Решение по делу № 33-4756/2021 от 12.04.2021

Судья-Клячина О.Н.

Дело № 33-4756/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего Ворониной Е.И.

судей Крюгер М.В., Лапухиной Е.А.

при секретаре Косогоровой К.Б.

рассмотрела 28 апреля 2021г. в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства социального развития Пермского края, администрации Чайковского городского округа Пермского края на решение Чайковского городского суда Пермского края от 11.02.2021, которым постановлено:

Удовлетворить иск Шлякова Артема Евгеньевича к администрации Чайковского городского округа о признании незаконным решения об исключении семьи из числа потенциальных участников подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», о возложении обязанности по восстановлению семьи в числе потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края»

Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Чайковского городского округа от 13 августа 2020 года, утвержденное постановлением от 08 октября 2020 года № 945, в части

исключения семьи Шлякова Артема Евгеньевича из числа потенциальных участников подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».

Обязать администрацию Чайковского городского округа восстановить семью Шлякова Артема Евгеньевича в числе потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».

Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения истца Шлякова А.Е. и его представителя Чагиной М.В., представителя ответчика Брызгаловой Е.В., представителя третьего лица Довнер Н.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шляков А.Е. обратился с иском к администрации Чайковского городского округа Пермского края о признании незаконным решения жилищной комиссии, оформленного протоколом от 13 августа 2020 года № 16, в части исключения семьи истца из числа потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», о восстановлении семьи в числе потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» с выдачей свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья.

Требования мотивированы тем, что на основании заявления Шлякова А.Е. от 20 сентября 2011 года № 1672 его семья в составе: истца, супруги Ш1., сына Ш2., ** года рождения, дочери Ш3., ** года, являлась потенциальной участницей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» и претендовала на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья. 03 декабря 2019 года истец с целью сохранения права на вышеуказанную выплату по достижении возраста 36 лет обратился в орган местного самоуправления с заявлением о согласии на получение 10 % расчетной (средней) стоимости жилья. Письмом № 241-02-01-06.5-695исх от 20 октября 2020 года Шляков А.Е. уведомлен об исключении его семьи из числа потенциальных участников вышеуказанной подпрограммы на основании решения жилищной комиссии от 13 августа 2020 года, утвержденного постановлением администрации Чайковского городского округа от 08 октября 2020 года № 945, в связи с достижением истцом возраста 36 лет. Истец Шляков А.Е. полагает незаконным решение ответчика, поскольку его семья являясь потенциальной участницей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края с 20 сентября 2011 года, не реализовала право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 30 % - 35 % его расчетной (средней) стоимости. Обращение истца в орган местного самоуправления 03 декабря 2019 года с заявлением о согласии на получение 10 % расчетной (средней) стоимости жилья не лишает семью права на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края». Оспариваемое решение от 13 августа 2020 года противоречит положениям Постановления Правительства Пермского края от 01 апреля 2014 года № 215-п, которым утвержден Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 года № 1321-п.

Истец Шляков А.Е. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании на иске настаивала.

Представитель администрации Чайковского городского округа в судебном заседании заявила о несогласии с иском, полагая об отсутствии со стороны ответчика действий, нарушающих права семьи Шляковых, утратившей право на участие в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», в связи с достижением истцом возраста 36 лет и обращением с заявлением о согласии на получение выплаты в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья 03 декабря 2019 года (то есть после 01 января 2019 года).

Третье лицо Ш1. в судебном заседании поддержала требования, предъявленные супругом Шляковым А.Е.

Представитель Министерства социального развития Пермского края представил заявление о разрешении спора в отсутствие третьего лица, поддержав позицию ответчика о несогласии с исковыми требованиями.

Судом постановлено приведенное решение.

В апелляционных жалобах Министерства социального развития Пермского края, администрации Чайковского городского округа Пермского края ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.

В жалобах приводятся аналогичные доводы со ссылкой на правомерность принятого решения, поскольку семья истца утратила право на участие в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», в связи с достижением истцом возраста 36 лет и обращением с заявлением о согласии на получение выплаты в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья после 01 января 2019 года.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенное с применением средств видеоконференцсвязи, истец Шляков А.Е. и его представитель Чагина М.В. с доводами апелляционных жалоб не согласились, представители ответчика Брызгалова Е.В. и Министерства социального развития Пермского края Довнер Н.В. доводы апелляционных жалоб поддержали.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327. 1. ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1321-п, в соответствии с Законом Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 140-ПК "О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы", Постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2019 г. N 835-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Пермского края", Постановлением Правительства Пермского края от 10 февраля 2020 г. N 61-п "Об утверждении перечня государственных программ Пермского края" утверждена государственная программа "Социальная поддержка жителей Пермского края", в состав которой входит подпрограмма 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот".

Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п утвержден Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1321-п.

В силу п.1.1, настоящий Порядок определяет механизм реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках участия Пермского края в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - мероприятия ведомственной целевой программы), в том числе за счет средств бюджета Пермского края, а также мероприятий, предусмотренных подпрограммой 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1321-п (далее соответственно - мероприятия Подпрограммы, Подпрограмма).

В пункте 1.3.1. названного Порядка дано понятие потенциальных участниц Подпрограммы, которыми признаются молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме.

Пунктом 1.4. названного Порядка предусмотрено, что сохраняют право на получение социальной выплаты, в том числе за счет средств бюджета Пермского края в рамках реализации Подпрограммы:

потенциальные участники Подпрограммы, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия Подпрограмме на условиях, предусмотренных Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 г. N 1119-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Пермского края на 2011-2015 годы" (п.п.1.4.4.)

Долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае. ( п.1.1 Постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 г. N 1119-п)

Согласно п. 1.3.1 Постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 г. N 1119-п было предусмотрено, что участницей Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно); в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; г) молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 1.3.2 Постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 г. N 1119-п, установлено, что реализация мероприятий Программы осуществляется по двум направлениям (механизмам реализации):

софинансирование мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета и средств местных бюджетов;

предоставление участницам Программы социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.

Согласно п.2.1 Постановления Правительства Пермского края от 1 апреля 2014 г. N 215-п, также установлено, что реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется по двум направлениям:

2.1.1. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов;

2.1.2. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.

Пунктом 1.5 Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п ( в редакции, действовавшей до 31.12.2018г.) было предусмотрено, что сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края в рамках реализации Подпрограммы потенциальные участники Подпрограммы, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно).

Постановлением Правительства Пермского края от 27.04.2018 N 224-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 1 апреля 2014 г. N 215-п "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п", в силу пункта 9.7 вступившего в силу с 01.01.2019, пункт 1.5 дополнен словами ", включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, до 1 января 2019 года".

Пунктом 4.14 Постановления Правительства Пермского края от 1 апреля 2014 г. N 215-п установлено, что внесение изменений в списки молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, производится в следующих случаях: если в период ожидания очереди на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья возраст обоих или одного из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье превысил 35 лет (включительно), то орган местного самоуправления исключает молодую семью из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, за исключением молодых семей, указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, при наличии документа о согласии на получение социальной выплаты, указанной в пункте 2.1.2 настоящего Порядка (п. 4.14.10 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 27.04.2018 N 224-п).

Как установлено судом, постановлением администрации Чайковского городского поселения (№ 1079 от 13 сентября 2011 года) семья истца в составе: Ш1., ее супруга Шлякова А.Е. и сына Ш2. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена в список молодых семей.

23 сентября 2011 года на основании заявления Шлякова А.Е. от 20 сентября 2011 года семья истца признана потенциальной участницей долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Пермского края на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 года № 1119-п. 03 декабря 2019 года Шляков А.Е. обратился в Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа с заявлением о согласии на получение 10 % расчетной (средней) стоимости жилья на основании пункта 4.2.9 Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 года № 1321-п.

Решением жилищной комиссии от 13 августа 2020 года № 16, утвержденным постановлением от 08 октября 2020 года № 945, семья Шлякова А.Е. исключена из числа потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» по причине достижения истцом возраста 36 лет.

Принимая решение об удовлетворении требований Шлякова А.Е., суд первой инстанции руководствовался положениями Государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п, долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семе в Пермском крае на 2011-2015 годы», утвержденной Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 г. N 1119-п, а также Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п, которым утвержден Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1321-п, пришел к выводу, что семья истца, являясь потенциальной участницей программы на условиях, предусмотренных Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 № 1119-п, будучи поставлена на учет до 01 января 2019г., по достижении истцом возраста 36 лет и при наличии поданного согласия на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья, сохраняла право на предоставление меры социальной поддержки и не подлежала исключению из числа потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», в связи с чем решение жилищной комиссии от 13.08.2020, утвержденное постановлением от 08.10.2020, об исключении семьи истца из числа потенциальных участников подпрограммы нельзя признать законным.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции как основанных на применении норм действующего законодательства, при правильной оценке имеющихся в деле доказательств.

Ссылки в жалобах заявителей на то, что при постановке на учет Шляковым А.Е. было подано заявление об отказе от получения социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья, дополнительное согласие на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья истец вправе был подать до 01.01.2019г., однако такое заявление было Шляковым А.Е. подано лишь 03.12.2019, в связи с чем по достижении возраста 36 лет семья истца подлежала исключению как из федеральной целевой программы, так и из региональной подпрограммы, отмену решения суда не влекут.

Как следует из материалов дела, семья истца была поставлена на учет до 01 января 2019 года для участия в программе, которая реализовывалась по двум направлениям, в связи с чем на основании п.1.5 Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п в рамках реализации Подпрограммы семья истца сохраняла право на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края. При этом, на момент принятия жилищной комиссий решения об исключении семьи истца из числа потенциальных участников подпрограммы, Шляковым А.Е. было подано заявление о согласии на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья, в связи с чем оснований для исключения семьи истца из числа потенциальных участников подпрограммы на момент принятия такого решения жилищной комиссии от 13.08.2020, утвержденного постановлением от 08.10.2020, не имелось. Сам факт подачи Шляковым А.Е. указанного заявления 03.12.2019, как обоснованно указано судом, не опровергает позицию истца о сохранении права на получение социальной выплаты его семьей в рамках реализации подпрограммы при постановке на учет до 01.01.2019.

При таком положении, учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, а также исходя из целей, для достижения которых приняты названные программы, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности принятого решения об исключении семьи истца из числа потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», в связи с чем судом обоснованно принято решение о восстановлении семьи истца в числе потенциальных участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».

Фактически доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, решение суда является законным и обоснованным, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чайковского городского суда Пермского края от 11.02.2021 по доводам, изложенным в апелляционных жалобах Министерства социального развития Пермского края, администрации Чайковского городского округа Пермского края, оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –

33-4756/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шляков Артем Евгеньевич
Ответчики
Администрация Чайковского городского округа
Другие
Министерство социального развития
Шлякова Ирина Александровна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Лапухина Евгения Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
12.04.2021Передача дела судье
28.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2021Передано в экспедицию
28.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее