УИД 16RS0032-01-2022-000353-47 Дело № 2-238/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 ноября 2022 года Тюлячинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Г. Бикмиева,
при секретаре Э.Г. Тимерхановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполнительного комитета Абдинского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан к муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Тюлячинского муниципального района» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Исполнительный комитет Абдинского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан обратился с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Тюлячинского муниципального района» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - здание Троицкой церкви, расположенной по адресу: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, <адрес>.
В обоснование иска указано, что в 1819 году была построена Троицкая церковь общей площадью 394,2 кв.м, расположенная по адресу: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Троицкая церковь принята на учет как бесхозный объект недвижимого имущества за №У. Фактический собственник на объект недвижимого имущества отсутствует. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного, никто своих прав на данный объект не заявлял.
Сведениями о строительстве, прежних собственниках Исполнительный комитет сельского поселения не владеет. С момента постановки Троицкой церкви на учет, как бесхозный объект недвижимого имущества обращений со стороны других лиц не поступало.
Здание Троицкой церкви расположено на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 4512 кв.м., имеет категорию земли населенного пункта, с видом разрешенного использования: для размещения культового сооружения.
Согласно письму Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №, здание Троицкой церкви в Реестре государственной собственности Республики Татарстан не значится.
По информации Межрегионального территориального управления Росимущества Республики Татарстан и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РХ-02/7025 здание Троицкой церкви, расположенное по адресу: Республика Татарстан, <адрес> сведения в реестре федерального имущества отсутствуют.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Тюлячинское подразделение АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» сообщает о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на объект Троицкая церковь, расположенное по адресу: Республика Татарстан, <адрес> право собственности в Тюлячинском районе не зарегистрировано.
Истец просит признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Абдинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан» на Троицкую церковь общей площадью 394,2 кв.м., расположенную по адресу: Республика Татарстан, <адрес>.
Представитель истца - исполнительного комитета Абдинского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представлено заявление о рассмотрении в отсутствие представителя, указано, что иск поддерживают.
Представитель ответчика - муниципального казенного учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Тюлячинского муниципального района» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, представлен отзыв на исковое заявление, указано об отсутствии претензий по делу, содержится ходатайство о рассмотрении иска в отсутствие представителя (л.д. 57).
Представитель ответчика – исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, представлен отзыв на исковое заявление, содержится ходатайство о рассмотрении иска в отсутствие представителя (л.д. 58).
Представитель третьего лица - Межмуниципального отдела по Сабинскому и Тюлячинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 59).
Представитель третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представлен отзыв (л.д.62).
Представитель третьего лица - Религиозной организации «Казанская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)2 в судебное заседание не явился, представлен отзыв, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.83).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 указанной статьи по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в особом порядке необходима совокупность обязательных условий, перечисленных выше.
Согласно части 1 статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.
Частью 1 статьи 292 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке дела о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд должен выяснить, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запросить об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.
Как следует из материалов дела, на территории <адрес> муниципального района Республики Татарстан имеется здание Троицкой церкви общей площадью 394,2 кв.м., расположенное по адресу: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, <адрес>.
Данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером № (л.д. 7-18).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, здание Троицкой церкви общей площадью 394,2 кв.м., расположенное по адресу: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, <адрес> принято на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним за №У. Правообладателем данного объекта недвижимости указан Совет Абдинского сельского поселения (л.д. 20-21).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположен по адресу: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, <адрес>, площадью 4512+/-30 кв.м. категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - для размещения культового сооружения (л.д. 7-18).
В силу пункта 19.3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Таким образом, здание церкви, являющееся объектом культурного наследия, относится к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения, и может находиться в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что здание церкви, являющееся предметом судебного разбирательства, построено за счет иных лиц не представлено, меры по приобретению спорного имущества в собственность не предприняты.
Оценив вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, предусмотренных статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, для удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление исполнительного комитета Абдинского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан к муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Тюлячинского муниципального района» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Абдинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан» (№) право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – здание Троицкая церковь общей площадью 309,2 кв.м, расположенную по адресу: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано через Тюлячинский районный суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Тюлячинского
районного суда Республики Татарстан: Р.Г. Бикмиев