РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Кошки Самарской области 24 июля 2019 года
Кошкинский районный суд в составе председательствующего судьи Малаховой Н.С.,
представителя прокуратуры Кошкинского района Самарской области Демидова М.Ю.,
при секретаре Абдуллиной Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> муниципального района <адрес> об обязании организовать бесплатное двухразовое питание несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями, обучающихся в ГБОУ ООШ <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> муниципального района <адрес> в котором, ссылаясь на неисполнение ответчиком законодательства об образовании и социальной защите несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, просил обязать ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> организовать бесплатное двухразовое питание несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в ГБОУ <адрес> ООШ <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 исковые требования уточнил, просил суд обязать учебное заведение ГБОУ ООШ <адрес> организовать бесплатное двухразовое питание несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в ГБОУ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>. Уточненные требования поддержал и пояснил, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований ФЗ «Об образовании в РФ». В ходе проверки установлено, что в ГБОУ ООШ <адрес> обучается 1 несовершеннолетний с ограниченными возможностями здоровья, который не обеспечен бесплатным двухразовым питанием. Ребенок питается за счет средств законных представителей, что нарушает их права. Просил суд обязать ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> организовать бесплатное двухразовое питание несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством <адрес>.
Привлеченное к участию в деле в качестве ответчика ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> муниципального района <адрес> в лице директора ФИО3 в судебном заседании ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, возражений на исковые требования не представила.
Третье лицо – администрация муниципального района Кошкинский ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, возражений по поводу исковых требований суду не представила.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица - Министерство образования и науки <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени судебного заседания извещено своевременно и надлежащим образом, представило суду письменный отзыв, в котором просило в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо – Северо-Западное Управление Министерства образования и науки <адрес> в лице представителя по доверенности ФИО4 представило суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором указало, что исковые требования прокурора <адрес> не соответствуют действующему законодательству и потому удовлетворению не подлежат.
МБУ «Центр эксплуатации зданий образовательных учреждений муниципального района <адрес>», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, своего представителя в судебное заседание не направило, отзыва по существу исковых требований не представило, о времени и месте судебного заседания извещено своевременно и надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.
Согласно ч.7 ст.79 Федерального закона №273-ФЗ обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес> установлено, что в ГБОУ ООШ <адрес> обучается 1 несовершеннолетний ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который вопреки требованиям ч.7 ст.79 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ» не обеспечен бесплатным двухразовым питанием. Данный ребенок питается в школе за счет средств законных представителей, что нарушает гарантированные федеральным законодательством права обучающихся указанной категории на государственную социальную поддержку.
Как видно из Устава ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> муниципального района <адрес> указанное учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в собственности <адрес>.
Из Устава следует, что учредителями ООШ <адрес> являются <адрес> в лице Северо-Западного управления Министерства образования и науки <адрес> и Министерство имущественных отношений <адрес>.
Из п.2.3 устава ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> муниципального района <адрес> усматривается, что одним из видов деятельности, которое осуществляет учреждение является организация питания обучающихся.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 34 вышеуказанного Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч.7 ст.79 того же Федерального закона установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона №273-ФЗ организация питания обучающихся, возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления (часть 4).
В силу пп. 15 п.3 и п.6 ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны, в том числе, осуществляться меры по организации их питания.
В соответствии с п.6.8 и 6.34 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08, утвержденных постановлением главного государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часов. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.
Таким образом, нормы федерального законодательства, а именно, нормы ФЗ «Об образовании в РФ» возлагают на учебное заведение требования об организации и обеспечении бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в ГБОУ <адрес> ООШ <адрес> муниципального района <адрес> бесплатное питание детей с ограниченными возможностями не организовано.
В данном случае организация питания предполагает обеспечение предоставления учащимся бесплатного двухразового питания.
Отсутствие бесплатного двухразового питания нарушает гарантированные федеральным законодательством права обучающихся, вышеуказанной категории на государственную социальную поддержку.
Поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению бесплатным питанием является обязанностью образовательных учреждений, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ <░░░░░> ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░