12-723/2024
РЕШЕНИЕ
25 ноября 2024 года г. Тула, ул. Луначарского, д. 76
Судья Центрального районного суда города Тулы Щепотин П.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Федоровой М.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Центральный районный суд г. Тулы с жалобой на указанное постановление.
Определением судьи Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО1 возвращена, ввиду наличия препятствий к ее принятию и рассмотрению по существу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно направил жалобу в Центральный районный суд г. Тулы, которая была принята к производству.
В обоснование жалобы ФИО1 указал, что в рассматриваемом случае, использование скважины не направлено на извлечение прибыли (вода предоставляется собственникам участков на территории СНТ без взимания платы за нее), следовательно, это не предпринимательская деятельность, скважина используется для собственных нужд в понимании Закона «О недрах».
ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил в адрес суда ходатайство, в котором просил рассмотреть жалобу без его участия. Доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1, п. 8 ч. 2 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления; судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.5 и ч. 1 ст. 15.44 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических, юридических лиц.
Частью 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации "О недрах").
Порядок предоставления права пользования недрами, в том числе с целью добычи подземных вод, регламентируется Законом Российской Федерации "О недрах".
Так, согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации, физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Как следует из ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Таким образом, согласно вышеуказанным положениям ст. 19 Закона Российской Федерации "О недрах" источники подземных вод с объемом извлечения не более 100 кубических метров в сутки не подлежат лицензированию при одновременном соблюдении следующих условий, предусмотренных частью 1 статьи 19 указанного Закона:
1) объем извлечения подземных вод должен составлять не более 100 кубических метров в сутки;
2) добыча должна осуществляться из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения;
3) использование таких источников подземных вод собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков осуществляется исключительно для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;
4) подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые правообладателями земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Согласно п. 1.3 Инструкции Роскомнедра от 14 апреля 1994 года "По применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных", зарегистрированной в Минюсте Российской Федерации 26 мая 1994 года N 583, не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Заокского района Тульской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о недрах в СНТ «Ратницкое подворье».
В ходе проведенной проверки установлено, что на земельном участке ФИО1 имеется скважина, принадлежащая ФИО1 на праве собственности, водой из которой пользуются иные лица – члены СНТ «Гатницкое подворье». Лицевые счета на оказание услуги водоснабжения не открывались.
По результатам проведенной проверки прокурором Заокского района Тульской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1
Данное постановление направлено для рассмотрения в министерство природных ресурсов и экологии Тульской области.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Федоровой М.Е. вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности послужило нарушение последним требований ст. ст. 9, 11, 19, 23 закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, основаны на материалах дела об административном правонарушении, а именно:
- выписках из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, согласно которым собственником указанных земельных участков является ФИО3;
- доверенностью серии № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО3 уполномочила ФИО1 продать, сдавать в аренду за цену и на условиях по своему усмотрению принадлежащие ей по праву собственности объекты недвижимого имущества, среди которых значатся земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №
- договором № от ДД.ММ.ГГГГ на бурение скважины, заключенным между ООО «Гидроинженер» и ФИО1;
- актом № приемки-сдачи скважин от ДД.ММ.ГГГГ;
- договором № от ДД.ММ.ГГГГ на сооружение трубчатого колодца глубиной 80 м;
-договором № на монтаж кессона и водоподъемного оборудования от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно объяснениям ФИО1, полученным помощником прокурора Заокского района Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ним и ООО «Гидроинженер» договора № на земельном участке с кадастровым номером №, осуществлено бурение скважины ориентировочной глубиной 30м для обеспечения дебита не менее 0,8 м3/час. Из данной скважины им был проложен подземный водопровод для обеспечения водоснабжением 7 домов, расположенных на других земельный участках в границах СНТ «Гатницкое подворье», принадлежащих на праве собственности ФИО3, которые в последствии были проданы ею другим лицами в период с 2019 по 2022 годы, ставшим членами СНТ «Гатницкое подворье». Водоснабжение указанных 7 домов осуществляется посредством работы установленного на указанную скважину водоподающего оборудования, включающего в себя насос, гидропневмоаккумулятор и автоматику управления. В 2021 году, в связи с перебоями работы скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № ФИО1 согласно заключённому ДД.ММ.ГГГГ договору 41 с ООО «Донец» на земельном участке с кадастровым номером № осуществлено бурение скважины глубиной 18 м, для обеспечения дебита 0,5 м3/ас, на которой также было установлено водоподъемное оборудование, которая была подключена к трубопроводу, обеспечивающему водоснабжение 7 домов, расположенных на территории СНТ «Гатницкое подворье».
Из объяснений ФИО4, отобранных прокурором <адрес>, следует, что ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером № в СНТ «Гатницкое подворье». Газоснабжение дома осуществляется от ГРП, принадлежащей ФИО1, электроснабжение дома – от подстанции, принадлежащей ФИО1, с которым заключен субабонентский договор на поставку электроэнергии. Водоснабжение дома осуществляется от скважин, принадлежащих ФИО1 и расположенных на его участках. От скважин питается 8 домов в СНТ «Гатницкое подворье». В настоящий момент, одна из двух скважин, расположенная возле дома ФИО4, на участке ФИО1 отключена, т.к. необходимо ее обслуживание. В настоящее время указанные 8 домов питаются от другой, более производительной скважины, принадлежащей ФИО1, глубина которой составляет не менее 60 метров.
Таким образом, совокупность условий, позволяющих в соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации «О недрах» использовать недра без лицензии отсутствует.
ФИО1 не оспаривалось то обстоятельство, что водоснабжение домов, расположенных на территории СНТ «Гатницкое подворье», осуществляется из скважин, ему принадлежащих.
Таким образом, факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, подтверждается собранными материалами. Вопреки доводам жалобы, на основании совокупности доказательств, получивших оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо правомерно пришло к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и его состава в действиях ФИО1, в связи с чем вынесло обжалуемое постановление.
По результатам проверки доводов жалобы, изучения материалов дела, суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым постановлением, выводами должностного лица, его вынесшего.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, исследованных доказательств, иное толкование законодательства и не свидетельствуют о допущенных существенных нарушениях норм материального и процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями статей 29.5 - 29.11 КоАП РФ и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в соответствии с положениями ст. ст. 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ. Правовых оснований для применения положений ст. ст. 4.1.1 и 3.4 КоАП РФ не имеется, каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по делу допущено не было.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.6, 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Федоровой М.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, оставить без удовлетворения, постановление заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Федоровой М.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ – без изменения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней с момента вручения копии решения суда путем подачи жалобы Центральный районный суд г. Тулы.
Судья