Решение по делу № 2-409/2019 от 17.10.2019

Дело № 2-409/2019

Решение в окончательной форме изготовлено 23 декабря 2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2019г.

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи         Барабановой Т.К.,

при секретаре                 Константиновой Е.С.,

с участием

старшего помощника прокурора    Крамаренко А.С.,

представителей ответчиков        Мушенковой Е.В., Черновой В.В., Щербакова М.Н., Пискунова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области, Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области (далее УФСИН России по Мурманской области), Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области (далее - ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области) об обязании совершить определенные действия.

В обоснование требований указано, что Мурманской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в августе 2019 г. проведена проверка исполнения администрацией ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области требований законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия исполнения и отбывания наказаний; охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, в процессе которой выявлены нарушения требований УИК РФ, Правил внутреннего распорядка учреждения, Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Постановления правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

По результатам проведенной проверки в адрес начальника ФКУ КП-24 внесено представление от 09.08.2019 № 4-152в-2019 с требованием принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений. Поскольку до настоящего времени нарушения не устранены, просит суд обязать ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие действия:

1. провести санитарную обработку и косметический ремонт внутренних стен, потолка и напольного покрытия в помещении помывочного отделения банно-прачечного комплекса ФКУ КП-24, а также ремонт системы приточно-вытяжной вентиляции в помещении БПК;

2. провести косметический ремонт внутренних стен, потолка и напольного покрытия в помещении (санпропускник), используемом работающими осужденными для санобработки, а также изоляцию электрической проводки в названном помещении;

3. привести в надлежащее состояние 17 окон, включая оконные рамы в помещениях общежитий ФКУ КП-24, путем ремонта или их замены;

4. устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- оборудовать открываемые изнутри окна лестничных клеток в 2-х этажном общежитии № 1;

- оборудовать противопожарные двери устройствами для самозакрывания в 2-х этажном общежитии № 1 в комнате для хранения личных вещей (2 этаж) и в помещении библиотеки (1 этаж);

- оборудовать противопожарные двери устройствами для самозакрывания в помещениях «Мужского карантина» в комнате для хранения личных вещей;

- оборудовать противопожарные двери устройствами для самозакрывания в 5-ти этажном общежитии № 2 в комнатах для хранения личных вещей;     

- оборудовать противопожарные двери устройствами для самозакрывания в помещениях УФИЦ (2 этаж) в комнатах складирования грязного и чистого белья;

- организовать эксплуатационные испытания пожарной лестницы и ограждений на крыше здания 5-ти этажного общежития № 2 (не реже 1 раза в 5 лет) с составлением соответствующего протокола испытания;

- провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения здания 5-ти этажного общежития № 2 с составлением соответствующего протокола проверки;

- оборудовать помещение кабинета № 012 «Спецотдел» на 2 этаже административного здания ФКУ КП-24 автоматической пожарной сигнализацией;

- организовать эксплуатационные испытания пожарной лестницы административного здания ФКУ КП-24 (не реже 1 раза в 5 лет) с составлением соответствующего протокола испытания;     

- привести в исправное рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию на объектах защиты (режимных объектах) ФКУ КП-24;

5. обеспечить рабочего (уборщика территории) У.Э. средствами индивидуальной защиты (СИЗ): костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей прокладке, ботинками кожаными утепленными с защитным подноском или сапогами кожаными утепленными с защитным подноском, или валенками с резиновым низом, головным убором утепленным, бельем нательным утепленным, перчатками с защитным покрытием, морозостойкими с утепляющими вкладышами, а также обеспечить подсобного рабочего К.Д.В. средствами индивидуальной защиты от пониженных температур;

6. произвести замену средств индивидуальной защиты (СИЗ): костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий и сапог резиновых с защитным подноском - пекарю О.В.В, и рабочему по комплексному обслуживанию зданий П.Д.А..;

7. произвести выдачу защитных средств гидрофобного и комбинированного действия, а также регенерирующих, восстанавливающих средств по установленным нормам работникам Б.А.В., П.Д.А., Б.О.К., Г.М.И., Т.С.М.;

8. организовать в промышленной зоне на рабочем участке - в здании по прессовке и упаковке пластиковой тары: систему отопления и бытовое помещение для обогрева и организации питьевого режима работающих осужденных, а также произвести установку оконных рам с остеклением и установку дверей в здании;

9. создать надлежащие условия для доступа лиц, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата (инвалидов), к объектам социальной инфраструктуры ФКУ КП-24 (административное здание ИУ; общежития; помещение столовой; помещение помывочного отделения банно-прачечного комплекса);

10. организовать на прилегающей территории к ФКУ КП-24 места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами.

ФСИН России в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить необходимое финансирование УФСИН России по Мурманской области для выполнения администрацией ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области указанных мероприятий.

УФСИН России по Мурманской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить необходимые денежные средства ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области для выполнения администрацией ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области указанных мероприятий.

В дальнейшем прокурором представлены уточненные исковые требования в связи с устранением части выявленных в процессе проверки нарушений, согласно которым просит:

Обязать ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:

1. провести косметический ремонт внутренних стен, потолка и напольного покрытия в помещении помывочного отделения банно-прачечного комплекса ФКУ КП-24, а также ремонт системы приточно-вытяжной вентиляции в помещении помывочного отделения БПК;

2. завершить работы по косметическому ремонту внутренних стен, потолка и напольного покрытия в помещении санитарного пропускника;

3. устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- установить 2 открываемых изнутри окна, расположенных на лестничном марше между первым и вторым этажами в общежитии № 1, а также на лестничном марше между первым и вторым этажами в УФИЦ при ФКУ КП-24;

- организовать эксплуатационные испытания ограждений на крыше здания 5-ти этажного общежития №2 (не реже 1 раза в 5 лет) с составлением соответствующего протокола испытания;

- провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения здания 5-ти этажного общежития № 2 с составлением соответствующего протокола проверки;

- привести в исправное рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию на объектах защиты (режимных объектах) ФКУ КП-24;

4. обеспечить осужденных, работающих на должности рабочего (уборщика территории) и должности подсобного рабочего в ФКУ КП-24 средствами индивидуальной защиты (СИЗ): костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей прокладке, ботинками кожаными утепленными с защитным подноском или сапогами кожаными утепленными с защитным подноском, или валенками с резиновым низом, головным убором утепленным, бельем нательным утепленным, перчатками с защитным покрытием, морозостойкими с утепляющими вкладышами;

5. организовать в промышленной зоне на рабочем участке - в здании по прессовке и упаковке пластиковой тары: отопление и бытовое помещение для обогрева и организации питьевого режима работающих осужденных, а также произвести установку оконных рам с остеклением и установку уличных дверей в названном здании;

6. выполнить мероприятия по обеспечению доступной среды лицам с ограниченными возможностями к объектам, расположенным на территории ФКУ КП-24 в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению доступной среды лицам с ограниченными возможностями, утвержденным начальником ФКУ КП-24 от 01.11.2019 г.

ФСИН России в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить необходимое финансирование УФСИН России по Мурманской области для выполнения администрацией ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области указанных мероприятий;

УФСИН России по Мурманской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить необходимые денежные средства ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области для выполнения администрацией ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области указанных мероприятий (л.д. 207-213).

В судебном заседании старший помощник прокурора Крамаренко А.С. поддержала уточненные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, привела аналогичные обоснования, полагала, что заявленные сроки исполнения перечисленных действий, возложенных на каждого из соответчиков, являются разумными.

Представители ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области Чернова В.В., Щербаков М.Н., Пискунов А.С., не оспаривая наличие выявленных прокуратурой нарушений, исковые требования не признали. Полагали, что руководством учреждения предприняты все меры по соблюдению прав осужденных на безопасные условия труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты. Однако приобретение необходимой материальной базы самим учреждением возможно только в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год. Заявки для устранения выявленных нарушений направлены в УФСИН России по Мурманской области и при поступлении финансирования будут устранены.

Представитель ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области Мушенкова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что выявленные прокуратурой нарушения могут быть устранены учреждением самостоятельно, без судебного решения, после получения достаточного финансирования.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положения ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 ГПК РФ, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.

Как усматривается из материалов настоящего дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – осужденных, работников, служащих и посетителей исправительного учреждения. Иск подан прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, создания надлежащих, благоприятных, безопасных для человека материально-бытовых и противопожарных условий.

Таким образом, заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, но также и на защиту жизни и здоровья граждан в связи с не соблюдением норм пожарной и санитарно-эпидемиологического законодательства. Круг таких лиц точно определен быть не может, следовательно, Мурманский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях правомерно обратился с данным иском.

Согласно ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 УИК РФ определены основные права осужденных, в том числе право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Как следует из ч.3 ст.82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений утверждены Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

В пункте 126 указанных Правил определено, что в исправительных учреждениях (далее - ИУ) обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических - и противоэпидемических норм и требований. Все осужденные, прибывшие в ИУ, проходят первичный медицинский осмотр и комплексную санитарную обработку.

Требования по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных определены Инструкцией по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной Минюстом РФ 08.11.2001 №18/29-395. Согласно п. 2.6 указанной инструкции в ИУ ответственность за содержание банно-прачечных объектов, своевременный ремонт зданий и оборудования, состояние банно-прачечного обслуживания возложена на заместителя начальника ИУ по хозяйственному и тыловому обеспечению. Банно-прачечное обеспечение осужденных организуется и осуществляется силами и средствами служб тылового и хозяйственного обеспечения ИУ. В обязанности заместителя начальника ИУ по хозяйственному и тыловому обеспечению входит в том числе контроль за содержанием банно-прачечного блока в соответствии с правилами эксплуатации, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, а также обеспечение ремонта и замены технологического оборудования и инвентаря.

Покрытия полов в помещениях с мокрым и влажным режимом, то есть в мыльной, душевой в бане, стиральном и сушильно-гладильном цехах и санитарном пропускнике в прачечной, должны предусматриваться из рифленых керамических плиток, а облицовка - из керамических или полимерных плиток. Обязательно должен устраиваться уклон полов в сторону трапов и лотков, а также занижение полов в сторону трапов в помещениях с мокрым режимом по отношению к соседним помещениям (п. 3.18 Инструкции).

Механическая приточно-вытяжная вентиляция предусматривается во всех производственных помещениях бань и прачечных. Естественная вытяжная вентиляция предусматривается в служебных и подсобных помещениях. Воздухообмен в помещениях стиральных и сушильно-гладильных цехов определяется расчетом на удаление выделяющихся тепла и влаги. В воздушном балансе следует учитывать работу местных отсосов от технологического оборудования (п. 3.22 Инструкции).

Судом установлено, что в августе 2019 года Мурманской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения администрацией ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области требований уголовно-исполнительного законодательства.

В процессе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона, администрацией ФКУ КП-24 не обеспечена санитарная обработка помещений помывочного отделения банно-прачечного комплекса ФКУ КП-24,нарушена целостность кафельной плитки внутренних стен и напольного покрытия, потолок требует косметического ремонта, неисправна система приточно-вытяжной вентиляции в помещении БПК. Кроме того, используемое работающими осужденными для санобработки помещения (санпропускник) находится в неудовлетворительном (антисанитарном) состоянии и требует косметического ремонта внутренних стен, потолка и напольного покрытия, а также изоляцию электрической проводки в названном помещении.

Данные обстоятельства в судебном заседании представителями ответчиков не оспаривались, подтверждаются материалами дела, в том числе справкой о результатах проверки от 08.08.2019 (л.д. 63-66).

Кроме того, 9 августа 2019 г. в адрес ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области Мурманским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях направлено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательствам с требованием устранить выявленные в процессе прокурорской проверки нарушений.

Указанное представление в установленном законом порядке ответчиками не оспаривалось, напротив, во исполнение содержащихся в нем требований, 10.09.2019 представлена информация о принятых мерах по его исполнению (л.д. 73-78).

В силу ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Принимая во внимание, что в судебном заседании представители ответчиков не оспаривали наличие нарушений действующего законодательства, перечисленных в исковом заявлении, суд приходит к выводу, что в силу ст. 68 ГПК РФ истец освобождается от необходимости дальнейшего доказывания данного обстоятельства.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пунктов 2 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее – Правила № 390), п. 5.4.16 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» на лестничном марше между первым и вторым этажами в здании общежития № 1, а также в УФИЦ при ФКУ КП-24 окна лестничных клеток исключают возможность их открывания изнутри поскольку отсутствуют открываемые проемы.

В нарушении п.п. 3, 4, 14, таблицы 3 п. 38 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»; п.п. АЗ, А.4, А10, таблицы АЗ п. 38 прил. А СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в административном здание ФКУ КП-24 помещения административного назначения (помещение кабинета спец. части на 2 этаже, кабинет № 012) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

В нарушение требований п. 24 Правил № 390 в указанном здании не организованы эксплуатационные испытания ограждений на крышах (покрытиях) зданий (не реже 1 раза в 5 лет) с составлением соответствующего протокола испытания.

В нарушение п. 61 Правил № 390 автоматическая пожарная сигнализация на объектах защиты ФКУ КП-24 эксплуатируется в неисправном состоянии.

Кроме того, в нарушении требований ст.ст. 212 221, 223 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» осужденные, работающие на должности рабочего (уборщика территории) и должности подсобного рабочего в ФКУ КП-24 не обеспечены средствами индивидуальной защиты (СИЗ): костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей прокладке, ботинками кожаными утепленными с защитным подноском или сапогами кожаными утепленными с защитным подноском, или валенками с резиновым низом, головным убором утепленным, бельем нательным утепленным, перчатками с защитным покрытием, морозостойкими с утепляющими вкладышами.

В промышленной зоне на рабочем участке, где осуществляют трудовую деятельность осужденные - в здании по прессовке и упаковке пластиковой тары отсутствует отопление и бытовое помещение для обогрева и организации питьевого режима работающих осужденных, отсутствуют оконные рамы с остеклением и уличные двери.

Оценив собранные по делу обстоятельства, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчиков, суд приходит к выводу, что требования истца в части требований об организации совершения действий по устранению указанных нарушений, является обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Также подлежат удовлетворению требования истца о выполнении мероприятий по обеспечению доступной среды лицам с ограниченными возможностями к объектам, расположенным на территории колонии в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению доступной среды лицам с ограниченными возможностями, утвержденным начальником колонии 01.11.2019, по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон №181-ФЗ) Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства (ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ).

Доказательств, подтверждающих, что с августа 2019 года по настоящее время указанные нарушения действующего законодательства устранены или документы, указывающие на невозможность их установления, представителями ответчиков, как на момент проверки, так и в судебное заседание не представлены.

Исследовав требования истца, заявленные в отношении ФСИН России и УФСИН России по Мурманской области, суд приходит к следующему.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ФСИН России отнесена к органам исполнительной власти.

В силу ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является ФСИН России.

Положением о ФСИН России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (далее-Указ № 1314), предусмотрено, что ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, в том числе, в отношении осужденных и отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

УФСИН России по Мурманской области осуществляет свою деятельность на основании Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - Положение).

Согласно п. 4 Положения Управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств, выступает в качестве истца и ответчика в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Управления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 10 Положения).

Основными задачами Управления являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (п.п.1 п. 14 Положения).

Управление обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания (п.п. 1 п. 15 Положения).

Согласно пп.2 п. 15 Положения Управление осуществляет материально- техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

ФКУ КП-24 УФСИН России по Мурманской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным приказом ФСИН России от 31.03.2011 № 187 (далее - Устав).

Предметом и целями деятельности учреждения являются, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории (п. 2.1 Устава).

ФКУ КП-24 обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе правопорядок и законность в учреждении, а также безопасность лиц, находящихся на его территории, условия содержания осужденных, пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения (п. 2.5.1 Устава).

Осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных, выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья (п. 2.5.2 Устава).

В соответствии с п. 4.6 Устава, начальник ФКУ КП-24 осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения, несет персональную ответственность за ее результаты, а также должен осуществлять другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, ФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не только вправе, но и обязана для исполнения возложенных на нее, а также на УФСИН России по Мурманской области государством обязанностей решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования их внебюджетных источников.

При таких обстоятельствах, требования прокурора об обязании ФСИН России и УФСИН России по Мурманской области выделить денежные средства для выполнения перечисленных мероприятий, также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что организация и проведение необходимых мероприятий по организации устранения нарушений действующего законодательства является длительным процессом, а также учитывая, что денежные средства, необходимые для проведения указанных мероприятий могут быть заложены в бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации при его утверждении в период с января по март 2020 года, суд приходит к выводу, что заявленные истцом сроки являются обоснованными и разумными, находя их реальными для исполнения судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области, Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области в течение 5 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу выполнить следующие мероприятия:

1. провести косметический ремонт внутренних стен, потолка и напольного покрытия в помещении помывочного отделения банно-прачечного комплекса, а также ремонт системы приточно-вытяжной вентиляции в помещении помывочного отделения БПК;

2. завершить работы по косметическому ремонту внутренних стен, потолка и напольного покрытия в помещении санитарного пропускника;

3. установить два открываемых изнутри окна, расположенных на лестничном марше между первым и вторым этажами в общежитии № 1, а также на лестничном марше между первым и вторым этажами в УФИЦ;

4. организовать эксплуатационные испытания ограждений на крыше здания 5-ти этажного общежития № 2 с составлением соответствующего протокола испытания;

5. провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения здания общежития № 2 с составлением соответствующего протокола проверки;

6. привести в исправное рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию на объектах защиты (режимных объектах);

7. обеспечить осужденных, работающих на должности рабочего (уборщика территории) и должности подсобного рабочего средствами индивидуальной защиты (СИЗ);

8. организовать в промышленной зоне на рабочем участке – в здании по прессовке и упаковке пластиковой тары: отопление и бытовое помещение для обогрева и организации питьевого режима работающих осужденных, а также произвести установку оконных рам с остеклением и установку уличных дверей в названном помещении;

9. выполнить мероприятия по обеспечению доступной среды лицам с ограниченными возможностями к объектам, расположенным на территории колонии в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению доступной среды лицам с ограниченными возможностями, утвержденным начальником колонии 01.11.2019.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России в течение 1 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить необходимое финансирование Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области для выполнения Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области мероприятий с первого по девятые пункты.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу выделить Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области денежные средства для выполнения мероприятий с первого по девятые пункты.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья         Т.К. Барабанова

2-409/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Мурманский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области
Федеральная служба исполнения наказаний России
ФКУ КП-24 Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области
Суд
Оленегорский городской суд Мурманской области
Судья
Барабанова Татьяна Константиновна
Дело на сайте суда
ole.mrm.sudrf.ru
17.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2019Передача материалов судье
22.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее