Дело № 2-183/2022
УИД56RS0017-01-2022-000242-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2022 года с. Кваркено
Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Паршиной О.С.,
при помощнике Нуртаевой Е.К.,
с участием истца Старилова А.А.,
представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области Сергеевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старилова А.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о включении в стаж работы, связанной с педагогической деятельностью периода военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР в льготном исчислении, периодов обучения,
УСТАНОВИЛ:
Старилов А.А. обратился в суд с вышеназванным иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Кваркенском районе Оренбургской области, указав, что является получателем досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Расчетный размер пенсии определен в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 173 - ФЗ, на момент назначения пенсия составила 5 305,40 рубля.
Период обучения в Пензинском педагогическом институте не был включен в специальный стаж для расчета пенсии. Подсчет трудового стажа был произведен неверно (по пункту 4), а периоды трудовой деятельности не точны.
Согласно сообщениям Пенсионного Фонда РФ в специальный стаж ему (истцу) не может быть включен период его учебы в Пензенском педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 время обучения в педагогических учебных заведениях засчитывается в педагогический стаж, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Также в специальный стаж ему (истцу) не может быть включен период его службы в льготном исчислении, поскольку при установлении страховой пенсии по старости, в том числе и досрочной, применяются положения Федерального закона № 173-ФЗ. Зачет в страховой стаж и стаж педагогической деятельности периода службы в льготном исчислении нормами пенсионного законодательства не предусмотрено.
С данным отказом ответчика он (истец) не согласен.
Изучая сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица узнал, что стаж учитываемый для целей назначения его пенсии составляет: 9 лет 4 месяца 1 день, а в справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах – обучение в ПГПИ указана, как учеба, учитываемая в общем трудовом стаже. Полагает, что учеба должна быть засчитана в специальный стаж для расчета пенсии.
Также считает, что время нахождения граждан на военной службе для военнослужащих по контракту может засчитываться и в их общий трудовой стаж или стаж государственного служащего или в стаж работы по специальности, для военнослужащих по призыву и в общий трудовой стаж или в стаж государственного служащего или в стаж работы по специальности – один день военной службы за два дня работы.
Службу проходил по призыву (срочную), из этого следует, что фактически стаж работы по специальности (за период службы) должен составлять не 3 года 0 месяцев 29 дней, а 6 лет 1 месяц 28 дней. Желает воспользоваться данным правом и включить его в свой специальный стаж.
Указывает, что в каждом конкретном случае периоды работы до 01.10.1993 года в должностях и в учреждениях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР, могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ при рассмотрении вопроса досрочного пенсионного обеспечения с учетом законодательства и нормативных правовых актов, действовавших на 31.12.2001 года.
Считает, что периоды учебы и службы в армии должны включаться в стаж так, как это было определено постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590. В результате данные периоды, если они предшествовали или следовали за работой, дающей право на исчисление льготного специального стажа, включаются в такой стаж, определяющий право на досрочный выход на пенсию, в полном объеме.
Не принимая к зачету его работы в указанном учреждении, ответчик ограничил его в пенсионных правах, которые закреплены в Конституции РФ. Все оспариваемые периоды трудовой деятельности записаны в его трудовой книжке, однако Пенсионный фонд их не включил в специальный и общий саж, а включенные периоды трудовой деятельности были включены с указанием дат не по фактическим датам.
Просит суд включить в специальный стаж для расчета пенсии период обучения в Пензенском педагогическом институте (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и период обучения на подготовительном отделении Пензенского педагогического института (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) – в общий стаж; включить в специальный стаж период срочной службы в рядах ВМФ в исчислении 1 день службы за 2 дня работы (не 3 года и 29 дней, а 6 лет 1 месяц 28 дней); пересчитать и определить продолжительность общего и специального (педагогического стажа); обязать ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в Кваркенском районе Оренбургской области включить в его общий и специальный стаж указанные периоды с момента назначения пенсии с 29.08.2012 года.
25.05.2022 года протокольной формой к участию в деле был привлечен надлежащий ответчик по делу Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области, произведена замена ответчика, поскольку в с.Кваркено в настоящий момент находится лишь Клиентская служба (на правах группы) в Кваркенском районе Управления организации работы клиентских служб ОПФР по Оренбургской области, не являющееся юридическим лицом.
Истец Старилов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кваркенском районе Оренбургской области Сергеева О.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление истца.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Законодательное введение досрочной пенсии работникам, осуществляющим педагогическую деятельность связывается с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных их профессиональной деятельностью, для которой характерна повышенная эмоциональная и психологическая, а иногда и физическая напряженность, высокая степень ответственности за результаты труда, а также особая значимость, ценность такой трудовой деятельности для государства и общества. Представление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследует цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и является одной из мер, направленных на сохранения здоровья указанных лиц.
Стаж работы для назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего на момент трудовой деятельности истца) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность для детей.
Согласно документам выплатного дела истца Старилова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ ему установлена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за педагогическую деятельность.
Как установлено в судебном заседании и следует из записей в трудовой книжки истца, педагогический стаж работы Старилова А.А. начинается с ДД.ММ.ГГГГ в качестве учителя НВП и физкультуры в Кваркенской средней школе. Ответчиком включены в стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периоды работы общей продолжительностью 29 лет 4 дня, педагогический стаж работы составил 25 лет 1 месяц 17 дней.
Решением начальника Управления Пенсионного Фонда в Кваркенском районе от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Между тем, вступившим в законную силу решением Кваркенского районного суда Оренбургской области от 27.09.2012 года исковые требования Старилова А.А. были удовлетворены.
Суд признал незаконным решение начальника ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в Кваркенском районе Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включения в специальный стаж работы Старилова А.А. дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, времени прохождения срочной воинской службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
обязал ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кваркенском районе Оренбургской области зачесть и включить в специальный стаж работы Старилова А.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, время прохождения срочной воинской службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
Обязал ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кваркенском районе Оренбургской области назначить Старилову А.А. досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения в ГУ УПФ РФ в Кваркенском районе Оренбургской области.
На основании указанного решения суда в стаж педагогической деятельности истца засчитан период прохождения службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, а именно 3 года 0 месяцев 29 дней, с учетом которого определено право на досрочное пенсионное обеспечение, данный период квалифицируется как работа.
Истец полагает, что указанный период службы в армии подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении 1 день службы за 2 дня работы, то есть 6 лет 1 месяц 28 дней.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж периода службы истца по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год суд исходил из того, что действовавшее в этот период пенсионное законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного законодательства.
Поскольку в период прохождения Стариловым А.А. военной службы по призыву действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Согласно подпункту «г» п. 1 указанного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе ВС СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу п. 4 рассматриваемого Положения, в частности, служба в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Суд, учитывая, что на момент обращения Старилова А.А. в УПФ в Кваркенском районе им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, пришел к выводу, что период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются. Предметом настоящего спора является обоснованность включения в специальный стаж указанного периода службы по призыву в Вооруженных силах СССР в календарном исчислении.
Статья 11 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает включение периода прохождения военной службы в страховой, но не в льготный стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона.
Вместе с этим положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники указанных правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
В период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 года, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного Положения в качестве условия зачета службы в армии в стаж работы по специальности было предусмотрено наличие у лица, обратившегося за назначением пенсии, не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Данный период относится к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Однако в вышеприведенном Положении отсутствуют нормы, предусматривающие исчисление специального педагогического стажа за время прохождения службы по призыву в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, в соответствии с действовавшим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения только в календарном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые не предусматривают возможности для зачета в специальный стаж педагогических работников периодов прохождения военной службы по призыву, в том числе в льготном исчислении.
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Из анализа приведенной нормы права следует, что в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа и стажа государственной службы государственного служащего.
При таких обстоятельствах положения абзаца первого пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к спорным правоотношениям не применимы, поскольку не регулируют вопросы включения периодов военной службы в специальный педагогический стаж при установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
Таким образом, период прохождения истцом службы в Вооруженных силах СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении. Доводы истца в этой части основаны на неправильном толковании положений пенсионного законодательства. Поскольку ни пенсионным законодательством, действующим на момент службы истца в Вооруженных Силах СССР, ни пенсионным законодательством, действующим в настоящее время, включение в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах в льготном исчислении не предусмотрено.
Более того, как следует из вступившего в законную силу решения Новотроицкого городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в суд с иском в котором просил признать незаконным решение начальника УПФР в г.Новотроицке от ДД.ММ.ГГГГ № об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ и прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости, обязании ответчика включить в специальный стаж дающий право на назначение досрочной пенсии период прохождения службы в рядах СА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 1 день срочной службы за 2 дня работы по специальности и обязании ответчика возобновить выплату досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ2 года.
Определением этого же суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж дающий право на назначение досрочной пенсии периода прохождения службы в рядах СА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прекращено на основании абзаца 3 ст.220 ГПК РФ, поскольку истцом при обращении в суд с иском были заявлены тождественные требования о том же предмете, по тем же основаниям, к тому же лицу.
Истцом данное определение не обжаловалось. Между тем, как пояснил сам истец в судебном заседании, предметом рассмотрения спора требования о включении периода службы армии в льготном исчислении в специальный стаж при назначении ему пенсии при рассмотрении вышеуказанных дел не являлось.
При указанных обстоятельствах, требования истца о включении в специальный стаж периода срочной службы в рядах ВМФ в исчислении 1 день службы за 2 дня работы, а именно 6 лет 1 месяц 28 дней, удовлетворению не подлежат.
Разрешая исковые требования Старилова А.А. о включении в общий стаж периода обучения на подготовительном отделении Пензенского педагогического института имени В.Г. Белинского с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и специальный стаж периода обучения в Пензенском педагогическом институте имени В.Г. Белинского с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд принимает во внимание положения п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшего и применявшегося до 01.10.1993 года, в соответствии с которым в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истец зачислен в число слушателей подготовительного отделения на факультет физического воспитания по специальности НВП и физвоспитания.
ДД.ММ.ГГГГ зачислен студентом на 1 курс факультета физического воспитания по специальности НВП и физвоспитания.
ДД.ММ.ГГГГ отчислен из института в связи с его окончанием.
ДД.ММ.ГГГГ принят учителем НВП и физкультуры в Кваркенскую среднюю школу.
С 01 января 2015 г. действует Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с частью 4 статьи 36 которого федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Частью 3 той же нормы определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Статья 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
По смыслу положений пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Порядок расчета размера пенсии, установленный вышеуказанной нормой закона, не предусматривает возможность включения периода обучения в трудовой (страховой) стаж.
Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) предусматривает возможность включения в общий трудовой стаж периода подготовки к профессиональной деятельности, в том числе обучения в училищах, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, но только при условии оценки пенсионных прав истца по данному основанию.
С учетом приведенных положений Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ зачет периода обучения возможен лишь в случае оценки пенсионных прав застрахованного лица при определении его права на трудовую (страховую) пенсию по старости на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который предполагает их конвертацию (преобразование) в расчетный пенсионный капитал по иному алгоритму, нежели содержащийся в пункте 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением от 17 октября 2003 г. N 70, при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Подпунктом "и" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, действовавшим в период обучения истца на подготовительном отделении Пензенского педагогического института, предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках. Этим же пунктом названного Положения предусматривалось, что при назначении пенсий по старости периоды, указанные в п. "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в пункте "к".
Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 20 августа 1969 г. N 681 "Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях" впервые при высших учебных заведениях были созданы подготовительные отделения. При организации подготовительных отделений были предусмотрены учебные занятия по дневной, вечерней и заочной формам обучения слушателей, обучающихся с отрывом и без отрыва от производства Лица, окончившие подготовительные отделения и успешно выдержавшие выпускные экзамены, зачислялись на 1 курс высших учебных заведений без сдачи вступительных экзаменов.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истец перед началом прохождения подготовительных курсов не осуществлял педагогическую деятельность, в спорный период являлся слушателем подготовительных курсов и не относился к категории лиц, осваивающих специальные образовательные программы, суд приходит к выводу, что период обучения на подготовительном отделении учреждения высшего профессионального образования не относится к периоду подготовки к профессиональной деятельности, поскольку целью обучения на подготовительном отделении является не подготовка к профессиональной деятельности, а поступление в образовательное учреждение. Также суд учитывает, что подготовительное отделение не является рабфаком в смысле, придаваемом ему действовавшими в спорный период правовыми нормами.
Разрешая спор, исходя из того, что пункты 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривают возможности включения в общий трудовой стаж периодов учебы на подготовительном отделении, которая регулировалось Декретом СНК РСФСР от 18 февраля 1924 г. "Положение о рабочих факультетах", Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 20 августа 1969 г. N 681 и не являлась обязательной перед поступлением в высшее учебное заведение, а способствовала повышению общеобразовательного уровня подготовки для поступления в высшее учебное заведение, в период обучения на подготовительном отделении не осуществлялось изучение специальных дисциплин, подготовительное отделение фактически не являлось рабфаком, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с п.2 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п.1 настоящего положения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку обучению истца Старилова А.А. в Пензенском государственном педагогическом институте имени В.Г. Белинского не предшествовала педагогическая деятельность, его педагогическая деятельность началась по окончании учебного заведения, оснований для включения перечисленных выше периодов обучения в стаж педагогической деятельности у суда не имеется. В целях определения расчетного размера пенсии в общий трудовой стаж период учебы включен.
Суд также учитывает, что начало учебных занятий в учебных заведениях Постановлением Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) от 03.09.1935 года «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» установлено 1 сентября.
Постановлением Совета народных комиссаров СССР ЦК ВКП (б) от 23.06.1936 года «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» начало занятий в вузах установлено 1 сентября (пункт 1 раздела II).
На основании чего, период обучения Старилова А.А. следует считать с ДД.ММ.ГГГГ, как правильно указал Пенсионный фонд, поэтому доводы истца в этой части о том, что периоды трудовой деятельности были включены с указанием дат не по фактическим датам, суд считает также несостоятельными. Суд также учитывает, что расчет пенсии произведен по наиболее выгодному для пенсионера варианту, при расчете пенсии истца учтены и включены в подсчет стажа все периоды его трудовой деятельности.
Таким образом, проанализировав указанные нормы закона, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Старилова А.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Старилова А.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Кваркенском районе Оренбургской области - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Кваркенский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.С.Паршина
Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2022 года.
Судья О.С.Паршина