ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2а-922/2020
88а-29946/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 25 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Баранова Г.В., Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мишина Н.С. на решение Железногорского городского суда Курской области от 26 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 8 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курской области (далее- Межрайонная ИФНС России № 3 по Курской области) к Мишину Н.С. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Курской области обратилась в суд с административным иском, в котором просила с учетом уточнения требований взыскать с Мишина Н.С. пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 3163 рубля 28 копеек, обосновывая тем, что должником обязательства в установленный законом срок, исполнены не были.
Решением Железногорского городского суда Курской области от 26 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 8 сентября 2020 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 20 ноября 2020 года почтой через Железногорский городской суд Курской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 3 декабря 2020 года, с учетом дополнения к ней, Мишин Н.С. просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права. Полагает, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд с административным иском о взыскании пени за 2017 год. Суд рассмотрел дело в его отсутствие, не установив причину неявки, чем нарушил его право на защиту. Ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № от 28 января 2020 года, согласно которому в отношении застрахованных лиц ДД.ММ.ГГГГ года и старше, самостоятельно обеспечивающих себя работой и не производящими физическим лицам выплаты, тариф взносов составляет 22 %. Считает, что освобожден от уплаты страховых взносов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что Мишин Н.С. осуществлял деятельность адвоката с 17 марта 2003 года по 5 июля 2019 года, и как адвокат являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем в порядке статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации ему были исчислены суммы: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 400 рублей и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год в размере 4590 рублей.
Мишиным Н.С. уплата страховых взносов в установленный срок, произведена не была.
Поскольку административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов в установленный законом срок не была исполнена, плательщику в соответствии со статьями 70, 319, 419, 425, 430 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование от 19 июля 2019 года № об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 400 рублей, пени на данную выплату в сумме 3254 рубля 54 копейки; страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год в размере 4590 рублей, пени в размере 638 рублей 40 копеек в срок до 20 августа 2019 года.
На основании заявления Межрайонной ИФНС России № 3 по Курской области мировым судьей судебного участка № судебного района <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ о взыскании с Мишина Н.С. задолженности по страховым взносам и пени. По заявлению должника определением мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
После отмены судебного приказа налоговым органом произведено зачисление уплаченных платежей в счет задолженности по страховым взносам за 2017 год, а также 789 рублей 53 копеек зачтено в счет задолженности по пени, в связи с чем за 2017 год осталась непогашенной только часть пени на страховые взносы в пенсионный фонд за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3163 рубля 28 копеек.
Административный истец обратился в суд с административным иском, и уточнив требования просил взыскать с Мишина Н.С. за 2017 года остаток пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 3163 рублей 28 копеек.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Мишиным Н.С. не исполнено в полном объеме требование налогового органа об уплате страховых взносов и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения Мишина Н.С. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Расчет пени произведен верно. Нарушения сроков на обращение в суд с административным иском, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации суд не установил.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (действовавшего в период спорных правоотношений), Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статье 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Согласно статьям 419, 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2017 году), индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации.
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей в 2017 году), тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования составляет 26 %, на обязательное медицинское страхование – 5,1 %.
Согласно Федеральному закону от 2 июня 2016 года № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» размер минимального размера оплаты труда составляет 7500 рублей. В 2017 году размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составлял 23 400 рублей (7500 рублей х 12 месяцев/100 х 26), размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование 4590 рублей (7500 рублей х 12 месяцев/100 х 5,1).
Часть платежей была погашена административным ответчиком до обращения налогового органа в суд.
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Учитывая изложенные выше обстоятельства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов об удовлетворении уточненных административных исковых требований.
Довод кассационной жалобы о том, что налоговый орган в справке от 9 июля 2019 года и в требовании от 10 января 2020 года указывает различные суммы задолженности по пени, отличные от суммы задолженности по пени по настоящему делу является необоснованным. По административному делу предметом спора является задолженность по пени за 2017 год, а по названным выше документам задолженность по пени за 2018 и 2019 годы.
Довод кассационной жалобы о том, что суд не отложил судебное разбирательство и не предоставил ФИО5 возможность представить доказательства, подтверждающие изложенные им обстоятельства по делу, нарушил право на защиту, является несостоятельным, опровергается материалами дела, поскольку с соответствующим заявлением административный ответчик в суд не обращался.
Более того, будучи уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, ФИО5 не был лишен права направить в суд письменные пояснения (ходатайства, в том числе об отложении судебного разбирательства), представить доказательства или воспользоваться юридической помощью для обеспечения защиты своих прав.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и обоснованно отклонены, отмены оспариваемых судебных актов не влекут.
На основании изложенного, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций приняты в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Железногорского городского суда Курской области от 26 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 8 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мишина Н.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи