02 октября 2017 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Лугиной Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Шалонько О.Н.,
с участием заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора Здановского А.П.,
представителей ответчиков Мазинова А.М. и Носова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ
Псковский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (далее – Комитет), в обоснование которого указано, что в рамках проведенной прокуратурой проверки на предмет соблюдения лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления на земельном участке с КН *** в выделе 2 квартала 490 Псковского участкового лесничества вблизи автомобильной дороги *** «М.» на расстоянии 1,5 км от дер. В. П. района расположена несанкционированная свалка площадью 20 кв. м. Полагая, что работы по ликвидации обнаруженной свалки в силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1198 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 1.3,4,51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 4,8,55,83 Лесного кодекса РФ, статей 12,42 Земельного кодекса РФ должен организовать Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, которому Администрацией Псковской области переданы полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда, прокурор просил обязать Комитет организовать работы по ликвидации указанной свалки в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчика Мазинов А.М. и Носов А.И. иск не признали, мотивировав позицию отсутствием у Комитета обязанности по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов в лесах. Указали на то, что действующим законодательством, в частности, Лесным кодексом РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Правилами санитарной безопасности в лесах, такие меры санитарной безопасности, как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не предусмотрена. В связи с этим, по мнению представителей ответчика, подлежат применению положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В соответствии со статьей 6 названного Федерального закона организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации, такие полномочия Комитету не передавались. Помимо этого, ссылались на отсутствие денежных средств на организацию работ по ликвидации несанкционированных свалок, поскольку субвенции из федерального бюджета на эти цели Комитету не предоставляются.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), в судебное заседание не явился, отношения к иску не выразил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ «Псковское лесничество» в судебное заседание, назначенное на ***2017, не явился. Ранее в судебном заседании полагал иск не подлежащим удовлетворению по причине отсутствия у Комитета обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления Росимущества в Псковской и Новгородской областях в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что по обращению руководителя исполкома регионального отделения общероссийского общественного движения «Н.» в Псковской области Т.Г. помощником Псковского природоохранного межрайонного прокурора совместно с представителями КУ «П.» проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического производства и потребления на территории КУ «П.». По результатам проверки на территории земель лесного фонда КУ «П.» на земельном участке с КН *** в выделе 2 квартала 490 Псковского участкового лесничества вблизи автомобильной дороги *** «М.» на расстоянии 1,5 км от дер. В. П. района выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов площадью 20 кв. м. (л.д. 9,10-23).
Земельный участок, на котором располагается свалка, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относятся к землям лесного фонда и соответственно в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) находятся в федеральной собственности.
В силу статей 209 и 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, в том числе, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2 статьи 50.7 ЛК РФ).
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 названного Кодекса, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Согласно пункту 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В силу пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет, согласно Положению о Государственном комитете Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, утвержденному постановлением Администрации Псковской области от 13.07.2009 № 250, является исполнительным органом государственной власти Псковской области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области природопользования и охраны окружающей среды.
В полномочия Комитета, в том числе, входит организация использования лесов, их охраны, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (подпункты 3.1.9., 3.1.11 пункта 3 Положения).
Финансирование деятельности Комитета по осуществлению им отдельных полномочий, переданных Российской Федерацией, в области лесных отношений осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (подпункт 1.6 пункта 1 Положения).
Таким образом, вопросы организации деятельности по охране и защите лесов лесного фонда Российской Федерации находятся в компетенции Администрации Псковской области, передавшей эти полномочия Комитету, который обязан в силу уже своих полномочий обязан организовать использование лесов и их охрану, защиту и воспроизводство на землях лесного фонда.
При таком положении заявление прокурора обосновано и подлежит удовлетворению.
Доказательств тому, что несанкционированная свалка принадлежит или находится в пользовании иных лиц, ответчик суду не представил.
Суждения представителей ответчика о том, что в данном случае подлежат применению положения Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии со статьей 6 которого обязанность по организации работ по ликвидации свалки должна быть возложена на Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства как орган исполнительной власти на который Администрацией Псковской области делегированы полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не заслуживают внимания.
Так, в Определении от 28.03.2017 № 720-О Конституционный Суд РФ указал, что учитывая существование различных форм возможного негативного воздействия на окружающую среду в области обращения с отходами необходимо учитывать и соответствующие нормы специального отраслевого законодательства, регулирующего данные вопросы.
Согласно статье 3 ЛК РФ охрана лесов регулируется лесным законодательством.
По мнению суда, приведенные выше нормоположения в их совокупности, позволяют прийти к выводу о наличии у Комитета обязанности по ликвидации на землях лесного фонда несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов. А отсутствие финансирования из федерального бюджета на указанные цели не может служить основанием освобождения Комитета от исполнения возложенных на него обязанностей.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить срок исполнения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов до 01 июля 2018 года, который является разумным и позволит ответчику исполнить решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:Иск Псковского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды в срок до *** 2018 года организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на земельном участке с КН *** в выделе 2 квартала 490 Псковского участкового лесничества КУ «П.» на расстоянии 1,5 км от дер. В. П. района.
Решение в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Судья Р.Н. Лугина
Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2017 года.