дело № 12-173/2024
РЕШЕНИЕ
27 августа 2024 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Чувашаева Р.Т., при секретаре Сукачевой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Коваленко Е.А. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 04 июня 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Правительства Оренбургской области,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 04 июня 2024 года Правительство Оренбургской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания, с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявлено, в связи с чем настоящее дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав представителя Правительства Оренбургской области Коваленко Е.А., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, влечет административную ответственность.
В соответствии со статьей 5, части 1 статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов; законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В статье 105 Федерального закона № 229-ФЗ закреплено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).
В силу статьи 113 Федерального закона № 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учётом выше приведённых правовых норм, защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Оренбурга, вступившим в законную силу 04 мая 2011 года, признано незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и непринятии мер по надлежащему оборудованию и эксплуатации биометрических ям, расположенных в с. Городище Ленинского района г. Оренбурга и пос. Кушкуль Дзержинского района г. Оренбурга. На Правительство Оренбургской области возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения путем оборудования скотомогильников, расположенных в с. Городище Ленинского района г. Оренбурга и пос. Кушкуль Дзержинского района г. Оренбурга в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора и уничтожения биологических отходов, путем установления ограждения, навеса над ямами, оборудования площадок для вскрытия трупов животных и помещений для хранения дезсредств, инвентаря и инструментов.
На основании исполнительного листа от 04 апреля 2011 года ВС № судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области 04 июля 2011 года возбуждено исполнительное производство №, и установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, пять дней.
В связи с тем, что в установленный добровольный срок для исполнения требования исполнительного документа должником не исполнены, 02 августа 2011 года в рамках исполнительного производства № вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
25 ноября 2021 года постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Оренбургской области (далее – МОСП по ИОИП ГУФССП России по Оренбургской области), вступившим в законную силу 13 декабря 2021 года, Правительство Оренбургской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
19 мая 2023 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП ГУФССП России по Оренбургской области вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, согласно которого, должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – 10 дней с момента получения постановления о назначении нового срока (л.д. 15).
Указанное постановление получено Правительством Оренбургской области 16 июня 2023 года, десять рабочих дней с момента получения администрацией указанного постановления истекли 30 июня 2023 года.
Однако Правительство Оренбургской области, являясь должником по исполнительному документу, содержащему требования неимущественного характера, не исполнила судебное решение в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Факт совершения административного правонарушения и вина Правительства Оренбургской области подтверждается материалами дела, а именно: актом об обнаружении правонарушения, протоколом об административном правонарушении; копией исполнительного листа; постановлением о возбуждении исполнительного производства; постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; постановлением по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ; постановлением о назначении нового срока исполнения и иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа, при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.
При таких обстоятельствах действия Правительства Оренбургской области правильно квалифицированы по части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению.
Доводы жалобы об отсутствии вины в действиях должника являются несостоятельными, поскольку в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, о наличии обстоятельств, объективно препятствующих Правительству Оренбургской области исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, суду не представлено.
Под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П). Таких сведений в материалах дела не имеется.
С момента вынесения судебного решения прошел достаточный срок, в течение которого должником предпринимались меры, однако дынные меры явились недостаточными для выполнения требований суда. Законных оснований для неисполнения Правительством Оренбургской области решения суда не имелось, также отсутствуют доказательства, что юридическое лицо не имело возможности выполнить требования исполнительного документа по независящим от него причинам.
Судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что Правительством Оренбургской области не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Из материалов дела не следует, что Правительством Оренбургской области приняты все зависящие от него меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Доводы жалобы о незаконности судебного акта ввиду того, что скотомогильник в с. Городице в настоящее время оборудован в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 20 декабря 2016 года № 974-п «Об утверждении порядка закрытия скотомогильников, не подлежащих эксплуатации, на территории Оренбургской области», а в отношении скотомогильника в пос. Кушкуль г. Оренбурга определением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26 июня 2019 года исполнительное производство окончено, являются несостоятельными, поскольку исполнительное производство в настоящее время ввиду исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не окончено, исполнительный лист взыскателем не отозван.
Необоснованными являются и доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, состоит в неисполнении должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 17.15 названного Кодекса, составляет один год.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя от 19 мая 2023 года Правительству Оренбургской области был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – 10 дней со дня получения копии настоящего постановления (копия постановления получена должником 16 июня 2023 года).
Таким образом, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, имели место 30 июня 2023 года (дата истечения 10-дневного срока со дня получения копии постановления от 19 мая 2023 года).
Срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с указанной даты и на момент рассмотрения дела судьей районного суда не истек.
Оснований согласиться с доводами, заявленными суду первой инстанции о малозначительности совершенного административного правонарушения, также не имеется, поскольку, исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела, свидетельствующих о длительном неисполнении решения суда, объективных оснований признать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не усматривается.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, не установлено.
Постановление о привлечении Правительства Оренбургской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снижено до 500 000 рублей и является минимальным.
При таких обстоятельствах вынесенный акт по делу сомнений в своей законности и обоснованности не вызывает, оснований для его отмены или изменений не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 04 июня 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Правительства Оренбургской области оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, путем обращения с жалобой (протестом) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Р.Т. Чувашаева