Дело № 2а-1453/2020
УИД 75RS0001-02-2020-001641-52
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Железнодорожный районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Алёкминской Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Долозиной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите 24 декабря 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Шамина Александра Вячеславовича к начальнику федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» Кузнецову А.Ю., федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (ГУФСИН России по Иркутской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (ФСИН России) о признании ответа незаконным,
установил:
Шамин А.В. обратился в Железнодорожный районный суд г.Читы с указанным выше административным иском. В обоснование своих требований ссылается на следующие обстоятельства. По прибытии в участок колонии-поселения ФКУ ИК-... Шамин А.В. написал различные обращения в органы прокуратуры, суды Забайкальского края и Иркутской области. Общее количество обращений составило примерно 8 – 9 шт. К конвертам было приложено заявление на имя начальника ИК-19 Кузнецова А.Ю., в котором Шамин А.В. просил направить обращение за счет средств исправительного учреждения, поскольку на момент отправления писем на лицевом счете осужденного денежные средства отсутствовали. В заявлении Шаминым А.В. было указано положение Приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка»: в случае отсутствия денежных средств на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам, обращения отправляются за счет средств исправительного учреждения. Шамину А.В. возвращены его отправления с разъяснениями начальника ИК-19 Кузнецова А.Ю. от ... и п. 54 Правил внутреннего распорядка об отправлении писем, почтовых карточек и телеграмм за счет собственных средств, что относится к письмам, отправляемым родным, близким, знакомым, и не может быть применено к обращениям, направленным в органы прокуратуры, суда, международные организации. Ссылаясь на то, что начальником ИК-19 было нарушено право Шамина А.В. на обращение в органы прокуратуры, суды, ЕСПЧ, просит суд рассмотреть ответ начальника ИК-19 Кузнецова А.Ю. на предмет законности, отказ в направлении исходящей корреспонденции.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 19 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области), Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (ГУФСИН России по Иркутской области), Федеральная служба исполнения наказаний России (ФСИН России).
Административный истец Шамин А.В. о времени и месте рассмотрения дела извещался посредством направления судебной корреспонденции по адресу регистрации по месту жительства: ....
Почтовый конверт возвращен в связи с истечением срока хранения.
Административные ответчики начальник ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области Кузнецов А.Ю., ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России о времени и месте рассмотрения дела извещены, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
На основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Изучив доводы административного иска, возражений на административный иск, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Шамин А.В. ... прибыл на участок колонии-поселения ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области, где находился до ..., был освобожден на основании постановления Иркутского районного Иркутской области от ... условно досрочно.
Шамин А.В., отбывавший на момент обращения с настоящим административным иском наказание в ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области, 01.06.2020 обратился на имя начальника ФКУ ИК-19 Кузнецова А.Ю. с заявлением следующего содержания: «Согласно требованию Приказа Минюста РФ от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», согласно которому предложения, заявления и жалобы, адресованные в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре, в соответствии с ч. 4 ст. 15 УИК РФ, при отсутствии у осужденного по независящим от него причинам денежных средств, направляются за счет средств исправительного учреждения. В настоящее время денежных средств не имею».
В ответе от ... за подписью начальника ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области указано, что в просьбе о направлении исходящей корреспонденции за счет учреждения отказано, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 91 УИК РФ, п. 54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Иного порядка их оплаты уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации не содержит. Таким образом, любые почтовые отправления осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях ФСИН России, осуществляются за счет их собственных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.
Согласно ч. 4 ст. 91 УИК РФ переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными осуществляется в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Указанные Правила утверждены Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295.
В соответствии с п. 54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ.
При этом из содержания п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений следует, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, при отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).
Со стороны административного ответчика ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области в материалы дела представлена копия журнала учета предложений, заявлений, жалоб граждан и осужденных, согласно которому за вх. № ог-41 от 02.06.2020 было зарегистрировано заявление Шамина А.В. об отправке корреспонденции за счет исправительного учреждения.
Вместе с тем, вопреки доводам административного истца в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения факт того, что одномоментно с указанным заявлением Шаминым А.В. к отправке была передана какая-либо корреспонденция.
Так, в поданном ... Шаминым А.В. заявлении нет ссылок на наличие приложений к нему.
Из представленных административным истцом скрин-шотов системы документооборота следует, что первые письма к отправке были приняты от Шамина А.В. ..., т.е. уже после получения оспариваемого ответа.
Ссылки Шамина А.В. в рамках административного иска на направление в июне 2020 года в прокуратуру Забайкальского края запроса с просьбой перенаправления конвертов с обращениями, который впоследствии для рассмотрения был направлен в прокуратуру Иркутской области, а также представленный административным истцом ответ прокуратуры Иркутской области от ... также не подтверждают факта того, что по состоянию на ... Шамин А.В. подал к отправке корреспонденцию, относящуюся к перечисленной в п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Так, из содержания ответа прокуратуры Иркутской области от ... следует, что прокуратурой рассматривалось обращение Шамина А.В. от ..., при этом как было указано, самая ранняя корреспонденция от Шамина А.В. согласно сведениям системы документооборота зарегистрирована администрацией ФКУ ИК-19 ГКУФСИН России по Иркутской области ....
При изложенных обстоятельствах доводы административного ответчика Шамина А.В. о том, что обжалуемым ответом начальника ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области от ... было нарушено его право на обращение в органы прокуратуры, суда и т.д. суд находит несостоятельными.
Вместе с тем, в силу положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Оценивая обжалуемый ответ начальника ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области на предмет законности, суд полагает необходимым отметить, что согласно ч. 2 ст. 8 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Приведенное выше содержание обжалуемого ответа свидетельствует о том, что должностным лицом до сведения административного истца Шамина А.В. была доведена информация о том, что осужденные вправе без ограничения количества отправлять письма, почтовые карточки и телеграммы исключительно за счет собственных средств.
При этом осужденному Шамину А.В. не были разъяснены положения п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений в части того, что ряд предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденного при отсутствии на его лицевом счете по независящим от него причинам денежных средств отправляются за счет исправительного учреждения (за исключением направляемых в форме телеграмм).
По изложенным мотивам суд находит обжалуемый административным истцом ответ начальника ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области от ... подлежащим признанию незаконным как нарушающий право административного истца на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Принимая во внимание, что на день рассмотрения и разрешения настоящего спора административный истец Шамин А.В. условно досрочно освобожден и убыл из ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области необходимость возложения на административных ответчиков принятия каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Шамина Александра Вячеславовича удовлетворить.
Признать ответ начальника ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области от ... исх. ...ог Кузнецова А.Ю. незаконным, нарушающим право административного истца на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Железнодорожный районный суд г.Читы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Алёкминская
...
...
...