Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дербент 03 октября 2019 г.
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председа-тельствующего судьи Сурхаева М.Р., при секретаре Рабадановой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Дербенте гражданское дело №2-447/19 г. по иску Зейналова Энвера Алибековича, проживающего по адресу: РД, г. Дербент, пер. Октябрьский, 11 к ответчику Администрации МР «Дербентский район», расположенной по адресу: <адрес> и заинтересованным лицам: Территориальному управлению Росимущества в Республике Дагестан, расположенному по адресу: <адрес>, и Управлению земельных и имущественных отношений Администрации Муниципальный район «Дербентский район», по адресу: <адрес>, о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка,
установил:
01 июля 2019 года Зейналов Э.А. обратился в суд с иском к ответчику Администрации МР «Дербентский район», заинтересованным лицам Территориальному управлению Росимущества в Республике Дагестан и Управлению земельных и имущественных отношений Администрации Муниципальный район «Дербентский район», о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка.
Указав в обоснование предъявленных требований, что в 2014 году на основании его заявления о предоставлении ему земельного участка, распоряжением администрации Дербентского района №36 от 02.09.2014г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане», было утверждено место расположения земельного участка, площадью 1,0 гектара из земель населённых пунктов с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного на территории <адрес>, на основании которого, им было обеспечено выполнение в отношении указанного участка кадастровых работ и осуществлён кадастровый учёт, в установленном законом порядке, в результате чего сформирован земельный участок и ему был присвоен кадастровый номер №.
В ноябре 2018 года он обратился в администрацию Дербентского района с заявлением, о предоставлении ему в собственность за плату указанного земельного участка, однако, ему было отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка, в связи с тем, что спорный земельный участок находится на побережье Каспийского моря, на землях особо охраняемых природных территорий и ему было предложено обратиться в ТУ Росимущества в Республике Дагестан.
Считает отказ администрации Дербентского района в предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № незаконным.
Запрет на предоставление в частную собственность земельного участка с кадастровым номером № законодательством РФ не установлен.
Администрация Дербентского района в своём отказе также не указала, каким документом установлен запрет на предоставление земельного участка с кадастровым номером № в частную собственность.
В ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № имеет категорию «Земли населённых пунктов», а не «Земли особо охраняемых территорий и объектов».
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером № в ЕГРП не зарегистрировано, следовательно, он является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
С учетом уточненных исковых требований просит, признать незаконным отказ Администрации МО «Муниципальный район «Дербент-ский район» в предоставлении Зейналову Э.А., в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № незаконным.
Обязать Администрацию МО «Муниципальный район «Дербентский район» подготовить и передать Зейналову Э.А. договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №.
Истец Зейналов Э.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Зейналова Э.А. дей-ствующий на основании доверенности Султанов Р.С., уточненные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации МР «Дербентский район» надлежащим образом извещенный, о дате времени и месте судебного заседания в суд не явился. В возражениях на исковое заявление, просят в удовлетворении исковых требований Зейналова Э.А. отказать, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности. Указывая на то, что спорный земельный участок расположен на побережье Каспийского моря, на землях особо охраняемых природных территорий в кадастровом квартале 05:07:000113. Действующим законодательством не предусмотрена продажа земельных участков данной категории без проведения торгов. Истцом пропущен срок исковой давности (ст.196 ГК РФ). Распоряжение администрации Дербентского района №36 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» вынесено 02.09.2014 года, истец обратился в суд июле 2019 года. Исковые требования в части, о признании отказа администрации незаконным подлежат рассмотрению в ином судебном порядке, предусмотренном КАС РФ.
Представитель заинтересованного лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации Муниципальный район «Дербентский район», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. В возражениях на исковое заявление, в удовлетворении исковых требований Зейналова Э.А. просят отказать, ссылаясь на положения ст.39.18 ЗК РФ, указывая на то, что решения о предварительном согласовании предоставлении земельного участка в деле не имеется. Заключить договор купли-продажи земельного участка, без соблюдения процедуры публикации извещения о предоставлении земельного участка для указанной цели, невозможно. Предварительное согласование о предоставлении земельного участка осуществляется только в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили (п.5 ст.39.18 ЗК РФ).
Представитель заинтересованного лица-Территориального управления Росимущества в Республике Дагестан, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В возражениях на исковое заявление, просят в удовлетворении исковых требований Зейналова Э.А. отказать, указывая на то, что на основании постановления Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977 г. N 105, постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. N 498 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан», п. 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 является особо охраняемой территорией федерального значения. Кроме того, спорный земельный участок относится к приграничной территории (Закон Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации".
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977 г. N 105 к курортам республиканского значения (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. N 498 «Об установлении границ и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан» определены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан.
Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря", границы округа санитарной зоны данного курорта определяются на основании Постановления от 27 мая 1993 г. N 498.
В соответствии с п. 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 " курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Земельный участок с кадастровым номером № находится в рекреационной зоне Каспийского моря, указанные земельные участки, в силу закона относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов, которые в свою очередь ограничены в обороте, передача в собственность указанных земельных участков приведет к нарушению имущественных интересов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч.3 и ч.5 статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя ответчика Администрации МР «Дербентский район» и представителей заинтересованных лиц: Управления земельных и имущественных отношений Администрации МР «Дербентский район» и Территориального управления Росимущества в Республике Дагестан.
Выслушав доводы представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Администрации МР «Дербентский район» №36 от 02.09.2014г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане», на основании заявления истца о предоставлении ему земельного участка, утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок сформирован и ему был присвоен кадастровый номер №.
В ноябре 2018 года истец Зейналов Э.А. обратился в администрацию Дербентского района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату.
Письмом администрации Дербентского района РД от 24.12.2018г., истцу было отказано в предоставлении земельного участка, на том основании, что испрашиваемый земельный участок находится на побережье Каспийского моря, на землях особо охраняемых природных территорий в кадастровом квартале 05:07:000113 и предложено ему обратиться в ТУ Росимущества в Республике Дагестан.
В настоящее время истец оспаривает указанное решение органа местного самоуправления.
Верховный Суд РФ в п.1 постановления Пленума № 36 от 27.09.2016г « О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» разъяснил, что по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Как усматривается из искового заявления, предметом обжалования является отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в собственность. В качестве восстановления своих прав истец просит обязать Администрацию МР «Дербентский район», и направить проект договора купли-продажи земельного участка, то есть фактически предоставить земельный участок за плату.
В связи с чем, данный спор о реализации гражданином своих земельных прав рассматривается судом в порядке гражданского судопроиз-водства.
Кроме того, определением Дербентского районного суда РД от 24.04.2019 г. по административному делу №2а-165/2019 г. было прекращено производство по аналогичным требованиям Зейналова Э.А., заявленным в порядке КАС РФ.
Судом установлено, что данный спор подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Оценивая доводы сторон относительно законности, обоснованности оспариваемого акта, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.
Исчерпывающий перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, установлен пунктами 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми из земель, перечисленных в пункте 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к изъятым из оборота относятся только земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 данного Кодекса), а к ограниченным в обороте - находящиеся в государственной или муници-пальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1996 г. N 1425 (в редакции от 19.07.2006 г. N 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977 г. N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06 января 1971 г. N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.
Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.
Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (пункт 4 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пункт 2 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ..." курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.
Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ, земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности, на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8-11 настоящей статьи.
Согласно ч.11 ст.1 указанного закона к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности, на которое не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8-10 настоящей статьи.
Доводы заинтересованного лица ТУ Росимущества в Республике Дагестан, в приведенные в возражениях на исковое заявление, о том, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности в связи с его нахождением в пограничной зоне, суд считает необоснованными.
Закон Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" не регулирует вопросы, связанные с разграничением права собственности на землю. Введение режима пограничной зоны ограничивает в хозяйственную и иную деятельность соответствующих территорий, в том числе связанную с использованием земли (не изменяя уровня собственности). Такие ограничения обусловлены установлением особого контроля (пограничная зона) и преследуют цель обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами особого (пограничного) режима на территориях, прилегающих к государственной границе Российской Федерации. Согласно имеющимся в деле выписке из Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок площадью 10000 кв. м с кадастровым номером № относится к землям населенных пунктов.
Как указано в ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу ст.14 указанного Федерального закона кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» содержит перечень сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости.
К ним отнесены, в том числе, вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Судом установлено, что, администрацией муниципального образования МР «Дербентский район» отказано в передаче в собственность земельного участка, расположенного на территории <адрес>», со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок площадью 10000 кв. м с кадастровым номером № находится в особо охраняемой природной территории.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок кадастровым номером № в ЕГРН не зарегистрировано.
Сведения о том, что земельный участок кадастровым номером № ограничен или изъят из оборота, в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком и заинтересованными лицами суду не представлено доказательств того, что до дня вступления в силу названного закона право федеральной собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С учетом положений Федерального закона от 3 декабря 2008 года N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", суд считает необоснованными доводы ответчика о том, что Администрация муниципального образования Дербентский район не вправе распоряжаться спорным земельным участком.
В силу п. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В силу ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 2 ст. 215 и п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправ-ления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (ст. 39.2 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится предоставление в собственность за плату земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом.
В частности, одним из этапов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пп. 3 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации МР «Дербентский район» № 36 от 02.09.2014 г. "Об утверждении схемы распо-ложения земельного участка на кадастровом плане», была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, общей площадью 1 га, для ведения личного подсобного хозяйства, из земель населенных пунктов <адрес>», для предоставления в собственность Зейналову З.А.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что спорный земельный участок был сформирован по заявлению истца Зейналова Э.А., который в порядке пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечил проведение за свой счет в отношении спорного земельного участка кадастровых работ.
В ноябре 2018 года истец Зейналов Э.А., обратился в орган местного самоуправления, уполномоченный на его распоряжение, с заявлением о предоставлении в собственность за плату (заключение договора купли-продажи) спорного земельного.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Суд, проанализировав приведенную выше норму Федерального закона и нормы Земельного кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что поскольку до 1 марта 2015 г. администрацией МР «Дербентский район» была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, процедура предварительного согласования места размещения объекта завершена,
С учетом того, что схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Зейналова Э.А. была утверждена до 01.03.2015 г., в настоящее время в силу п. 6 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации это обстоятельство является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 настоящего Кодекса.
Доводы представителя ответчика Администрации МР «Дербентский район», приведенные возражениях на исковое заявление, о том, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд, указывая на то, что распоряжение в администрации МР «Дербентский район» № 36 от 02.09.2014 г. "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастро-вом плане» вынесено 02.09.2014 года, а истец обратился в суд в июле 2019 года, суд считает не обоснованными.
Как следует, из материалов дела в ноябре 2018 года истец обратился в администрацию Дербентского района с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, в собственность за плату. Письмом администрации Дербентского района РД от 24.12.2018г. истцу было отказано в предоставлении земельного участка.
В соответствии с п.1 ст.196 ГПК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В данном случае трёхлетний срок исковой давности, исчисляется с даты отказа ответчика в предоставлении земельного участка, т.е. с 24.12.2018 г., поэтому суд считает истцом не пропущен срок исковой давности для обращения в суд.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд приходит выводу, что обжалуемый отказ органа местного самоуправления от 24.12.2018 года № 12-33-3053 в предоставлении в собственность Зейна-лову Э.А. земельного участка с кадастровым номером 05:07:000113:207, в ввиду его нахождения на побережье Каспийского моря, на землях особо охраняемых природных территорий, нельзя признать законным и обоснованным.
Нарушенное право истца подлежит восстановлению путем обязания Администрации МР «Дербентский район» принять решение по заявлению Зейналова Э.А., о предоставлении указанного земельного участка в собствен-ность за плату без проведения торгов, что само по себе в силу ст. 39.17 ЗК РФ предусматривает дальнейшее направление стороне проекта договора.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования Зейналова Э.А., подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197,ГПК РФ, суд
решил:
Уточненные исковые требования Зейналова Энвера Алибековича удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации МР «Дербентский район» Республики Дагестан в предоставлении Зейналову Энверу Алибековичу, в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, незаконным.
Обязать Администрацию МО «Муниципальный район «Дербентский район» устранить допущенное нарушение, путем принятия решения по заявлению Зейналова Э.А., о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату.
В остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД через Дербентский районный суд РД в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья М.Р. Сурхаев
Мотивированное решение изготовлено 07.10.2019 г.
Судья М.Р. Сурхаев