Дело № 2а-199/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кирс 22 марта 2017 года
Верхнекамский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Шилоносовой Т.П., при секретаре Карповой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда г. Кирс Кировской области, административное дело по административному исковому заявлению МКУ Администрации Верхнекамского района Кировской области к ОСП по Верхнекамскому району о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
МКУ Администрация Верхнекамского района Кировской области обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что Судебным приставом-исполнителем ОСП по Верхнекамскому району УФССП России по Кировской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство об обязании администрации Верхнекамского района разработать проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения <адрес> и водопровода питьевого назначения, получить санитарно- эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным правилам в отношении заявителя со сроком исполнения в добровольном порядке 5 дней. В ходе исполнения требований постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем был установлен исполнительский сбор в размере <данные изъяты>. Администрация Верхнекамского района не согласна с данным постановлением, поскольку администрацией Верхнекамского района предприняты все возможные меры, направленные на исполнение решения суда, а так же в связи с отсутствием оснований ответственности за нарушение обязательства.
В соответствии с пунктом 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» установлена зависимость основания применения данной нормы от вида должника.
Так, для субъекта предпринимательской деятельности таким основанием являются только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ), для иных лиц, к коим относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления - исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, в случае, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).
Требование разработать проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения <адрес> и водопровода питьевого назначения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным правилам по объективным причинам обладает длительностью реализации.
Органы местного самоуправления являются согласно ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - закона о местном самоуправлении) формой опосредованного осуществления гражданами РФ местного самоуправления, одной из основ конституционного строя Российской Федерации, подразумевающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления связаны необходимостью использования имеющихся в их распоряжении материальных и финансовых средств на цели осуществления возложенных на них полномочий.
Согласно ст. 37 закона о местном самоуправлении, ст. 32 Устава Верхнекамского района администрация района является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.
В соответствии со ст. 18 закона о местном самоуправлении финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Составление проекта бюджета района относится к компетенции администрации района (ст. 171 Бюджетного кодекса РФ, ст. 32 Устава Верхнекамского района), непосредственное составление местного бюджета осуществляет финансовый орган администрации Верхнекамского района (раздел 31 Решения Верхнекамской районной Думы Кировской области от 14.12.2012 № 23/103 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Верхнекамском районе» (далее - Положение о бюджетном процессе)), утверждение местного бюджета находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования - районной Думы (ст. 35 Устава Верхнекамского района).
Исполнение решения суда носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию администрации района.
Для исполнения судебного решения администрацией района принимались следующие меры поэтапного характера:Поскольку водозабор расположен ниже территорий другого района, на которых находятся производства, имеющие отходы, необходимостью первой очереди стало получение отчетов от всех имеющихся предприятий по сбросам хозяйственных стоков за 2015-2016 годы, а так же расчет содержания загрязняющих веществ в сточных водах за этот же период. Для выполнения данной задачи был сделан запрос в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в <адрес> о имеющихся предприятиях, расположенных выше по течению <адрес> от водозабора г. Кирс. Каждому предприятию было выслано письмо о предоставлении отчетов по сбросам хозяйственных стоков и расчет содержания загрязняющих веществ в сточных водах за 2015-2016 годы. Данные отчеты представлялись предприятиями длительный период. Для некоторых предприятий, в связи с не поступления ответа, были высланы повторные запросы.
Отчет по сбросам хозяйственных стоков и расчет содержания загрязняющих веществ в сточных водах за 2015-2016 годы по всем запрашиваемым предприятиям был получен администрацией в июне 2016 года. Эти данные необходимо было получить для разработки проекта зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения <адрес> и водопровода питьевого назначения. Был осуществлен поиск организации для разработки данного проекта. Поскольку проект осуществляется возмездно, то, соответственно, после получения вышеуказанных отчетов (без которых невозможно составление проекта, а соответственно и предварительный расчет на оказание услуги по разработке данного проекта), администрацией был сделан запрос на предоставление сметы на выполнение проекта по разработке зон санитарной охраны. ДД.ММ.ГГГГ от разработчика ООО «<данные изъяты>» было получена необходимая смета. Для выделения денежных средств на оплату услуг по разработке проекта главой администрации Верхнекамского района были направлены соответствующие письма главе Верхнекамского района, заместителю главы администрации- начальнику финансового управления. После чего, данный вопрос должен был рассматриваться Верхнекамской районной Думой.
В соответствии с п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете, при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В связи с тем, что в процессе исполнения бюджета района, исключительно районная Дума может вносить изменения и дополнения в решения Думы о бюджете (раздел 45 Положения о бюджетном процессе), должник - администрация района, в лице финансового органа, в целях исполнения судебного решения, внесла на ближайшее заседание районной Думы предложение в форме проекта решения Думы (раздел 23 Положения о бюджетном процессе) о внесении изменений в решение о бюджете муниципального района на 2016 год на сумму <данные изъяты> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением сметы).
Депутаты Верхнекамской районной Думы отклонили данное предложение в связи с несбалансированностью бюджета муниципального района, введением режима строжайшей экономии бюджетных средств и невозможностью изыскания дополнительных средств с ремаркой о возврате к рассмотрению данного вопроса при условии поступления дополнительных доходных источников (Выписка из протокола заседания Верхнекамской районной Думы четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ № прилагается).
ДД.ММ.ГГГГ администрация района в очередной раз вынесла на рассмотрение районной Думы через ее председателя - главу Верхнекамского района вопрос о выделении бюджетных ассигнований на исполнение судебного решения в составе бюджета района уже на 2017 год. (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), однако при утверждении бюджета на 2017 год и плановый период, данные предложения депутатами учтены не были, в том числе, в связи с направлением ограниченных финансовых средств на приоритетные направления расходов, как то, оплата труда работников бюджетной сферы, содержание имущества, оплата коммунальных услуг, питания детей и т.д., и предотвращением угрозы несбалансированности бюджета.
Бюджет муниципального района как на 2016, так и на 2017 принят с дефицитом бюджета, в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно. При этом, расходы бюджета секвестированы в 2016 года в размере -10 %, в 2017 - 4,3 %.
ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос о разработке сметы затрат на разработку проекта санитарно-защитных зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения <адрес> и водопровода питьевого назначения г.Кирс.(л.д.42).
Таким образом, администрацией района были предприняты все меры, направленные на исполнение данного судебного решения, в пределах компетенции исполнительно-распорядительного органа, установленной действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, в связи с отказом Верхнекамской районной Думы в финансировании (внесении изменений в бюджет) администрация Верхнекамского района не имела возможности исполнить требования исполнительного документа, где имеются все достаточные основания для освобождения администрации Верхнекамского района от взыскания исполнительского сбора,
поскольку должник невиновен, т.к. предпринял все меры надлежащего исполнения обязательства, в силу п.З ст.401 ГК РФ.
Основания в соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ для наложения исполнительского сбора на администрацию Верхнекамского района отсутствуют.
Наложение исполнительского сбора на администрацию Верхнекамского района повлечет усугубление ситуации недофинансирования возложенных на органы местного самоуправления района полномочий в связи с необходимостью секвестировать (сокращать) первоочередные расходы и никоим образом не повлияет на выполнение судебного решения в установленный срок.
Просит признать постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> незаконным. МКУ администрацию Верхнекамского района освободить от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты>.
Представитель административного истца МКУ Администрации Верхнекамского района Ш.НА, действующая на основании доверенности, в судебном заседании суду привела доводы, изложенные в иске, также суду пояснила, что уточняет требования, просит уменьшить исполнительский сбор на ?, так как администрация Верхнекамского района предпринимала все возможные меры по исполнению данного постановления.
Представитель ССП по Верхнекамскому району не прибыл, просит дело рассмотреть без участия представителя ОСП по Верхнекамскому району, в письменном отзыве указывает, что с требованиями администрации Верхнекамского района не согласен, изложенные доводы в заявлении необоснованные, требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Верхнекамскому району Д.ИВ с требованиями МКУ Администрации Верхнекамского района не согласна, в судебном заседании суду пояснила, что решением Верхнекамского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу требования ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнекамского района об обязании разработки проекта зон санитарной охраны водозабора, удовлетворены. Суд обязал Администрацию Верхнекамского района разработать проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения <адрес> и водопровода питьевого назначения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным правилам в срок до 01.12.2016г. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, должник предупрежден о взыскании, в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, исполнительского сбора, должнику предоставлена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, непредотвратимыми и непредвиденными обстоятельствами, могущими сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа. Постановление о возбуждении исполнительного производства вручено Администрации Верхнекамского района ДД.ММ.ГГГГг. В срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительного документа, должником не исполнены, доказательств, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы в указанный срок судебному приставу-исполнителю не представлено. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Доказательств, что должником нарушен срок для добровольного исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, суду не представлено. Таким образом, решение суда должником по исполнительному производству в срок для добровольного исполнения не исполнено, поэтому было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Просит административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Представитель Управления ФССП по Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель МКУ Администрации Кирсинского горпоселения в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть без участия его представителя.
Представитель Министерства охраны окружающей среды Кировской области в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просят дело рассмотреть без участия его представителя.
Представитель ООО «Кирсинская теплоснабжающая организация» в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон № 229-ФЗ), судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа.
Согласно ч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом, на исполнение к судебному приставу исполнителю ОСП по Верхнекамскому району, поступил исполнительный лист, выданный на основании решения Верхнекамского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнекамского района об обязании разработки проекта зон санитарной охраны водозабора, удовлетворены. Суд обязал Администрацию Верхнекамского района разработать проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения <адрес> и водопровода питьевого назначения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным правилам в срок до 01.12.2016г.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Верхнекамскому району УФССП России по Кировской области Д.ИВ возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Согласно п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления.
В п. 3 вышеуказанного постановления указано на предупреждение должника, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.
Из представленной копии постановления усматривается, что копия постановления о возбуждении исполнительского производства от ДД.ММ.ГГГГ была получена Администрации Верхнекамского района ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Поскольку МКУ Администрация Верхнекамского района добровольно не исполнило требования, в указанный пятидневный срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, содержащееся в исполнительном документе, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Верхнекамскому району Д.ИВ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с МКУ Администрации Верхнекамского района и об установлении нового срока исполнения (л.д. 10).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Доводы административного истца о том, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено незаконно и необоснованно, поскольку Администрация Верхнекамского района не исполнила решение Верхнекамского районного суда, но предприняла все меры, направленные на исполнение решения суда, что отсутствуют основания для привлечения к ответственности, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания. Со дня получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ административный истец не исполнил решение суда, что не отрицает и представитель администрации Д.ЕН
Согласно запросов о предоставлении данных по загрязнителям <адрес> по Верхнекамскому и <адрес>х, администрация просит предоставить данные по загрязнениям по данной реке. (л.д. 13,15-17,19-22).
Согласно запросов о предоставлении отчетов по сбросам хозстоков за 2015-2016гг, администрация запросила отчету у <данные изъяты>». (л.д23).
Согласно писем, администрация Верхнекамского района просит заложить <данные изъяты> в бюджет для исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.30,31,33-34,38-40).
Согласно выписки из протокола заседания Верхнекамской районной Думы четвертого созыва от 26.07.2016г №, следует, что в удовлетворении просьбы изыскать в бюджете района в 2016г дополнительные средства в размере <данные изъяты> Рублей отказано. (л.д.32).
Документы, представленные истцом не свидетельствуют, что должником исполнено решение суда, но свидетельствуют о том, что МКУ администрация Верхнекамского района пыталась исполнить решение суда в установленные сроки. Решение суда до настоящего времени Администрацией Верхнекамского района не исполнено.
При указанных обстоятельствах, судебным приставом-исполнителем ОСП по Верхнекамскому району Д.ИВ ДД.ММ.ГГГГ обоснованно принято решение о взыскании с Администрации Верхнекамского района исполнительского сбора, о вынесенном постановлении должник был уведомлен, что подтверждается входящим штампом на постановлении, порядок взыскания и размер исполнительского сбора соответствует нормам Федерального закона № 229-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд полагает, что требования Администрации Верхнекамского района к ОСП по Верхнекамскому району о признании постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем Д.ИВ о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и освободить от взыскания исполнительского сбора, не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 02.10.2007г № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 6 указанного закона, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.
Согласно ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника и иных обстоятельств, уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Согласно правовой позиции ВС РФ, выраженной в постановлении и Пленума ВС РФ от 17.11.2015г № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств, уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признание постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.
При установленных судом выше обстоятельствах дела, суд считает, что Администрации Верхнекамского района необходимо уменьшить исполнительский сбор на одну четверть от установленного размера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,219,227 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление МКУ Администрация Верхнекамского района к отделу судебных приставов по Верхнекамскому району о признании постановления судебного пристава-исполнителя Д.ИВ о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, освободить от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, оставить без удовлетворения.
Уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению от 01.03.2017г в сумме <данные изъяты> по исполнительному производству №- ИП ОСП по Верхнекамскому району УФССП по Кировской области, в отношении должника МКУ Администрация Верхнекамского района, на одну четверть- на сумму <данные изъяты>, до размера <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кировского областного суда, через Верхнекамский районный суд Кировской области в течение месяца с момента его вынесения в мотивированном виде.
Федеральный судья Т.П.Шилоносова.