Дело №2-3545/2017 01 ноября 2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пушкинский районный суд города Санкт- Петербурга в составе:
председательствующего судьи Гучинского И.И.,
при секретаре Филатовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Пономареву В.В. о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств,
с участием ответчика Пономарева В.В., представителя ответчика Гостищева О.И. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском и просит: взыскать с Пономарева В.В. в пользу ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» излишне выплаченные денежные средства в размере 73 659,13 руб.
В обоснование исковых требований указывает, что старшина Пономарев В.В. проходил военную службу в войсковой части 64044.
ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет свою деятельность на основании Устава ФКУ «ЕРЦ МО РФ» и Временного порядка взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации (Временный порядок), с использованием специального программного обеспечения «Алушта» (Единая база данных).
Согласно Временному порядку, приказы по личному составу и строевой части в ЕРЦ не поступают, расчет денежного довольствия и заработной платы производится на основании сведений, содержащихся в Единой базе данных. Внесение сведений в СПО «Алушта» возложены на военные управления в соответствии с границами ответственности.
Приказом командира войсковой части 64044 Пономарев В.В. сдал дела и должность 31.10.2013г. С 14 февраля 2015г. исключен из списков личного состава воинской части 64044 по достижению предельного возраста.
В соответствии с пунктом 38 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011г. № 2700 (Порядок), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные надбавки выплачиваются по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности.
В период с 31 октября 2013г. по январь 2014г. ответчику были перечислены денежные средства в качестве денежного довольствия в состав которого входили надбавки:
-оклад по воинской должности в размере 16 000 руб.(6 тарифный разряд);
-оклад по воинскому званию;
-надбавка за выслугу лет;
-надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную ...
-надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной ...
-надбавка за стаж работы в шифровальных органах;
-надбавка за особые условия военной службы;
-ежемесячная премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, а именно денежное довольствие (не полагающееся ему по закону, в связи со сдачей дел и должности военнослужащим).
Произведенная выплата подтверждается расчетными листками за указанный период, а так же заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств.
После введения в Единую базу данных сведений о сдачи дел и должности и об установлении Ответчику с 31 октября 2013г. к выплате денежного довольствия по 3 тарифному разряду, которому соответствует оклад по воинской должности в размере 12000,00 руб. ФКУ «ЕРЦ МО РФ» был произведён в автоматическом режиме перерасчет денежного довольствия за вышеуказанный период, в результате которого за ответчиком образовалась задолженность в размере 73 659,13 руб.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, от него имеется письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, исковые требования поддерживает.
Ответчик Пономарев В.В., представитель ответчика Гостищев О.И. по доверенности, в судебное заседание явились, исковые требования не признают. Суду представили письменный отзыв, в котором указывают, что 16.07.2013г. закончился контракт ответчика по достижению предельного возраста. Служебные обязанности старшего оператора штаба отряда продолжал исполнять по месту прохождения до октября 2013г. С середины октября убыл в отпуск. Прибыл из отпуска в конце декабря 2013г. и продолжил исполнять обязанности старшего оператора, при этом дела не принимал. В этот период имел допуск к соответствующей документации, средствам технического назначения и специальной связи. Таким образом, фактически не освобождался от занимаемой должности с процедурой передачи дел, законно получал ежемесячные дополнительные надбавки к окладу по занимаемой должности. При увольнении в запас 14 февраля 2015г., сдаче дел и должности ответчику был произведен расчет без вычета денежных сумм по взаимозачету на основании обходного листа за отсутствием каких- либо задолженностей. Со стороны ответчика отсутствует недобросовестность. При этом никакой ошибки, допущенной в результате введения неверных первичных параметров в компьютерную программу и формировании платежей, в оспариваемый период по денежному довольствию ответчика допущено не было. В связи с чем, данные признаки подпадают под п. 3 ч. 1 ст. 1109 ГК РФ. Просили в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно выписке из приказа Командующего войсками Западного Военного округа №70 от 24 февраля 2015г., Пономарева В.В., бывшего старшего оператора находящегося в распоряжении командира войсковой части 64044 Западного военного округа, с 13.02.2015г. полагать сдавшим дела и должность, с 13.02.2015г. исключить из списков личного состава воинской части.
В соответствии с гл.1 п.2 приказа Министра обороны РФ от 30 декабря 2011г. № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проходящих военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В период с 31 октября 2013г. по январь 2014г. ответчику были перечислены денежные средства в качестве денежного довольствия в состав которого входили надбавки:
-оклад по воинской должности в размере 16 000 руб.(6 тарифный разряд);
-оклад по воинскому званию;
-надбавка за выслугу лет;
-надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную ...;
-надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной ...
-надбавка за стаж работы в шифровальных органах;
-надбавка за особые условия военной службы;
-ежемесячная премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, а именно денежное довольствие (не полагающееся ему по закону, в связи со сдачей дел и должности военнослужащим).
Произведенная выплата подтверждается расчетными листками за указанный период, а так же заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств.
После введения в Единую базу данных сведений о сдачи дел и должности и об установлении Ответчику с 31 октября 2013г. к выплате денежного довольствия по 3 тарифному разряду, которому соответствует оклад по воинской должности в размере 12000,00 руб. ФКУ «ЕРЦ МО РФ» был произведён в автоматическом режиме перерасчет денежного довольствия за вышеуказанный период, в результате которого за ответчиком образовалась задолженность в размере 73 659,13 руб.
Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011г. № 306-ФЗ «0 денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011 № 2700 (Порядок).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о денежном довольствии денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат. В соответствии с п. 14 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оклады по воинским должностям выплачиваются по типовым воинским должностям в размерах, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», и по нетиповым воинским должностям в размерах, установленных Министром оборон РФ, в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой воинской должности. Перечень указанных тарифных разрядов приведен в приложении № 3 к настоящему Порядку. Согласно п. 16 Порядка оклады по воинским должностям согласно тарифным разрядам, указанным в штатах воинских частей, выплачиваются военнослужащим со дня вступления в исполнение обязанностей по воинским должностям.
Исходя из смысла указанной нормы в период с 31 октября 2013г. по январь 2015г. у ответчика отсутствовало право, на получение денежных средств по 06 тарифному разряду, в качестве денежного довольствия исходя из оклада по воинской должности в размере 16 000 рублей, в связи с чем, перечисленные со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» денежные средства не полагались ему по закону и были выплачены излишне.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал в постановлениях от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 17 мая 2011 года N 8-П и от 21 марта 2013 года N 6-П, что, заключая контракт о прохождении военной службы, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности. Также, в указанных судебных актах определено, что военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и осуществляемой в публичных интересах. Этим обусловливается правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству. Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности. Так, порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим регулируются нормами не трудового или гражданского, а военного законодательства (Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 № 322-0).Абзацем 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29 мая 2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти.
В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично- правовыми.
Тем самым, военно-служебные отношения характеризуются особыми публичными правами и обязанностями военнослужащих, которые не имеют аналогов в частно- правовых отношениях, а также в иных государственно-служебных отношениях. Для таких отношений характерен метод исключительно законодательного регулирования в отличие от договорного регулирования, преобладающего в трудовом праве.
Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (Закон о денежном довольствии).
Согласно п. 38 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные надбавки выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности (сдачи дел и должности), если иное не предусмотрено Порядком.
В период спорных правоотношений ответчику со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» перечислены денежные средства, которые в соответствии с действующим законодательством ему не полагались и были выплачены ему излишне.
При этом выплата указанной суммы не явилась следствием ошибочных действий ФКУ «ЕРЦ МО РФ», а произошла по причине нарушения алгоритма расчета денежного довольствия, поскольку все данные в СПО «Алушта» вводят кадровые органы, и расчетный центр не обладает сведениями о составе и размере денежного довольствия каждого военнослужащего.
В соответствии с Положением о ЕРЦ МО РФ от 21 октября 2011 года и «Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы», ЕРЦ МО РФ осуществляет лишь расчет и перечисление денежных средств.
Таким образом, денежные средства подлежат возврату ЕРЦ МО РФ как излишне выплаченные. При этом перечисление ежемесячных надбавок за оспариваемый период при изложенных обстоятельствах противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы государства.
Требование о возврате не полагающихся по закону денежных средств, выплаченных военнослужащему, направлено также на своевременное и справедливое финансовое обеспечение военнослужащих Министерства обороны РФ, сбалансированность и стабильность бюджетной системы Российской Федерации и является одним из способов контроля Министра обороны РФ за целевым расходованием бюджетных средств в соответствии с его компетенцией.
Таким образом, возврат излишне выплаченных денежных средств направлен в том числе на обеспечение стабильности, целостности и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.
В 2014 году Счетной Палатой Российской Федерации проведены контрольные мероприятия «Проверка законности, эффективности и целевого использования средств Федерального бюджета, направленных в 2011-2013 годах и истекшем периоде 2014г. на сформирование и функционирование системы финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» по итогам проведения которой в соответствии с актом от 28 ноября 2014 года (стр. 67) установлено, что в бюджетном учете ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» не учтен причиненный государству ущерб в виде сумм излишне выплаченного денежного довольствия военнослужащим, допущенный по причине изменения ранее введенной кадровыми органами информации в СПО «Алушта».
Согласно Приложению № 7 к акту проверки за Пономаревым В.В. В.В. числится задолженность в размере 73 659,13 руб.
Факт неположенной выплаты Пономареву В.В. был установлен контрольным органом (Счетной палатой Российской Федерации) в ходе проведения проверки ФКУ «ЕРЦ МО РФ» в 2014 г. До даты проведения указанного мероприятия учреждение не располагало достоверной информацией о факте получения ответчиком неположенной выплаты и о необходимости предъявления исковых требований.
Таким образом, на момент выплаты денежного довольствия ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не обладало сведениями о статусе ответчика, не могло знать, что выплаты ему не полагались, в связи с чем, излишне выплаченные денежные средства в качестве денежного довольствия ответчику, не имеющему права на их получение и не являющиеся средствами к существованию, подлежат возврату.
Кроме того, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в размере 2409,78 руб.
руководствуясь ст. ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 73 659,13 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2409,78 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: