Решение по делу № 2-543/2024 от 01.07.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июля 2024 года с. Баргузин

Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Степанова С.М., при секретаре Содноповой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» о признании строений самовольными постройками и обязании осуществить их снос,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор, просит:

- Признать самовольными постройками следующие строения:

Вид строения

Система координат МСК-04

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

- Обязать ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» в течение 3-х лет с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольно возведенных строений

Вид строения

Система координат МСК-04

X

Y

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

В обоснование требований иска указано, что проведенным Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росреестра по Республике Бурятия выездным обследованием на территории Забайкальского национального парка в <адрес> установлены подлежащие сносу самовольно возведенные строения.Указанные строения (деревянные и бетонные строения, деревянные навесы) расположены на земельных участках с кадастровыми номерами , схематично изображены в справке о результатах геодезической съемки привлеченного специалиста межмуниципального Кабанского отдела Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Вид строения

(№ на ситуационном плане (приложение 1 к справке Росреестра)

Площадь (кв.м.)

Земельный участок, на котором расположено строение

Система координат МСК-04

X

Y

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Земельные участки с кадастровыми номерами в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости в составе единого землепользования входят в земельный участок с кадастровым номером (единое землепользование).

Строения за состояли на государственном кадастровом учете, имели кадастровые номера соответственно, принадлежали на праве собственности гражданину ФИО3 Решением Баргузинского районного суда республики от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФГБУ «Заповедное Подлеморье» к ФИО3 о признании недействительными оснований для регистрации права собственности ответчика на расположенные на территории Забайкальского национального парка строения, права собственности на указанные объекты, исключении соответствующих записей о регистрации из ЕГРН, обязании ответчика устранить нарушения закона путем их сноса, а также обязании демонтировать принадлежащий ответчику на праве собственности объект вспомогательного назначения (вступило в законную силу).

Остальные строения за на государственном кадастровом учете не состоят, сведения об указанных объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. По информации ФГБУ «Заповедное Подлеморье», Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и Байкальской природной территории, АУ РБ «Госэкспертиза РБ» спорные объекты возведены в отсутствие разрешения на строительство, положительного заключения государственной экологической экспертизы, при отсутствии согласованных с Минприроды России документов территориального планирования (генерального плана муниципального образования городское поселение «<адрес>), и при отсутствии согласованного с Минприроды России градостроительного регламента применительно к территории данного населенного пункта.Кроме того, земельные участки под рассматриваемым строениями не оформлены в установленном законом порядке. Таким образом, нахождение самовольно возведенных строений представляет собой угрозу причинения ущерба уникальным природным комплексам Забайкальского национального парка.

В судебном заседании представитель истца Гонгорова Е.Б. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» Новокрещин А.И. исковые требования не признал, суду показал, что спорные объекты действительно расположены на территории национального парка. Считает, что ответчик не должен осуществлять снос спорных строений. Фактические владельцы спорных объектов ему не известны.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).

Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности, и Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ установлено, что на территории национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в частности, запрещено строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации (к ним относится земельный участок ответчика), ограничивается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органом исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ и пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно пункту 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 595-О-П разъяснено, что самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.

Забайкальский национальный парк создан постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 401 "О создании Забайкальского национального парка в Бурятской АССР".

В соответствии с п. 7 Положения о Забайкальском национальном парке, утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ На национальный парк возлагаются следующие основные задачи: сохранение в естественном состоянии уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение; организация и осуществление туризма; осуществление научной (научно-исследовательской) деятельности в области охраны окружающей среды в целях разработки мероприятий по сохранению и развитию природного потенциала и рекреационного потенциала Российской Федерации; осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Абзацем 1 преамбулы к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее по тексту – Закон №33-ФЗ) установлено, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ст. 12 Закона №33-ФЗ в границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона №33-ФЗ в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением соответствующих зон: заповедной, особо охраняемой, рекреационной, охраны объектов культурного наследия, хозяйственного назначения и традиционного экстенсивного природопользования.

Как следует из ч. 2 ст. 15 Закона №33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, предоставление на территориях национальных парков, земельных участков для ведения садоводства и огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов.

Аналогичные ограничения деятельности предусмотрены ст. 9 Положения.

Статьями 10.1 и 10.2 Положения предусмотрены дополнительные ограничения относительно каждой зоны, согласно которым в пределах заповедной зоны запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории, а в пределах границ особо охраняемой зоны запрещено строительство зданий и сооружений, предназначенных для размещения посетителей национального парка, а также устройство и оборудование стоянок для ночлега.

Судом установлено, что на территории Забайкальского национального парка в местности Большой Чивыркуй установлены самовольно возведенные строения.Указанные строения (деревянные и бетонные строения, деревянные навесы) расположены на земельных участках с кадастровыми номерами

Вид строения

(№ на ситуационном плане (приложение 1 к справке Росреестра)

Площадь (кв.м.)

Земельный участок, на котором расположено строение

Система координат МСК-04

X

Y

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Установлено, что вышеназванные объектывозведены в отсутствие разрешения на строительство, положительного заключения государственной экологической экспертизы, при отсутствии согласованных с Минприроды России документов территориального планирования (генерального плана муниципального образования городское поселение «<адрес>), и при отсутствии согласованного с Минприроды России градостроительного регламента применительно к территории данного населенного пункта.

Кроме того, земельные участки под рассматриваемыми строениями не оформлены в установленном законом порядке.

Вышеуказанные факты подтверждаются справкой о результатах геодезической съемки от ДД.ММ.ГГГГ, ситуационным планом, фототаблицей, проведенной Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ (Управление Росреестра по РБ), информацией Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от ДД.ММ.ГГГГ, информацией АУ РБ «Госэкспертиза РБ» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах охраняемой природной территории - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ (ч. 1 и п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).

В соответствии с п. 16, 17 Положения на территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства допускаются по разрешениям, выдаваемым Министерством, кроме того, проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

В отношении вышеуказанных объектов капитального строительства соответствующие разрешения Министерством не выдавались, государственная экспертиза не проводилась.

Ответчиком также не представлено суду разрешительной документации на спорные объекты, а также об их владельцах.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные строения созданы без соответствующего на то разрешения.

Суду не представлены и судом не установлены лица, которым фактически принадлежат спорные объекты. Поскольку в силу пункта 8 Положения о Забайкальском национальном парке, утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , управление национальным парком осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка», требование о сносе самовольно возведенных на территории национального парка строений предъявлены к надлежащему ответчику.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Судом также установлено, что спорные объекты, размещенные на территории Забайкальского национального парка <адрес>, находятся в особо охраняемой и заповедной зонах, что противоречит их виду разрешенного использования.

Деятельность особо охраняемых природных территорий регулируется Законом № 33-ФЗ и иными принимаемыми в соответствии с ним законами и нормативно правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 12 Закона № 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность, которая противоречит целям и задачам национального парка.

Из совокупного содержания статей 12, 13, 15 Закона № 33-ФЗ следует, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.

Нахождение самовольно возведенных строений существенно затрудняет надлежащее осуществление государственного экологического надзора инспекторами Забайкальского национального парка, ведет к угнетению компонентов окружающей среды.

Согласно справкам экологического обследования государственных инспекторов ФГБУ «Заповедное Подлеморье» и Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории на территории, где расположены самовольно возведенные строения: 1. расположены отходы производства и потребления; 2. произрастают растения Красной Книги Российской Федерации и Республики Бурятия; 3. место обитания и гнездования краснокнижных животных и птиц;4. место нереста и нагула ценных пород рыб, тока глухарей.

Таким образом, нахождение самовольно возведенных строений представляет собой угрозу причинения ущерба уникальным природным комплексам Забайкальского национального парка.

Руководствуясь нормами материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка»о признании строений самовольными постройками и обязании осуществить их снос удовлетворить.

Признать самовольными постройками следующие строения:

Вид строения

Система координат МСК-04

X

Y

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Обязать ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» в течение 3 лет с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольно возведенных строений:

Вид строения

Система координат МСК-04

X

Y

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РБ в течение одного месяца со дня вынесения через Баргузинский районный суд Республики Бурятия.

Судья С.М. Степанов

УИД 04RS0001-01-2024-000785-47

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июля 2024 года с. Баргузин

Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Степанова С.М., при секретаре Содноповой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» о признании строений самовольными постройками и обязании осуществить их снос,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор, просит:

- Признать самовольными постройками следующие строения:

Вид строения

Система координат МСК-04

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

- Обязать ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» в течение 3-х лет с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольно возведенных строений

Вид строения

Система координат МСК-04

X

Y

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

В обоснование требований иска указано, что проведенным Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росреестра по Республике Бурятия выездным обследованием на территории Забайкальского национального парка в <адрес> установлены подлежащие сносу самовольно возведенные строения.Указанные строения (деревянные и бетонные строения, деревянные навесы) расположены на земельных участках с кадастровыми номерами , схематично изображены в справке о результатах геодезической съемки привлеченного специалиста межмуниципального Кабанского отдела Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Вид строения

(№ на ситуационном плане (приложение 1 к справке Росреестра)

Площадь (кв.м.)

Земельный участок, на котором расположено строение

Система координат МСК-04

X

Y

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Земельные участки с кадастровыми номерами в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости в составе единого землепользования входят в земельный участок с кадастровым номером (единое землепользование).

Строения за состояли на государственном кадастровом учете, имели кадастровые номера соответственно, принадлежали на праве собственности гражданину ФИО3 Решением Баргузинского районного суда республики от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФГБУ «Заповедное Подлеморье» к ФИО3 о признании недействительными оснований для регистрации права собственности ответчика на расположенные на территории Забайкальского национального парка строения, права собственности на указанные объекты, исключении соответствующих записей о регистрации из ЕГРН, обязании ответчика устранить нарушения закона путем их сноса, а также обязании демонтировать принадлежащий ответчику на праве собственности объект вспомогательного назначения (вступило в законную силу).

Остальные строения за на государственном кадастровом учете не состоят, сведения об указанных объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. По информации ФГБУ «Заповедное Подлеморье», Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и Байкальской природной территории, АУ РБ «Госэкспертиза РБ» спорные объекты возведены в отсутствие разрешения на строительство, положительного заключения государственной экологической экспертизы, при отсутствии согласованных с Минприроды России документов территориального планирования (генерального плана муниципального образования городское поселение «<адрес>), и при отсутствии согласованного с Минприроды России градостроительного регламента применительно к территории данного населенного пункта.Кроме того, земельные участки под рассматриваемым строениями не оформлены в установленном законом порядке. Таким образом, нахождение самовольно возведенных строений представляет собой угрозу причинения ущерба уникальным природным комплексам Забайкальского национального парка.

В судебном заседании представитель истца Гонгорова Е.Б. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» Новокрещин А.И. исковые требования не признал, суду показал, что спорные объекты действительно расположены на территории национального парка. Считает, что ответчик не должен осуществлять снос спорных строений. Фактические владельцы спорных объектов ему не известны.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).

Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности, и Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ установлено, что на территории национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в частности, запрещено строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации (к ним относится земельный участок ответчика), ограничивается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органом исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ и пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно пункту 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 595-О-П разъяснено, что самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.

Забайкальский национальный парк создан постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 401 "О создании Забайкальского национального парка в Бурятской АССР".

В соответствии с п. 7 Положения о Забайкальском национальном парке, утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ На национальный парк возлагаются следующие основные задачи: сохранение в естественном состоянии уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение; организация и осуществление туризма; осуществление научной (научно-исследовательской) деятельности в области охраны окружающей среды в целях разработки мероприятий по сохранению и развитию природного потенциала и рекреационного потенциала Российской Федерации; осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Абзацем 1 преамбулы к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее по тексту – Закон №33-ФЗ) установлено, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ст. 12 Закона №33-ФЗ в границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона №33-ФЗ в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением соответствующих зон: заповедной, особо охраняемой, рекреационной, охраны объектов культурного наследия, хозяйственного назначения и традиционного экстенсивного природопользования.

Как следует из ч. 2 ст. 15 Закона №33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, предоставление на территориях национальных парков, земельных участков для ведения садоводства и огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов.

Аналогичные ограничения деятельности предусмотрены ст. 9 Положения.

Статьями 10.1 и 10.2 Положения предусмотрены дополнительные ограничения относительно каждой зоны, согласно которым в пределах заповедной зоны запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории, а в пределах границ особо охраняемой зоны запрещено строительство зданий и сооружений, предназначенных для размещения посетителей национального парка, а также устройство и оборудование стоянок для ночлега.

Судом установлено, что на территории Забайкальского национального парка в местности Большой Чивыркуй установлены самовольно возведенные строения.Указанные строения (деревянные и бетонные строения, деревянные навесы) расположены на земельных участках с кадастровыми номерами

Вид строения

(№ на ситуационном плане (приложение 1 к справке Росреестра)

Площадь (кв.м.)

Земельный участок, на котором расположено строение

Система координат МСК-04

X

Y

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Установлено, что вышеназванные объектывозведены в отсутствие разрешения на строительство, положительного заключения государственной экологической экспертизы, при отсутствии согласованных с Минприроды России документов территориального планирования (генерального плана муниципального образования городское поселение «<адрес>), и при отсутствии согласованного с Минприроды России градостроительного регламента применительно к территории данного населенного пункта.

Кроме того, земельные участки под рассматриваемыми строениями не оформлены в установленном законом порядке.

Вышеуказанные факты подтверждаются справкой о результатах геодезической съемки от ДД.ММ.ГГГГ, ситуационным планом, фототаблицей, проведенной Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ (Управление Росреестра по РБ), информацией Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от ДД.ММ.ГГГГ, информацией АУ РБ «Госэкспертиза РБ» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах охраняемой природной территории - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ (ч. 1 и п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).

В соответствии с п. 16, 17 Положения на территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства допускаются по разрешениям, выдаваемым Министерством, кроме того, проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

В отношении вышеуказанных объектов капитального строительства соответствующие разрешения Министерством не выдавались, государственная экспертиза не проводилась.

Ответчиком также не представлено суду разрешительной документации на спорные объекты, а также об их владельцах.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные строения созданы без соответствующего на то разрешения.

Суду не представлены и судом не установлены лица, которым фактически принадлежат спорные объекты. Поскольку в силу пункта 8 Положения о Забайкальском национальном парке, утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , управление национальным парком осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка», требование о сносе самовольно возведенных на территории национального парка строений предъявлены к надлежащему ответчику.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Судом также установлено, что спорные объекты, размещенные на территории Забайкальского национального парка <адрес>, находятся в особо охраняемой и заповедной зонах, что противоречит их виду разрешенного использования.

Деятельность особо охраняемых природных территорий регулируется Законом № 33-ФЗ и иными принимаемыми в соответствии с ним законами и нормативно правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 12 Закона № 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность, которая противоречит целям и задачам национального парка.

Из совокупного содержания статей 12, 13, 15 Закона № 33-ФЗ следует, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.

Нахождение самовольно возведенных строений существенно затрудняет надлежащее осуществление государственного экологического надзора инспекторами Забайкальского национального парка, ведет к угнетению компонентов окружающей среды.

Согласно справкам экологического обследования государственных инспекторов ФГБУ «Заповедное Подлеморье» и Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории на территории, где расположены самовольно возведенные строения: 1. расположены отходы производства и потребления; 2. произрастают растения Красной Книги Российской Федерации и Республики Бурятия; 3. место обитания и гнездования краснокнижных животных и птиц;4. место нереста и нагула ценных пород рыб, тока глухарей.

Таким образом, нахождение самовольно возведенных строений представляет собой угрозу причинения ущерба уникальным природным комплексам Забайкальского национального парка.

Руководствуясь нормами материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка»о признании строений самовольными постройками и обязании осуществить их снос удовлетворить.

Признать самовольными постройками следующие строения:

Вид строения

Система координат МСК-04

X

Y

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Обязать ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» в течение 3 лет с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольно возведенных строений:

Вид строения

Система координат МСК-04

X

Y

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РБ в течение одного месяца со дня вынесения через Баргузинский районный суд Республики Бурятия.

Судья С.М. Степанов

УИД 04RS0001-01-2024-000785-47

2-543/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ФБГУ "Заповедное подлеморье"
Другие
Гонгорова Евгения Батомункуевна
Новокрещин Алексей Иннокентьевич
Суд
Баргузинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Степанов С.М.
Дело на сайте суда
barguzinsky.bur.sudrf.ru
01.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2024Передача материалов судье
02.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2024Подготовка дела (собеседование)
12.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее