Решение по делу № 33-14432/2021 от 08.12.2021

Судья Коротенко Д.И. дело № 33 – 14432/2021

дело № 2 – 5131/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«22» декабря 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Станковой Е.А.,

судей: Марчукова А.В., Кудрявцевой А.Г.,

при секретаре: Якуниной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Блиновой Е. О. к администрации г. Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,

по апелляционной жалобе администрации г. Волгограда (в лице представителя по доверенности Романовой Е. Е.)

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, которым:

вышеуказанные исковые требования Блиновой Е. О. были удовлетворены;

на администрацию г. Волгограда возложена обязанность по предоставлению Блиновой Е. О. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, не ниже установленных социальных норм, применительно к населенному пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного на территории <адрес>.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя администрации г. Волгограда по доверенности Плаксунову К.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Блинова Е.О. обратилась с иском к администрации г. Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником <.......> (комнаты) в коммунальной <адрес>, расположенного по <адрес> в <адрес>.

Совместно с истцом в жилом помещении проживают члены ее семьи, дочери Ф.И.О. и Ф.И.О. и сын Ф.И.О.

Постановлением администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № <...> многоквартирный жилой <адрес>, в котором проживает истец и члены ее семьи, был признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ г. № <...> «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма», истец и члены ее семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включены в единый общий список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, принятых на учет после ДД.ММ.ГГГГ под № <...>, а также в список граждан, признанных в установленном порядке малоимущими под № <...>.

На основании изложенного, истец просила возложить обязанность на администрацию г. Волгограда по предоставлению в ее собственность во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, не ниже установленных социальных норм, применительно к населенному пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного на территории <адрес>.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Волгограда (в лице представителя по доверенности Романовой Е.Е.) оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку многоквартирный жилой <адрес> не включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019 – 2025 г.», утвержденную постановлением администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-п. Ссылается на положения ст. 32 ЖК, согласно которым жилищные права истца, как собственника жилого помещения, могут быть реализованы исключительно посредством изъятия жилого помещения с последующей выплатой возмещения. Кроме того, указывает на необоснованность выводов суда о предоставлении истцу жилого помещения не ниже установленных социальных норм, так как ст. 89 ЖК РФ предусматривает предоставление равнозначного по площади жилого помещения, ранее занимаемому жилому помещению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55,59-61,67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное судом решение требованиям закона не соответствует.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма принадлежит любому гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе собственнику жилого помещения, признанному малоимущим. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения многоквартирного жилого дома, признанного непригодным для проживания, не исключает возможность его обеспечения в порядке, предусмотренном ст. 57 ЖК РФ.

Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, реализуются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

В силу положений ч. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. 1-3, 5-9 настоящей статьи.

Согласно п.п. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 г., она утверждается на период до 1 сентября 2025 г.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, Блинова Е.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником <.......> доли (комнаты) в коммунальной <адрес>, расположенного по <адрес> в <адрес>.

Совместно с истцом в указанном жилом помещении проживают члены ее семьи: дочери Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ г. № <...> «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма» истец и члены ее семьи составом семьи 4 человека приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включены в единый общий список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, принятых на учет после ДД.ММ.ГГГГ под № <...>, в список граждан, признанных в установленном порядке малоимущими под № <...>.

Постановлением администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № <...> многоквартирный жилой <адрес>, в котором проживает истец и члены ее семьи, был признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в рамках реализации регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда» администрацией Волгоградской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-П утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019 - 2025 г.».

Между тем, в перечень многоквартирных жилых домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, не включен.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, учитывая, что указанный многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у истца не возникло право требовать взамен выкупа спорной квартиры предоставления ей другого жилого помещения, поскольку органом местного самоуправления не принято решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения.

При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований Блиновой Е.О.

В этой связи, само по себе признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также факт постановки на учет истца в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как малоимущая семья, в силу вышеуказанных обстоятельств не влечет возложения на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению истцу во внеочередном порядке другого жилого помещения взамен занимаемого и принадлежащего на праве собственности.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 12 июля 2016 г. № 16 – КГ 16 – 25.

Вместе с тем, вышеуказанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при принятии оспариваемого решения, в связи с чем, решение подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Блиновой Е. О. к администрации г. Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска Блиновой Е. О. к администрации г. Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-14432/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Блинова Екатерина Олеговна
Ответчики
Администрация Волгограда
Другие
Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Марчуков Алексей Викторович
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
09.12.2021Передача дела судье
22.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2021Передано в экспедицию
22.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее