Решение по делу № 2-2494/2024 от 21.05.2024

Дело №2-2494/2024

УИД61RS0003-01-2024-003263-06

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2024 года                                                  г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Строителевой О.Ю.,

при секретаре Верхотуровой И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томасовой ФИО13 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании решения незаконным, об обязании включить в страховой стаж периоды работы, учебы, периоды ухода за детьми, назначить страховую пенсию по старости, установлении ИПК,

УСТАНОВИЛ:

Томасова ФИО14 (далее также истец) обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее также ОСФР по РО, ответчик) о признании решения незаконным, об обязании включить в страховой стаж периоды работы, учебы, периоды ухода за детьми, назначить страховую пенсию по старости, установлении величины ИПК.

В обоснование заявленных исковых требований, истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Федеральный закон №400-ФЗ).

Решением ОСФР по РО от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимой величины ИПК. При этом, в подсчет страхового стажа ответчиком не включены все периоды работы согласно трудовой книжки.

Так, ответчиком в страховой стаж не включены периоды работы с 14.09.1988 по 06.04.1989 в <данные изъяты>), с 11.05.1993 по 27.10.1995 в <данные изъяты>» (<адрес>), с 28.10.195 по 12.10.1996 в ООО <данные изъяты> (г.Гуково Ростовская область), а также не учтены периоды обучения с 01.10.1982 по 12.05.1984, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 11.10.1986 по 20.12.1986, период работы с 01.01.2024 по 23.04.2024 у <данные изъяты>

Данная позиция ответчика, затем повторялась при повторном обращении истца с заявлением от 23.04.2024.

Истец не согласен с позицией ответчика, поскольку истец имеет необходимую продолжительность страхового стажа, а также величину ИПК, при условии включения неучтенных периодов работы, учебы и ухода за ребенком.

По мнению истца, подсчет стажа и ИПК, проведенный ответчиком, не соответствует фактическим данным, сложившимся у истца и прилагаемым к иску в виде подсчета стажа и ИПК.

Кроме того, при расчете среднего заработка в настоящее время ответчику надлежало использовать единственно действующие в настоящее время нормативно установленные правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» в п. 10 которых установлено, что средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Поскольку до настоящего времени отсутствует какой-либо иной установленный порядок определения заработка, то по данным истца, ее средний заработок за месяц составит 759,83 (1519,66руб./2мес.) руб., вместо указанных ответчиком 63,32 руб.

В связи с занижением результатом расчета стажа и среднего заработка в расчете ИПК ответчиком снижен применяемый стажевый коэффициент, и как в результате сам ИПК до 2002 года.

Приводимые ответчиком данные в решении по размеру ИПК – 20,140, не совпадают с данными представленными ответчиком в сведениях ИЛС – 17,437.

При указанных расчетах данных истца о фактическом стаже, среднем заработке ИПК на 23.04.2024 размер ИПК составит требуемые – 28,2.

Таким образом, по расчетам истца на 23.04.2024, она достигла все необходимые показатели по стажу, ИПК и ею достигнут требуемый возраст для выхода на пенсию.

В связи с чем, истец с расчетами ответчика, проведенными в целях оценки пенсионных прав и изложенных в выданных решениях, не согласна, в том числе, как с математическим расчетом, так и с основаниями проведенных расчетов.

Ссылаясь на данные обстоятельства, истец, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просит суд признать незаконным решения ОСФР по РО в части заниженных результатов при подсчете страхового (трудового) стажа при оценке пенсионных прав Томасовой ФИО15 включить в страховой (трудовой) стаж Томасовой ФИО16. периоды, в том числе, при оценке права выхода на пенсию: с 01.09.1982 по 21.07.1983 период обучения по специальности пошивщик <данные изъяты>, с 01.10.1982 по 12.05.1984 период обучения по специальности <данные изъяты>, с 11.10.1986 по 20.12.1986 период отпуска по беременности и родам, с 20.12.1986 по 13.09.1988 период ухода за ребенком в возрасте до трех лет, с 14.09.1988 по 06.04.1989 период работы в <данные изъяты>), с 01.11.1991 по 05.05.1992 обучение по специальности <данные изъяты>, с 11.05.1993 по 27.10.1995 период работы в <данные изъяты>» (<адрес>), с 28.10.1995 по 12.10.1996 период работы в <данные изъяты>), с 30.07.1993 по 08.10.1993 период нахождения в отпуске по беременности и родам, в случае отказа учесть период работы, с 09.04.1995 по 08.10.1996 период ухода за ребенком до достижения им возраста 3 лет (с 1,5 до 3), в случае отказа учесть период работы, с 01.01.2024 по 23.04.2024 период работы у ИП Скабицкой ФИО17 включить в расчет размера ИПК Томасовой ФИО18 за период до 2002 года периоды: с 01.09.1982 по 21.07.1983 период обучения по специальности пошивщик кожгалантерейных изделий, с 01.10.1982 по 12.05.1984 период обучения по специальности <данные изъяты>, с 11.10.1986 по 20.12.1986 период отпуска по беременности и родам, с 20.12.1986 по 13.09.1988 период ухода за ребенком в возрасте до трех лет, с 14.09.1988 по 06.04.1989 период работы в <данные изъяты>), с 01.11.1991 по 05.05.1992 обучение по специальности <данные изъяты>, с 11.05.1993 по 27.10.1995 период работы в <данные изъяты> (<адрес>), с 28.10.1995 по 12.10.1996 период работы в <данные изъяты> (<адрес>), с 30.07.1993 по 08.10.1993 период нахождения в отпуске по беременности и родам, в случае отказа учесть период работы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период ухода за ребенком до достижения им возраста 3 лет (с 1,5 до 3), в случае отказа учесть период работы, при оценки пенсионных прав по состоянию на 23.04.2024 в расчет ИПК ФИО3 за период после 2015 года включить период работы с 01.01.2024 по 30.06.2024 с размером ИПК – 0,267 (за 1 квартал 2024 года), установить факт наличия ИПК Томасовой ФИО19 с учетом стажа зачтенного судом, по состоянию на 30.06.2024 в размере 26,052.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Ответчик ОСФР по РО и третье лицо ИП Скабицкая ФИО20 уполномоченных представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, представитель ответчика представил письменный отзыв на иск, в котором просили отказать в удовлетворении требований.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные доказательства, дав оценку доводам сторон, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) относит определение условий и порядке реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1) при наличии не менее 6 лет страхового стажа в 2015 году и величины ИПК не менее 6,6.

В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по местожительству лица, обратившегося за страховой пенсией (ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

В силу ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

По положениям ч.2 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (в том числе, Республики Украины), урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 вышеназванного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 №2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 11.06.2022 №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения», вступающий в силу 30.06.2022, о выходе России из Соглашения о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения. Вместе с тем данным актом гарантировано сохранение ранее установленного объема прав по соглашению до 31.12.2022.

При этом, суд полагает возможным руководствоваться нормами вышеуказанного Соглашения от 13.03.1992, к периодам работы истца, в которые указанное Соглашение действовало.

Согласно п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 №203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с п.11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014                      №1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка) (пункт 11), только при отсутствии трудовой книжки, и в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими, государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовой стаж и трудовую деятельность работника. При этом обязанность по ведению трудовой книжки возложена на работодателя. Неверное ведение трудовой книжки никоим образом, не может ущемлять прав самих работников, гарантированные государством.

В соответствии с п. 1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 №162 (утратила силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 16.04.2003 №225 «О трудовых книжках») установлено, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.

В трудовую книжку вносятся: сведения о работнике - фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение; сведения о награждениях и поощрениях: награждения орденами и медалями, присвоение почетных званий; поощрения за успехи в работе, применяемые трудовым коллективом, а также награждения и поощрения, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка и уставами о дисциплине; другие поощрения в соответствии с действующим законодательством; сведения об открытиях, на которые выданы дипломы, об использованных изобретениях и рационализаторских предложениях и о выплаченных в связи с этим вознаграждениях.

Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

В соответствии с п.4.1 Инструкции при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Согласно п.п. 6 и 7 указанного Постановления ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагалась на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях-иную ответственность.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Судом установлено, что Томасова ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась 02.04.2024 с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ.

Решением ОСФР по РО от 10.04.2024 №187431/24 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ, в связи с отсутствием требуемой величины ИПК - 28,2.

Согласно указанному решению продолжительность страхового стажа Томасовой ФИО22. на ДД.ММ.ГГГГ составила 17 лет 4 месяца 25 дней (при требуемом – 15 лет), величина индивидуального пенсионного коэффициента – 20,140 (требуемая величина ИПК – 28,2). При подтверждении периода работы в государственной Сахновской неполной средней школе величина ИПК составит – 20,754.

Указанным решением в страховой стаж истца не включены периоды работы: с 14.09.1988 по 06.04.1989 в государственной <данные изъяты> школе, так как наименование организации при приеме на работу не соответствует наименованию организации в оттиске печати заверяющей запись об увольнении, с 11.05.1993 по 27.10.1995 работа в <данные изъяты>». В трудовой книжке в основании при приеме на работу отсутствует дата и номер приказа. Из справки .2024 следует, что документы <данные изъяты> на хранение в архив не поступали и местонахождение их неизвестно, с 28.10.1995 по 12.10.1996 работа в <данные изъяты> В трудовой книжке оттиск печати заверяющей запись об увольнении не подлежит прочтению. Согласно архивной справки документы по ООО <данные изъяты>» на хранение в архив не поступали и местонахождение их неизвестно, с 13.09.2007 по 15.09.2007 – отпуск без сохранения заработной платы.

Томасова ФИО23 повторно обратилась к ответчику 23.04.2024 с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ч.1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ.

Решением ОСФР по РО от 02.05.2024 №232116/24 в назначении страховой пенсии по старости отказано также ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Продолжительность страхового стажа Томасовой Т.В. на 23.04.2024 в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом постановления Конституционного суда №2-П составила 17 лет 7 месяцев 5 дней (при требуемом – 15 лет), величина индивидуального пенсионного коэффициента – 15,614 (требуемая величина ИПК – 28,2).

В страховой стаж истца не засчитаны следующие периоды: с 20.12.1986 по 19.06.1988 период ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения до полутора лет, рожденного на территории Украины. Договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Украиной отсутствует. Для определения права на страховую пенсию лицам, прибывшим из государств-республик из бывшего СССР, не заключивших соглашение с Российской Федерацией, учитываются только дети, рожденные на территории РФ и бывшей РСФСР, в связи с чем, период ухода за ребенком, рожденным на территории Украины до достижения им возраста полутора (трех) лет, имевшие место на территории бывшего СССР, не может быть включен в страховой стаж для определения права, а также оценки пенсионных прав при исчислении размера пенсии, с 13.09.2007 по 15.09.2007 период отпуска без сохранения заработной платы, согласно сведениям ИЛС.

В материалы дела представлена трудовая книжка с датой заполнения 14.09.1988 на имя ФИО3 (ФИО24) Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В трудовой книжке отражены периоды работы истца, в том числе, с 14.09.1988 по 06.04.1989 в должности <данные изъяты>, с 11.05.1993 по 27.10.1995 в <данные изъяты>» в должности <данные изъяты> с 28.10.1995 по 12.10.1996 в ООО <данные изъяты>

В материалы дела представлена архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ , выданная Муниципальным архивом по личному составу Администрации г. Гуково Ростовской области, согласно которой ФИО7, работала на предприятии <данные изъяты> с 21.07.1989 по 28.01.1992, <данные изъяты> с 21.07.1989 ДД.ММ.ГГГГ) по 01.11.1991 (ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты>» с 01.11.1991 (ДД.ММ.ГГГГ) по 28.01.1992 ДД.ММ.ГГГГ

Как указано выше, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Вместе с тем, суд исходит из того, что записи о работе и увольнении внесены в хронологическом порядке относительной иных, как более ранних, так и более поздних записей, имеют порядковые номера, соответствующие сквозной нумерации записей в трудовой книжке. На указанных записях на копии трудовой книжки, представленной в пенсионных орган, имеются оттиски печати.

Сам по себе факт того, что дата приказа о приеме на работу не соответствует дате приема, в том числе, и в сведениях указанных в архивной справке, не является безусловным основанием для исключения периода, указанного в трудовой книжке, из страхового стажа, дающего право на назначение пенсии.

Также в материалы дела представлены копии диплома на имя ФИО7, выданного <данные изъяты>, согласно которого с 01.11.1991 по 05.05.1992 ФИО7 проходила обучение и ей присвоена квалификация по специальности повар общественного питания IV разряда; копия диплома Хмельницким техническим училищем , из которого следует, что с 01.09.1982 по 21.07.1983, истец проходила обучение и ей присвоена специальность <данные изъяты> кожгалантерейных изделий 3 разряда; копия свидетельства , выданного Новосельской средней школой Хмельницкой области, согласно которого истец прошла обучение с 01.09.1982 по 12.05.1984 и ей присвоена категория <данные изъяты>

Кроме того, представлены документы, подтверждающие смену истцом фамилии в связи со вступлением в брак и расторжением брака (свидетельство о заключении брака , справка о заключении брака ).

Из копии свидетельства о рождении (с переводом) , следует, что ФИО8 является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как следует из ответа ИП ФИО9 на запрос суда, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения работает у ИП ФИО9 с 01.01.2018 ( в 2024 году за Томасову ФИО25 произведено начисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с января 2024 года по июнь 2024 года, в частности за январь 2024 года взносы уплачены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, за февраль 2024 года взносы уплачены 12.03.2024, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, за март 2024 года взносы уплачены 12.04.2024, что подтверждается платежным поручением от 12.04.2024.

В соответствии с ч.3 ст.36 Федерального закона №400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно ч.4 ст.36 Федерального закона №400-ФЗ федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

На основании Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ) осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Так, в соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, в связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01.01.2002; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с указанным Федеральным законом.

Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (п.3 и п.4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (п.2 указанной статьи). В частности, п. 3 данной статьи предусматривает исчисление расчетного размера пенсии исходя из определенной в календарном порядке продолжительности общего трудового стажа с зачетом в него наряду с работой также некоторых иных периодов, к числу которых не отнесен период учебы в высших учебных заведениях. В п.4 этой же статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001, - также исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются в том числе периоды обучения в высших учебных заведениях. Тем самым названные законоположения во взаимосвязи с п.2 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обеспечивают учет интересов застрахованных лиц.

В случае отсутствия данных о волеизъявлении пенсионера оценка пенсионных прав производится пенсионным органом по более выгодному для застрахованного лица варианту.

Согласно п.3 ст.3 Федерального закона №400-ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Величина ИПК зависит от стажа и заработка до 01.01.2002 и страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с ч.9 ст.15 Федерального закона №400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс + ИПКн),

где ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент;

ИПКс – индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01.01.2015;

ИПКн – индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 01.01.2015.

Пенсионные права граждан, сформированные до 01.01.2015, переводятся в индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПКс). Расчет ИПКс производится по следующей формуле:

ИПКс = П/СПК, где:

П – размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учёта фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленный по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ;

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 – 64,10 руб. (ч.10 ст.15 Федерального закона №400-ФЗ).

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется в соответствии со ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ.

При определении размера страховой пенсии учитывается общий трудовой стаж и заработная плата до 01.01.2002, а после 01.01.2002 во внимание принимаются только страховые взносы, учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

При установлении пенсии расчет пенсии всегда производится по более выгодному для пенсионера варианту.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.11 и ст.12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.11 и ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст.14 Федерального закона №400-ФЗ).

По запросу суда стороной ответчика представлен расчет продолжительности страхового стажа, а также величины ИПК ФИО3, произведенный ДД.ММ.ГГГГ, по наиболее выгодному варианту, при условии включения судом спорных периодов работы, учебы, периодов нахождения в отпуске по беременности и родам, ухода за ребенком, в следующем порядке:

период обучения с 01.09.1982 по 21.07.1983, с 22.07.1983 по 12.05.1984, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 11.10.1986 по 19.12.1986, период ухода за ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения возраста полутора лет с 20.12.1986 по 13.09.1988, периоды работы с 14.09.1988 по 06.04.1989, с 11.05.1993 по 27.10.1995, с 28.10.1995 по 12.10.1996, с 01.01.2024 по 31.03.2024.

Так, продолжительность страхового стажа ФИО3 составит 22 года 6 месяцев 20 дней (при требуемом – 15 лет), величина ИПК составит – 24,87 (при требуемой величине ИПК в 2024 году – 28,2).

Оценка пенсионных прав ФИО3 на 23.04.2024 произведена по наиболее выгодному варианту (по п.4 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ) с учетом СВН по Федеральному закону от 28.12.2013 №400-ФЗ:

- продолжительность стажа для конвертации – 7 лет 9 месяцев 19 дней, стаж для расчета суммы валоризации до 1991 – 3 года 8 месяцев 15 дней;

- осовремененный среднемесячный заработок – 367,11 руб. (с августа 1989 года по декабрь 1991 года за 60 месяцев);

- сумма страховых взносов с 01.01.2002 по 31.12.2014 – 61 480,24;

- величина ИПК с 01.01.2015 – 4,454;

- коэффициенты по нестраховым периодам:

- 2,7 (период ухода за ребенком до достижения им полутора лет);

- 5,4 (период ухода за ребенком до достижения им полутора лет).

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:

ПК= (РП-БЧ)? Т, где

ПК- величина расчетного пенсионного капитала;

РП- расчетный размер трудовой пенсии;

БЧ- базовый размер трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2000 (450руб.);

Т- ожидаемый период выплаты пенсии по старости;

В соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ расчетный размер пенсии определяется по формуле:

РП=СК? ЗР, где

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд;

СК - стажевый коэффициент;

Расчетный размер пенсии на 01.01.2002:

0,55 (стажевый коэффициент - 55%) ? 367,11 (осовремененный среднемесячный заработок) = 201,91 руб.

201,91 + 458,09 (доведение до минимального размера пенсии на 31.12.2001) = 660,00 руб.

Расчетный пенсионный капитал на 31.12.2014:

660,00руб. (расчетный размер пенсии на 01.01.2002) – 450 руб. (базовая часть на 01.01.2002) ? 0,39013889 (пропорция неполного стажа относительно продолжительности имеющегося стажа до 01.01.2002 – 7 лет 9 месяцев 19 дней к требуемым 20 годам) ? 228 (ожидаемый период для выплаты пенсии на дату назначения) ? 5,61481656 (суммарный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала с 01.01.2002 по 31.12.2014) =104883,90

Валоризация – 104883,90? 0,13 (10% величины РПК, плюс по 1% за каждый полный год работы до 1 января 1991 года)= 13634,91 руб.

С 01.01.2015 размер пенсии определяется исходя из величины ИПК. Величина ИПК определяется путем деления размера пенсионного капитала на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 (64,10 руб. установлена ч.10 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

ИПК - (104883,90+ 13634,91 +61480,24) / 228/64,10 руб. = 12,316 где:

61,10 – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015.

12,316+2,7+5,4+4,454 =24,87.

Таким образом, на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3 не имеется права на назначение страховой пенсии по старости согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, так как отсутствует необходимая величина ИПК для назначения пенсии в 2024 году – 28,2.

Кроме того, ответчиком представлен расчет ИПК по состоянию на 23.04.2024 по наиболее выгодному варианту (по п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ), который составил 24,87.

Представленный стороной ответчика расчет ИПК по состоянию на 23.04.2024 проанализирован и проверен судом, произведен ответчиком в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О страховых пенсиях» и в наиболее выгодном варианте для истца, в связи с чем, сомнений в правильности его составления не вызывает.

Как видно из приведенного расчета, доводы истца об уменьшении ее стажа при расчете величины ИПК не соответствуют действительности.

Спорные периоды ухода за ребенком могут быть учтены при расчете размера пенсии либо как страховой период, влияющий на стажевый коэффициент и величину пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002, либо как нестраховой период для учета количества пенсионных коэффициентов (баллов (ст.15 Федерального закона №400-ФЗ)); при этом избранный ответчиком порядок исчисления расчетного размера пенсии является наиболее выгодным для истца, так как позволяет получить величину ИПК в большем размере.

В силу положений ст.12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются, в том числе период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона №400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК х СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

При этом, в силу ч.10 ст.15 Федерального закона №400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяется по формуле:

ИПКс = П/СПКк + ? HПi/К/КН,

где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01.01.2015;

П - размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона № 173-ФЗ.

? HПi - сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 01.01.2015, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи.

К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1;

КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1;

СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015, равная 64, 10 руб.

Согласно ч.12 ст.15 Федерального закона №400-ФЗ коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, составляет 1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Так, период ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет учитываются при определении (суммы коэффициентов), если он по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ, Федеральным законом от 21.03.2005 №18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и Федеральным законом от 04.06.2011 №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».

По факту, истец учитывает период ухода за ребенком при расчете ИПК; а также период ухода за ребенком с 20.12.1986 по 13.09.1988 при расчете стажевого коэффициента и неполного отношения имеющегося стажа к требуемому.

Порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц установлен в ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. В частности, в п. 1 названной статьи определено, что в связи с введением в действие Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3, п. 4, либо п. 6 ст. 30 (п. 2).

Таким образом, вышеприведенные положения Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ направлены на установление механизма конвертации в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав граждан, приобретенных в период прохождения ими военной службы и (или) иной приравненной к ней службы, или осуществлявших деятельность, в том числе до 01.01.2002, финансируемой за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с данным пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. При этом, включение периода ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения в общий трудовой стаж при определении расчета размера трудовой пенсии и валоризации возможно только при оценке пенсионных прав в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Нестраховые периоды - это учитываемые при назначении трудовых пенсий периоды, когда гражданин официально не работал, и. соответственно, страховые взносы в Пенсионный фонд (либо другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством) за него не производились, в связи с чем, указанные периоды не учитываются в общий трудовой стаж для оценки пенсионных прав, однако эти периоды включаются в страховой стаж при определении права на трудовую пенсию. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2005 №18-ФЗ и Федеральным законом от 22.07.2008 №146-ФЗ включение этих периодов в страховой стаж позволяет увеличить размер трудовой пенсии путем их возмещения.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части пенсии по старости» сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, из которого исчисляется страховая часть трудовой пенсии, соответственно, сумма средств в качестве возмещения не страховых периодов, уже включена в расчетный пенсионный капитал.

Согласно п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются, в частности, периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности.

То есть, Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ определена четкая продолжительность периода ухода, которая определяется в зависимости от даты рождения каждого ребенка, при этом, период рассматривается полностью без деления его на периоды.

Так, п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ прямо предусматривает возможность включения в общий трудовой стаж периода ухода за ребенком до 3 лет неработающей матери, а также 70 дней до рождения ребенка. При этом часть 12 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает возможность учета при расчете ИПК только периода ухода за ребенком до полутора лет.

Периода ухода за ребенком 20.12.1986 года рождения до достижения им возраста полутора лет, ответчиком был учтен, ИПК за этот период составил 2,7.

Ввиду изложенного, расчет стажа и ИПК, представленный истцом, не соответствует нормам пенсионного законодательства.

При этом, суд находит подлежащими отклонению и доводы истца о необходимости определения среднемесячного заработка за период работы в 2000-2001 гг. в размере 759,83 руб. (среднемесячный заработок за фактически проработанные месяцы в 2000-2001 гг. путем деления на число таких месяцев – 1519,66 руб./2 месяца), ввиду следующего.

В силу положений п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В то же время порядок подсчета среднемесячного заработка застрахованного лица Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не установлен.

Исходя из положений п.12 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ при оценке пенсионных прав применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, а в необходимых случаях заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственной пенсии и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По состоянию на 31.12.2001 в Российской Федерации вопросы пенсионного обеспечения регулировались Законом РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст.100 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Так, исходя из положений ст.102 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1, среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

С силу ст.103 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1, среднемесячный заработок за периоды, указанные в статье 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60.

Если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев.

Указанная норма применяется в том случае, если застрахованное лицо впервые начало работать в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 и проработало менее 24 месяцев.

Как разъяснено в п.28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Закона №173-Ф3, имея в виду следующее: исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия (ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ).

Из анализа указанных норм следует, что расчет среднемесячного заработка путем деления суммы заработка на количество фактически отработанных месяцев возможен только в случае если общий стаж трудовой деятельности составляет менее 60 месяцев или 24 месяцев (ст.103 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1).

Из материалов дела следует, что общий трудовой стаж истца по состоянию на 01.01.2002 составил более 24 месяцев.

Учитывая изложенное, определение среднемесячного заработка Томасовой Т.В. за фактически проработанные месяцы путем деления на число таких месяцев не может быть применимо, поскольку будет противоречить правовым номам, регулирующим спорные правоотношения.

Разрешая требования истца в части включения спорных периодов в страховой стаж, суд полагает необходимым удовлетворить эти требования частично.

Учитывая, представленный стороной ответчика вариант включения спорных периодов в страховой стаж, суд полагает необходимым возложить обязанность на ответчика включить в страховой стаж периоды обучения с 01.09.1982 по 21.07.1983, с 22.07.1983 по 12.05.1984, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 11.10.1986 по 19.12.1986, период ухода за ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения возраста полутора лет с 20.12.1986 по 13.09.1988, периоды работы с 14.09.1988 по 06.04.1989, с 11.05.1993 по 27.10.1995, с 28.10.1995 по 12.10.1996, с 01.01.2024 по 31.03.2024.

При этом, суд отмечает, что гражданин в пенсионных правоотношениях является более слабой стороной в защите своих пенсионных прав. Обеспечение правильного применения по рассматриваемому делу норм материального права является публично-правовой обязанностью суда, что следует из содержания ст.2 ГПК РФ, согласно которой одной из задач гражданского судопроизводства является правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел, а гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка.

В этой связи, в интересах законности суд усматривает основания для выхода за пределы исковых требований в части включения спорных периодов в страховой стаж истца.

С учетом этого, решение ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ и от 02.05.2024 в части не включения в страховой стаж вышеуказанных периодов работы, учебы и ухода за ребенком, не могут быть признаны законными.

Разрешая требования истца в части установления факта наличия ИПК по состоянию на 30.06.2024 в размере 26,052, с учетом стажа зачтенного судом, суд не находит их подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст.15 Федерального закона №400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) зависит от суммы годовых пенсионных коэффициентов (баллов) за период до и после 01.01.2015, а также от повышающего коэффициента к страховой пенсии, на величину ИПК влияют, в частности, ежегодные отчисления страховых взносов в ПФР и коэффициенты, определяемые за полный календарный год периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы.

Таким образом, величина индивидуального пенсионного коэффициента может изменяться, в том числе, в сторону увеличения, а потому установление фиксированной величины ИПК на определенную истцом дату, не приведет к восстановлению права, которое истец полагал нарушенным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Томасовой ФИО12 – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в страховой стаж Томасовой ФИО26 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС ) периода обучения с 01.09.1982 по 21.07.1983, с 22.07.1983 по 12.05.1984, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 11.10.1986 по 19.12.1986, период ухода за ребенком до достижения возраста полутора лет с 20.12.1986 по 13.09.1988, периодов работы с 14.09.1988 по 06.04.1989, с 11.05.1993 по 27.10.1995, с 28.10.1995 по 12.10.1996, с 01.01.2024 по 31.03.2024.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ОГРН 1026103162579) включить в страховой стаж Томасовой ФИО27 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС ) периоды обучения с 01.09.1982 по 21.07.1983, с 22.07.1983 по 12.05.1984, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 11.10.1986 по 19.12.1986, период ухода за ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения возраста полутора лет с 20.12.1986 по 13.09.1988, периоды работы с 14.09.1988 по 06.04.1989, с 11.05.1993 по 27.10.1995, с 28.10.1995 по 12.10.1996, с 01.01.2024 по 31.03.2024.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированный текст решения суда составлен 24.10.2024

2-2494/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Томасова Татьяна Васильевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области
Другие
Гвоздева Ольга Николаевна
ИП Скабицкая Наталья Анатольевна
Суд
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Строителева Оксана Юрьевна
Дело на сайте суда
kirovsky.ros.sudrf.ru
21.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2024Передача материалов судье
22.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.06.2024Предварительное судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
19.08.2024Судебное заседание
09.09.2024Судебное заседание
10.10.2024Судебное заседание
24.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее