Дело №*** 10 декабря 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Пограничному управлению ФСБ России по <адрес> и <адрес> об оспаривании отказа во внесении изменений в договор социального найма
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с иском к Пограничному управлению ФСБ России по <адрес> и <адрес> об оспаривании отказа во внесении изменений в договор социального найма.
В обоснование своих требований истец указал, что между наймодателем - ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Санкт-Петербургу и <адрес>» и нанимателем ФИО5, на основании протокола №*** от **.**.**** гарнизонной жилищной комиссии подразделений пограничного управления, дислоцированных в Санкт-Петербурге, **.**.**** заключен договор №*** социального найма жилого помещения, двухкомнатной квартиры, общей площадью 56,7 кв.м., жилой 32,6 кв.м., расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, корпус 1, <адрес>.
В качестве членов семьи ФИО5 в договор социального найма включены: жена - ФИО1; сын жены - ФИО3; сын - ФИО8, 2014 года рождения; сын - ФИО9, 2014 года рождения; жена сына жены - ФИО10
В указанном жилом помещении зарегистрированы ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО3, ФИО10, ФИО2
В период возникновения спорных правоотношений истец военную службу не проходил, в жилое помещение вселялся как член семьи военнослужащего нанимателя ФИО5 на основании решения жилищной комиссии и договора социального найма жилого помещения.
Наниматель, ФИО5, в связи с прохождением военной службы по
контракту, зарегистрирован по адресу войсковой части в <адрес>.
**.**.**** у истца родилась дочь ФИО2, которую **.**.**** зарегистрировали по адресу указанной квартиры, свидетельство о регистрации №***.
В августе 2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о включении в договор социального найма жилого помещения от **.**.**** №*** его дочери ФИО2 в качестве члена семьи нанимателя.
Письмом от **.**.**** №*** в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на положения статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку вселение ФИО2, **.**.**** года рождения, в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения приведет к тому, что общая площадь <адрес> на одного члена семьи станет менее учетной нормы общей площади жилого помещения находящегося в пользовании каждого проживающего гражданина.
Истец не согласен с позицией ответчика, поскольку законных оснований для отказа в изменении договора социального найма жилого помещения и внесении в него его дочери ФИО2, 2018 года рождения ответчик не имел.
Истец просит суд признать незаконным решение Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> от **.**.**** №*** об отказе во внесении изменений в договор от **.**.**** №*** социального найма квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, корпус 1, <адрес>, в части включения в него его дочери ФИО2, 2018 года рождение. Обязать Пограничное управление ФСБ России по <адрес> и <адрес> внести изменения в договор от **.**.**** №*** социального найма квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, корпус 1, <адрес>, включив в него дочь истца ФИО2, 2018 года рождения в качестве члена семьи нанимателя ФИО5 Возложить расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей на ответчика.
Истец ФИО3 в судебное заседание явился, заявленные требования поддерживает.
Третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в свое отсутствие, иск ФИО11 поддерживает.
Представитель ответчика Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представил суду письменные возражения, из которых следует, что между наймодателем - ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по <адрес> и <адрес>» и нанимателем - ФИО5, на основании протокола жилищной комиссии №*** от **.**.****, **.**.**** за №*** заключен договор социального найма жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 56,7 кв.м. находящейся по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
Основанием предоставления указанной выше жилой площади, являлось признание нуждающимся в обеспечении жилым помещением ответчика на состав семьи - всего 3 человека, с **.**.****.
На дату подачи искового заявления, в качестве членов семьи ФИО5 в договор социального найма включены: жена - ФИО1; сын жены - ФИО3; сын - ФИО8, 2014 года рождения; сын - ФИО9, 2014 года рождения; жена сына жены - ФИО10
На дату подачи искового заявления, в указанном жилом помещении зарегистрированы: жена - ФИО1; дочь сына жены нанимателя - ФИО2, 2018 года рождения.
Наниматель жилого помещения - ФИО5, является военнослужащим и в настоящее время проходит военную службу по контракту в <адрес>. Там же, по адресу войсковой части и там зарегистрирован.
Родившуюся дочь истца, ФИО2, с согласия нанимателя, зарегистрировали по месту регистрации родителей - Санкт-Петербург, <адрес>.
Далее, имея желание внести ФИО2 в договор социального найма жилого помещения от **.**.**** №***, заключенный между ответчиком и третьим лицом, истец с заявлением обратился в ПУ ФСБ РФ по <адрес> и <адрес>.
Письмом от **.**.**** ответчик в удовлетворении просьбы отказал. Отказ мотивировал положением статьи 70 Жилищного Кодекса РФ. С данным отказом истец не согласен, поскольку полагает, что, будучи вселенным в указанную квартиру, как член семьи нанимателя, в соответствии со ст. 70 ЖК РФ на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя, а вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя. Таким образом, истец полагает, что его дочь София, зарегистрированная по адресу Санкт-Петербург, <адрес>, имеет право быть внесенной в договор социального найма жилого помещения от **.**.**** №***, заключенный между ответчиком и третьим лицом.
С данной позицией ответчик не согласен.
Действительно, статьей 70 ЖК РФ определено, что на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя, а вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя. Однако, наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
<адрес> жилого помещения, двухкомнатной <адрес> расположенной в <адрес> корпус 1 по <адрес>, составляет 56,7 кв.м. Таким образом, внесение изменений в пункт 3 договора социального найма, в части касающейся вселения ФИО2, **.**.**** года рождения, приведет к тому, что общая площадь указанной квартиры на каждого члена семьи станет менее учетной нормы общей площади жилого помещения находящегося в пользовании каждого проживающего в ней гражданина.
Законодательство предусматривает несколько категорий вселяемых лиц, для которых установлены различные условия вселения.
Из ч. 1 ст. 70 ЖК РФ следует, что законодатель, определяя право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи, разграничил их на две категории: 1) супруг, дети и родители нанимателя; 2) другие граждане, вселяемые в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи. Для каждой из этих категорий членов семьи установлены различные условия вселения: согласие наймодателя в письменной форме требуется и наймодатель наделен правом запретить вселение, если общая площадь на каждого человека составит менее учетной нормы, только при вселении граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи. Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение своего супруга, своих детей и родителей не поставлено в зависимость от согласия наймодателя и не ограничено требованием о соблюдении учетной нормы общей площади соответствующего жилого помещения.
Так же ответчик заявляет о пропуске истцом срока на обжалование незаконных, по его мнению, действий и решений.
При принятии решения просит также учесть и то обстоятельство, что истцом каких-либо иных уважительных причин пропуска сроков на обжалование решений должностного лица суду не представлено.
С учетом изложенного ответчик полагает, что оснований для признания незаконным решения Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> от **.**.**** №*** об отказе во внесении изменений в договор от **.**.**** №*** социального найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, корпус 1, <адрес>, в части включения в него дочери истца не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав истца, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
**.**.**** между Федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и <адрес>» и ФИО5 заключен договор социального найма жилого помещения №***, в соответствии с пунктом 1 которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в оперативном управлении (государственной собственности), состоящее из двух комнат в двухкомнатной <адрес> общей площадью 56, 7 кв. м, в том числе жилой площадью 32, 6 кв. м по адресу: <адрес> корпус 1, для проживания в нем.
Согласно п. 3 указанного договора, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены его семьи: ФИО1, сын жены ФИО3, 1993 года рождения.
**.**.**** к вышеуказанному договору социального найма было заключено дополнительное соглашение, которым внесены изменения в пункт №*** договора социального найма жилого помещения от **.**.**** №***, который изложен в следующей редакции: Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: жена ФИО1, сын жены ФИО3, 1993 года рождения, сын ФИО8, 2014 года рождения, сын ФИО9, 2014 года рождения.
**.**.**** сторонами вновь заключено дополнительное соглашение к договору социального найма, которым п. 3 договора изложен в следующей редакции: Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: жена ФИО1, сын жены ФИО3, 1993 года рождения, сын ФИО8, 2014 года рождения, сын ФИО9, 2014 года рождения, жена сына жены ФИО10, в качестве совместно проживающих с нанимателем членов семьи.
**.**.**** у ФИО11 и ФИО12 родилась дочь ФИО2.
**.**.**** ФИО2 зарегистрирована в квартире по адресу: Санкт-Петербург, Мебельная ул. <адрес> корпус 1 <адрес>.
Истребованными судом и представленными истцом доказательствами подтверждается, что несовершеннолетняя ФИО2 вселена в указанную квартиру и проживает в ней совместно с родителями.
**.**.**** ФИО3 обратился с заявлением к начальнику Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес>, в котором просил внести изменения в пункт 3 договора социального найма <адрес> корпус 1 по <адрес>, в связи с рождением дочери ФИО2
**.**.**** ФИО3 был дан ответ заместителя начальника Управления, в котором сообщалось, что ФИО3 отказано во внесении изменений в п. 3 договора социального найма №*** от **.**.****, поскольку вселение ФИО2, **.**.**** года рождения в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения приведет к тому, что общая площадь <адрес> на одного члена семьи станет менее учетной нормы общей площади жилого помещения находящегося в пользовании каждого проживающего гражданина.
Суд полагает, что указанный отказ не основан на законе и нарушает права и законные интересы несовершеннолетней ФИО2
Жилищные права и обязанности членов семьи возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Они должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 70 ЖК РФ, наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Из указанной нормы следует, что не требуется согласие наймодателя на вселение к родителям их несовершеннолетних детей, независимо от того являются ли родители нанимателями либо членами семьи нанимателя.
Согласно ч. 2 ст. 70 ЖК РФ, вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Таким образом, вселение несовершеннолетней ФИО2 ее родителями в жилое помещение, предоставленное по договору социального найма, влечет безусловное внесение изменений в договор социального найма. То обстоятельство, что вселение несовершеннолетней ФИО2 привело к тому, что на одного члена семьи стало менее учетной нормы общей площади жилого помещения, не является в данном случае основанием для отказа во внесении изменений в договор социального найма и включение в него несовершеннолетней ФИО2
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ, расходы истца по оплате государственной пошлины подлежат возмещению за счет ответчика.
Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> от **.**.**** №***.
Обязать Пограничное управление ФСБ России по <адрес> и <адрес> внести изменения в договор от **.**.**** №*** социального найма квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, корпус 1, <адрес>, включив в него ФИО2, 2018 года рождения в качестве члена семьи нанимателя, ФИО5.
Взыскать с Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> в пользу ФИО3 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.П. Матусяк