дело № 2а-2154/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2018 года город Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Рафальского Е.В.,
при секретаре Угрюмовой О.Ю.,
с участием административного истца Петли И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петли ФИО7 к призывной комиссии г.Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Красноярского края» о признании незаконным призыва на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Петля И.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения о призыве на военную службу, мотивируя свои требования тем, что решением призывной комиссии по г.Лесосибирск и Мотыгинскому району Красноярского края административный истец был признан годным к прохождению военной службы, ему выдана повестка, согласно которой 21 июня 2018 года он должен был явиться в военный комиссариат для отправки в войска. Также административным истцом был получен ответ из военного комиссариата Красноярского края из которого следует, что решение призывной комиссии в весенне-летний период в отношении него не принималось, сотрудники военного комиссариата грубо нарушают действующее законодательство, признавая административного истца годным к прохождению военной службы на основании решения призывной комиссии осенне-зимнего призыва 2017 года. При прохождении медицинской комиссии, Петля И.Н. представлял медицинские документы, подтверждающие наличие у него заболеваний: <данные изъяты> При наличии указанных заболеваний, ему должна быть определена категория годности <данные изъяты>. Петле И.Н. не были выданы направления на дополнительное обследование по заболеваниям, административный истец полагает, что врач, который определил в отношении него категорию годности, самостоятельно исключил наличие заболеваний. Таким образом, административный истец считает незаконным решение призывной комиссии по г.Лесосибисрк и Мотыгинскому району Красноярского края, поскольку врачами проводившими медицинское освидетельствование не были учтены данные по имеющемуся у него заболеванию, был нарушен порядок принятия решения о его категории годности и призыве на военную службу.
В судебном заседании административный истец Петля И.Н. требования поддержал, суду пояснил, что считает незаконными действия военкомата по призыву его на военную службу в весенний - летний призыв 2018 года, на основании решения призывной комиссии г.Лесосибирска от 18 октября 2017 года, кроме того, считает, что врачами проводившими медицинское обследование не были учтены данные по имеющемуся у него заболеванию, был нарушен порядок принятия решения о его категории годности и призыве на военную службу.
Представители административных ответчиков: ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» и призывной комиссии муниципального образования г.Лесосибирска о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили письменные возражения с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В письменном отзыве председатель призывной комиссии г.Лесосибирска ФИО4 указал, что решением призывной комиссии г.Лесосибирск от 18 октября 2018 года (протокол №), Петля И.Н. признан годным к военной службе (категория годности <данные изъяты> и призван. Не согласившись с указанным решением, последний, в ноябре 2017 года обжаловал его в Лесосибирский городской суд. В силу п.7 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» исполнение данного решения призывной комиссии было приостановлено до вступления решения суда в законную силу. Решением Лесосибирского суда от 13 декабря 2017 года в удовлетворении административного иска Петли И.Н. отказано, решение призывной комиссии от 18 октября 2017 года признано законным и обоснованным. После вступления решения суда в законную силу в январе 2018 года, исполнение решения призывной комиссии от 18 октября 2017 года в отношении Петли И.Н. было возобновлено, в связи с чем, в весенне – летний призыв 2018 года новое решение призывной комиссией г.Лесосибирска не принималось. Как следует из протокола заседания призывной комиссии от 18 октября 2017 года, Петля И.Н. жалоб на здоровье не высказывал, <данные изъяты> отрицал, анализы последнего были в норме, медицинские документы административного истца не свидетельствовали о наличии у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы. Обращение Петли И.Н. в суд в ноябре 2017 года последовало непосредственно перед назначенной датой его отправки в войска.
В письменных возражениях представитель ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» ФИО5 указала, что решением Лесосибирского городского суда от 13 декабря 2017 года решение призывной комиссии от 18 октября 2017 года о признании Петли И.Н. годным к военной службе и призыве на военную службу, признано законным и подлежит исполнению. По окончании осеннего призыва 2017 года решение призывной комиссии не отменялось как нереализованное, так как было приостановлено в силу закона. В связи с этим, новое решение призывной комиссии в весенний призыв 2018 года не принималось. Решение призывной комиссии г.Лесосибирск от 18 октября 2017 года принято на основании имеющихся и представленных медицинских документов и являлось предметом рассмотрения суда. 20 апреля 2018 года административный истец прошел в военном комиссариате медицинский осмотр, по повестке на отправку в войска (сборный пункт) не прибыл. Петле И.Н. разъяснено право предъявлять вновь собранные медицинские документы при прохождении медицинского осмотра перед отправкой в войска, проводимого врачами военно-врачебной комиссии военного комиссариата Красноярского края, по месту нахождения Краевого сборного пункта. В случае выявления заболевания, препятствующего прохождению военной службы, призывная комиссия Красноярского края вправе отменить решение призывной комиссии г.Лесосибирск и принять одно из решений, предусмотренных п.1 ст.28 Закона №53-ФЗ. Независимая военно-врачебная экспертиза, как еще один из видов доказательств наличия заболевания, препятствующего прохождению военной службы, административным истцом не пройдена, с заявлением в компетентные экспертные учреждения в порядке, установленном законом, последний не обращался. В соответствии с п.11 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не прибывающих в запасе, граждане, вызываемые на мероприятия по призыву на военную службу, обязаны лично прибыть в военный комиссариат, имея при себе, в том числе, медицинские документы о состоянии здоровья. В период весеннего призыва, новых медицинских документов Петлей И.Н. не представлено.
Выслушав административного истца, ознакомившись с письменными возражениями административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Часть 2 этой же статьи Конституции Российской Федерации провозглашает, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
На основании п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу п.3 ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации №129 от 30 марта 2018 года объявлен призыв граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет в период с 01 апреля 2018 года по 15 июля 2018 года.
Как следует из материалов дела, Петля И.Н. состоит на учете в военном комиссариате по г.Лесосибирск и Мотыгинскому району Красноярского края.
Заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу от 18 октября 2017 года, административный истец признан годным к военной службе, категория А.Решением призывной комиссии г.Лесосибирска Красноярского края от 18 октября 2017 года Петля И.Н. призван на военную службу.
Петля И.Н. обращался в Лесосибирский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии г.Лесосибирска от 18 октября 2017 года о признании его годным к службе и призыве на военную службу, будучи несогласным с медицинским заключением о его годности к воинской службе.
Решением Лесосибирского городского суда Красноярского края от 13 декабря 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Петли И.Н. отказано, решение вступило в законную силу.
Согласно решению Лесосибирского городского суда Красноярского края от 13 декабря 2017 года, на момент принятия решения призывной комиссии от 18 октября 2017 года у последней имелись основания для призыва Петли И.Н. на военную службу, поскольку по заключению врачей призывник по состоянию здоровья признан годным к военной службе. Указанное решение призывной комиссии от 18 октября 2017 года в отношении административного истца признано законным и обоснованным.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При таких данных установленные ранее судом вышеуказанные обстоятельства, в частности законность и обоснованность решения призывной комиссии от 18 октября 2017 года в отношении Петли И.Н., не подлежат установлению при рассмотрении данного административного дела.
В силу пункта 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
После вступления решения Лесосибирского городского суда от 13 декабря 2017 года в законную силу 19 января 2018 года, осенняя призывная компания 2017 года была окончена и административный истец не был направлен для прохождения военной службы в указанный призыв.
В соответствии с п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663 по завершении призыва призывная комиссия подводит его итоги и отменяет решения о призыве граждан на военную службу, отмененные призывной комиссией субъекта Российской Федерации или судом, о чем в протоколе заседания призывной комиссии и учетных картах призывников делаются мотивированные записи.
В отношении Петли И.Н. ни судом, ни призывной комиссией Красноярского края, такого решения не принималось. На день завершения призыва 31 декабря 2017 года, решение о призыве в отношении административного истца было приостановлено в силу пункта 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Из материалов дела следует, что призывная комиссия г.Лесосибирска, с целью реализации в отношении Петли И.Н. решения о призыве на военную службу от 18 октября 2017 года, приостановленного до вступления в законную силу решения Лесосибирского городского суда от 13 декабря 2017 год, назначила административному истцу срок явки в военный комиссариат с вручением под личную подпись повестки на отправку в войска, назначенной на 21 июня 2018 года.
Согласно пункту 8 Порядка организации работы призывного пункта и призывной комиссии при проведении призыва граждан на военную службу (приложение № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. приказом Минобороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663», в соответствии с решением призывной комиссии начальник второго отделения военного комиссариата обязан оформить соответствующие документы на лиц, прошедших призывную комиссию. В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, секретарем призывной комиссии производится соответствующая запись, которая подписывается военным комиссаром и заверяется печатью военного комиссариата.
При этом призывнику назначается срок явки в военный комиссариат с вручением ему под личную подпись:
- направления (приложение № 13 к настоящей Инструкции) - направленному на стационарное или амбулаторное медицинское обследование (лечение) (для повторного медицинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии после предполагаемого срока завершения этого обследования (лечения) и при необходимости извещения согласно приложению № 14 к настоящей Инструкции. Граждан, обучающихся в образовательных учреждениях и имеющих право на отсрочку от призыва по этой причине, в период весеннего призыва на военную службу направлять на стационарное медицинское обследование (лечение) с учетом сроков проведения экзаменационной сессии в образовательном учреждении;
- повестки (приложение № 30 к настоящей Инструкции) - ограниченно годному к военной службе и зачисленному в запас, не годному к военной службе и освобожденному от исполнения воинской обязанности (для утверждения решения (при необходимости) на призывной комиссии субъекта Российской Федерации и (или) для получения военного билета);
- повестки (приложение № 30 к настоящей Инструкции) - освобожденному от призыва на военную службу и зачисленному в запас (для получения военного билета);
- повестки (приложение № 30 к настоящей Инструкции) - в отношении которого принято решение о призыве на военную службу (для отправки к месту прохождения военной службы).
На основании п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Довод заявителя о том, что повестка на отправку в войска в период весенней призывной компании 2018 года была ему выдана на основании решения призывной комиссии от 18 октября 2017 года, без вынесения нового решения о призыве и данный факт является нарушением требований нормативных документов, суд считает несостоятельным.
В соответствии с пунктом 17 Постановления правительства РФ от 11.11.2006 г. №663 (в ред. от 30.09.2017 г.) «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы.
В отношении административного истца Петли И.Н. такое решение принято 18 октября 2017 года, решением Лесосибирского городского суда от 13 декабря 2017 года признано законным, до настоящего времени не отменено и должно быть реализовано.
Судом установлено, что исполнение решения призывной комиссии г.Лесосибирск и Мотыгинского района о призыве на военную службу Петли И.Н. было приостановлено в силу Закона.
Согласно п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. приказом Минобороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663» на рассмотрение призывной комиссии субъекта Российской Федерации представляются личные дела призывников, в отношении которых приняты решения, в том числе, о призыве на военную службу, но не реализованные в течение текущего призыва на военную службу по различным основаниям. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение, в том числе, об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу.
При этом, законодательством не предусмотрена обязательная отмена приостановленного в силу Закона решения призывной комиссии по окончании призыва.
Также, законодательство не содержит нормы о необходимости принятия решения призывной комиссии в рамках действующего решения призывной комиссии, не отмененного судом либо призывной комиссией субъекта Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 2 статьи 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности.
В силу п. 3 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
Исходя из анализа указанной нормы, в отношении Петли И.Н. призывной комиссией Красноярского края перед отправкой к месту прохождения военной службы будет проводиться медицинский осмотр, на который заявитель может представить медицинские документы о его состоянии здоровья, что позволяет обеспечить соблюдение прав и законных интересов административного истца.
Судом не установлено наличие у заявителя каких-либо препятствий самостоятельно пройти независимую военно-врачебную экспертизу и представить ее результаты призывной комиссии либо суду.
Проанализировав представленные в дело доказательства, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что действия административных ответчиков, в данном случае, являются законными и обоснованными, в связи с чем, считает необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Петли ФИО7 к призывной комиссии г.Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Красноярского края» о признании незаконным призыва на военную службу.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Лесосибирский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Рафальский
Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2018 года
Судья Е.В. Рафальский