МСК-НТ» и, в соответствии со ст. 3 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 15, ст. 17 ФЗ «О защите прав потребителей», просит:
- Обязать ответчика Общество с ограниченной ответственностью МСК-НТ произвести перерасчет за коммунальную услугу в сумме 14 059 рублей по обращению с ТКО по лицевому счету 936705496 по <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО2.
- Взыскать с ответчика Общество с ограниченной ответственностью МСК-НТ в пользу ФИО2 и ФИО3 компенсацию морального вреда в пользу каждого по пять тысяч рублей.
В обоснование иска указывают, что истец ФИО2 в соответствии со свидетельством о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного в <адрес>. В жилом доме также зарегистрирована супруга истца ФИО2 - истец ФИО3. В соответствии с решением Починковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО2, ФИО3 к Администрации Починковского муниципального округа <адрес> об обязании организовать сбор и вывоз мусора с <адрес> исковые требования были удовлетворены в полном объеме и этим решением суд обязал Администрацию Починковского муниципального округа <адрес> организовать сбор мусора и вывоз мусора с <адрес>, а также обустроить площадку установки контейнеров, мусоросборников и установить на них мусорные контейнеры. Этим решением фактически установлено, что услуга по сбору и вывозу мусора не оказывалась по <адрес>, где проживает истцы ФИО3 и ФИО2 Вместе с тем, согласно платежного документа № за декабрь 2020 года на счет ответчика 000 МСК-НТ было перечислено 11 468 рублей и по платежному документу № за июнь 2021 года было перечислено 2591 рубль, а всего было перечислено 14 059 рублей. Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы (далее по тексту - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №). Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1). Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил (введен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 232). Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7). Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил. В п. 148(45) постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам. В п. 17 Приложения указано обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз) допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °С за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N2 к Правилам. Вступившим в законную силу решением суда установлено, что услуга вообще не предоставлялась. Следовательно, плата за ТКО подлежит перерасчету. В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Региональным оператором на территории <адрес> является Общество с ограниченной ответственностью МСК-НТ. Она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете платежей. Однако обращение истца ответчик оставил без удовлетворения. В силу части 4 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ. При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 ЖК РФ). Не оспаривается, что услуга не предоставлялась по вине Администрации Починковского муниципального округа, которая была обязана организовать сбор мусора. Вместе с тем, ответчик обязан их был освободить от уплаты за услуги ТНО в связи с непредставлением данной услуги. В результате взимания денег было нарушено их как потребителя, когда ответчик отказался от перерасчета платежей. Истцы считают, что их право нарушено ответчиком, поскольку взималась плата за непредставленную услугу. ФИО2 и ФИО6 в результате нарушенного права претерпевали физические и нравственные страдания. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практики о защите прав потребителей» при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой -организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст.15 Федерального закона «О защите прав потребителей» Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Моральный вред истцы оценивают по 5000 рублей в пользу каждого. Истцы считают, что такой размер компенсации морального вреда будет соответствовать требованиям разумности и справедливости. В соответствии со ст.17 Федерального закона «О защите прав потребителей» 1. Защита прав потребителей осуществляется судом.2. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и законных интересов.
В подтверждение исковых требований истцом предоставлены следующие документы: документ об уплате госпошлины, копия свидетельства о наследстве по завещанию, копия паспорта ФИО3, копия заявления о перерасчете, квитанция об оплате за ТОК в сумме 3591 рубль, копия квитанции об оплате за ТКО в сумме 11468 рублей, квитанция об отправлении копии искового заявления ответчику.
В судебном заседании истец ФИО3 заявленные требования поддержала и подтвердила доводы изложенные в исковом заявлении.
Истец ФИО2, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился и в своем заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Ответчик ООО «МСК-НТ», будучи надлежащим образом, извещен о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил и не ходатайствовал об отложении дела, возражений по существу иска не предоставил.
Суд считает, что ответчик надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 117 ГПК РФ.
Неявка лиц извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является из волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ лица участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин……. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом изложенного, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО3, ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «МСК-НТ» о защите прав потребителей, об обязывании перерасчета за услуги ТКО, компенсации морального вреда, подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» данный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.1 и п.4 ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей (п.7 ст.24.6 Федерального закона №89-ФЗ).
Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> (зона деятельности 8) от ДД.ММ.ГГГГ и приложением № к данному соглашению «Описание границы зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>» установлено, что по итогам конкурсного отбора, проведенного <адрес>, на территории <адрес> ООО «МСК-НТ» наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> в зоне деятельности №, в которую входит <адрес>.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №», утвердившее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которыми установлен порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №».
В соответствии с п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно п.4 вышеуказанных Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>», действующим с ДД.ММ.ГГГГ, утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>.
Решением Региональной службы по тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении Обществу с ограниченной ответственностью «МСК-НТ», <адрес>, единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зонам деятельности № и №», с учетом внесенных в него решением Региональной службы по тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № изменений, установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности №, действующие с ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение вышеназванных норм ДД.ММ.ГГГГ предложение, адресованное потребителям о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и текст типового договора были размещены региональным оператором ООО «МСК-НТ» на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение 10 рабочих дней после установления единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности №, в вышеуказанное предложение были внесены соответствующие дополнения.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Часть 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Частью 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как указано выше, постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области, а также установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении многоквартирных домов определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 2).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам, а именно, исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании, установлено, что согласно свидетельство о праве на наследство по завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ, наследником имущества ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, является сын ФИО2, наследство состоит, из: земельного участка и жилого дома, находящихся по адресу: <адрес>. Земельный участок под кадастровым номером 52:59:0060206:488, расположенного на землях населенных пунктов, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, размером 900 кв.м. Жилого дома одноэтажного кирпичного, общей площадью 73,5 кв.м., из них жилой 44,4 кв.м.
ФИО3, ФИО2 обращались в ООО «МСК-НТ» с заявлением о перерасчете за коммунальные услуги по обращению с ТКО по лицевому счету 936705496 по <адрес>.
В соответствии с платежным документом для внесения платы за коммунальные услуги обращение с ТКО л/с 936705496 за май 2021 года необходимо уплатить 569,32 руб. и еще долг в размере 2677,25 руб. и пени в размере 345,02 руб., всего на сумму 3591,59 руб.
Чек-ордером № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 оплачен сводный счет ЖКХ на сумму 3591,59 руб. лицевой счет 936705496.
Из платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги обращение с ТКО л/с 936705496 за май 2021 года установлено, что всего необходимо уплатить с учетом долга 11468,01 руб.
Чек-ордером № от ДД.ММ.ГГГГ оплачен сводный счет ЖКХ на сумму 11468,01 руб. лицевой счет 936705496.
Таким образом, истец ФИО2 в силу приведенных положений законодательства обязан оплачивать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту нахождения жилого помещения, собственником которого он является.
При этом в действиях ответчика, являющегося организацией, оказывающей услуги по вывозу твердых коммунальных отходов и предъявляющей истцу к оплате квитанции, установлено, что услуга по сбору и вывозу мусора по адресу: <адрес> не оказывалась, поэтому суд усматривает нарушения норм действующего законодательства и ущемления прав и законных интересов истцов.
При таких обстоятельствах, исходя из оснований заявленных требований, суд считает необходимым обязать Общество с ограниченной ответственностью МСК-НТ произвести перерасчет за коммунальную услугу в сумме 14 059 рублей по обращению с ТКО по лицевому счету № по <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО2.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации компенсация морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав (статья 12), что - в свете предписаний статьи 45 (часть 1) Конституции Российской Федерации - позволяет рассматривать ее как гарантированную государством меру, направленную на восстановление нарушенных прав и возмещение нематериального ущерба, причиненного вследствие их нарушения.
Общий принцип компенсации морального вреда (в том числе потерпевшему от преступления) закреплен в части первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст.15 Федерального закона «О защите прав потребителей», Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Поскольку удовлетворены требования истцов о защите прав потребителей, постольку подлежит удовлетворению требования о компенсации морального вреда в сумме по 1000 рублей каждому. В удовлетворении остальной части иска о компенсации морального вреда следует отказать за необоснованностью.
Поскольку удовлетворены исковые требования ФИО3, ФИО2, с ответчика ООО «МСК-НТ» в пользу истцов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в сумме 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3, ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «МСК-НТ» о защите прав потребителей, об обязывании перерасчета за услуги ТКО, компенсации морального вреда, удовлетворить.
Обязать ответчика Общество с ограниченной ответственностью МСК-НТ произвести перерасчет за коммунальную услугу в сумме 14 059 рублей по обращению с ТКО по лицевому счету 936705496 по <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО2.
Взыскать с ответчика ООО «МСК-НТ» в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Взыскать с ответчика ООО «МСК-НТ» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
В удовлетворении остальной части иска о взыскании с ООО «МСК-НТ» в пользу ФИО3, ФИО2 компенсации морального вреда, отказать.
Взыскать с ООО «МСК-НТ» в пользу ФИО3 государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца в Нижегородский областной суд через Починковский районный суд Нижегородской области.
Судья: С.Н. Копнин
Копия верна: Судья С.Н. Копнин
Секретарь суда ФИО8