Решение по делу № 2а-129/2020 от 25.11.2019

24RS0049-01-2019-001344-96

Гр.дело № 2а-129/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2020 года г. Сосновоборск

Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Альбрант М.О.,

при секретаре Кузнецовой Н.И.,

с участием административного истца Макеевского П.П., с использованием видеоконференцсвязи,

представителя административного ответчика ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю Юхиной Е.А., действующей по доверенности от 23.09.2019, с использованием видеоконференцсвязи,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макеевского Павла Павловича к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 37 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю (ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю), Федеральному казенному профессиональному образовательному учреждению № 278 Федеральной службы исполнения наказания (ФКП образовательное учреждение №278), о признании незаконными действий по удержанию из пенсионных выплат, решения об отказе произвести социальную выплату и взыскании денежных сумм с ФКП образовательное учреждение №278,

УСТАНОВИЛ:

Макеевский П.П. обратился в суд с административным иском к ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКП образовательное учреждение №278 о признании незаконными действий по удержанию из пенсионных выплат, решения об отказе произвести социальную выплату и взыскании денежных сумм с ФКП образовательное учреждение №278. В обоснование своих требований указал на то, что он с 28.11.2017 года до настоящего времени отбывает наказание в ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю. В период с 05.03.2018 года по 31.07.2018 года он обучался в ФКП образовательное учреждение № 278 по профессии оператор технологического оборудования, с 24.09.2018 года по 16.04.2019 года по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Так как он относился к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, ему выплачивались пенсионные выплаты на время обучения до 23 лет, т.е. до 02.03.2019, из которой в период с мая 2018 года по февраль 2019 года производились, по его мнению, незаконно, удержания за питание, коммунально-бытовые и др.услуги в сумме 30 401 рубля. Считает данные действия административного ответчика незаконными, т.к. удержания из заработной платы и пенсий для возмещения расходов по содержанию отбывающего наказание лица возможны согласно действующему законодательству, только в случае его отказа от работы, а он (Макеевский) от работы никогда не отказывался. Так же в соответствии с Федеральным законом № 229-ФЗ с пенсии по потери кормильца и с доплат к данной пенсии не может обращено взыскание (удержание).

Кроме того, получив как ребенок, оставшийся без попечения родителей в возрасте до 23 лет в ФКП образовательное учреждение № 278 первую специальность, в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он имеет право на получение социальной помощи от образовательного учреждения, т.к. ФКП образовательное учреждение № 278, хотя и находится в ведении ГУФСИН России, является образовательным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета. Однако в «подъемной выплате» ему отказали.

Просит суд признать незаконными действия ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю в части удержания с него денежных средств за период с мая 2018 по февраль 2019 в размере 30 401 рубля. Признать незаконным отказ в социальной выплате в виде подъемных средств как ребенку относящемуся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и находящихся в трудной жизненной ситуации. Обязать администрацию ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю выплатить ему удержанную с его лицевого счета денежную сумму в размере 30 401 рубля и подъемные денежные средства в сумме, соответствующей получаемыми выплатами детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей по Красноярскому краю на 2019 год в соответствии со ст. 12 УИК РФ

В судебном заседании административный истец Макеевский П.П. исковые требования поддержал. Пояснил, что в связи со смертью родителей являлся сиротой, получал пенсию по утрате кормильца. До достижения 18-летнего возраста он проживал в Каратузском районе Красноярского края, находился под опекой. Дважды поступал в профессиональные училища, но бросал их, не получив образование. С 2017 года отбывает наказание в виде лишения свободы, в том числе, с 28.11.2017 года - в ЛИУ-37. Отбывая наказание, прошел обучение в ФКП образовательное учреждение № 278, получил несколько специальностей. Считает, что как ребенок-сирота имеет право на все меры социальной поддержки, предоставляемые учебным заведением по окончанию учебы. Также в период отбывания наказания никогда не отказывался от работы, поэтому не согласен с тем, что у него производятся удержания из пенсии по утрате кормильца. Денежные средства просит взыскать с надлежащих ответчиков.

Представитель административного ответчика Юхина Е.А. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.ст. 98,99, 107 УИК РФ из пенсии Макеевского П.П. законно производятся удержания для возмещения стоимости питания, одежды и жилищно-коммунальных услуг. Меры социальной поддержки, предусмотренные п.3 ст.6 ФЗ «О дополнительный гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», о предоставлении которых заявляет Макеевский П.П., предоставляются только краевыми профессиональными образовательными учреждениями. ФКП образовательное учреждение № 278, в котором обучился административный истец, находится в ведомстве ФСИН России

Представитель ответчика ФКП образовательное учреждение № 278 Горюнов А.Ф по доверенности от 03.02.2019, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. Ранее в судебном заседании от 17.02.2020 (л.д. 138) исковые требования не признал, суду пояснил, что училище является юридическим лицом, это филиал № 3. Все возникшие вопросы разрешает ГУФСИН по Красноярскому краю. Подтвердил обучение Макеевского П.П. в училище.

Представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки Красноярского края Слепчук И.В., по доверенности от 11.01.2020, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя министерства. В отзыве суду пояснил, что финансовое обеспечение образовательному учреждению для предоставления социальной поддержки обучающимися детям-сиротам, как правило, поступает в виде лимитов бюджетных обязательств (в рамках исполнения публичных обязательств в денежной форме перед гражданами) Действие статьи 11-1 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» устанавливающей дополнительные гарантии прав на образование в том числе, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, распространяется на них, если эти лица обучаются по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств краевого или местных бюджетов и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств краевого или местных бюджетов. ФКП образовательное учреждение № 278 является федеральным учреждением и из бюджета Красноярского края не финансируется.

Представитель заинтересованного лица ФСИН РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежаще, причины неявки суду не известны.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий лиц надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.

Согласно ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Статьи 99 и 107 УИК Российской Федерации, предусматривают удержания из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы для возмещения расходов по их содержанию - стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце, и определяют категории осужденных, которые освобождаются от этих расходов полностью или частично (осужденные, освобожденные от работы по болезни, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы и др.).

Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2008 года N 552-О-П, названные положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации находятся в неразрывной нормативной взаимосвязи с другими его положениями, регулирующими материально-бытовое обеспечение и труд осужденных к лишению свободы. Возложение на осужденных, получающих пенсию, наравне с осужденными, которым начисляется заработная плата, обязанности нести расходы по своему содержанию при отбывании наказания в исправительной колонии не противоречит целям Российской Федерации как социального государства и предназначению пенсионного обеспечения, поскольку пенсии предоставляются гражданам в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода (статья 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (часть вторая статьи 2 УИК Российской Федерации), к которым относится общественно полезный труд (часть вторая статьи 9 того же Кодекса), не имеющий основной целью получение трудового дохода (заработка), профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, учитываемое при определении степени их исправления (ст. 108 УИК Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, осужденный Макеевский П.П. 02.03.1996 года рождения, отбывает наказание в ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 28.11.2017 по настоящее время.

Макеевский П.П. относился к лицам из числа детей-сирот, т.к. его мать – Макеевская М.В. умерла 19.08.2009, отец Макеевский П.В. умер 23.12.2003 (л.д. 50,51).

Макеевский П.П. состоял на учете в УПФР в Березовском районе Красноярского края и ему выплачивались государственная пенсия по случаю потери кормильца и федеральная социальная доплата с 01.10.2018 по 28.02.2019 (л.д. 134,135).

В период с мая. 2018 года по февраль 2019 года с лицевого счета Макеевского П.П. ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю удерживались денежные средства в счет возмещения расходов по его содержанию - стоимости питания, коммунально-бытовых услуг и услуг по приготовлению пищи ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце, при этом на лицевой счет осужденного зачислялось не менее 25 % пенсии по потери кормильца и социальной доплаты (л.д. 12).

Учитывая положения вышеприведенных правовых норм, предусматривающих возможность удержания из пенсии по потери кормильца и социальной доплаты к ней, которые получает осужденный к лишению свободы, расходов по его содержанию и одновременно устанавливающие нормы и сроки такого удержания, а также гарантии сохранения определенной части пенсии в полном распоряжении ее получателя, суд приходит к выводу о том, что действия администрации ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю по удержания из пенсии по потери кормильца и социальной доплаты не противоречат действующему законодательству не могут расцениваться, как нарушающие права заявителя на социальное обеспечение.

Доводы административного истца, о том, что указанные расходы удерживаются только с осужденных, уклоняющихся от работы, суд не может принять во внимание, как основанный на не верном толковании уголовно-исполнительного законодательства.

Ссылку административного истца на ст. 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в соответствии с которой взыскание не может быть обращено на пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, а так же с выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, суд считает несостоятельной, так как удержания с Макеевского П.П. проводились не в рамках исполнительного производства.

Кроме того, Макеевский П.П. обучался в первую смену по очной форме обучения без отрыва от производства, по программе профессионального обучения (программе профессиональной подготовке по профессиям рабочий, должностям служащих) в ФКП образовательное учреждение № 278 на филиале № 3 при ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю в период с 05.03.2018 по 31.07.2018 по профессии «Оператор технологического оборудования в сооружениях защищенного грунта».

ФКП образовательное учреждение № 278 в соответствии с Уставом, утвержденным приказом ФСИН России от 04.03.2015 № 132 является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем средств федерального бюджета. Учредителем Учреждения является Российская Федерация и учреждение находится в ведении ФСИН России, которая осуществляет функции и полномочия учредителя (л.д.92,93). Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № 8084-л от 03.07.2015, выданную Министерством образования Красноярского края

Как следует из сообщения Министерства образования Красноярского края от 17.03.2020 правоотношения в указанной сфере на федеральном уровне урегулированы в

том числе Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 3 которого определено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В рамках исполнения данных полномочий Законодательным Собранием Красноярского края принят Закон Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» (далее Закон о защите прав ребенка), устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых и социально-экономических условий для их реализации, а также меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, финансируемые за счет бюджета Красноярского края. Действие статьи 11-1 Закона о защите прав ребенка, устанавливающей дополнительные гарантии прав на образование в том числе, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространяется на них, если эти лица обучаются по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств краевого или местных бюджетов и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств краевого или местных бюджетов. ФКП «Образовательное учреждение № 278 ФСИЫ России» является федеральным учреждением и из бюджета Красноярского края не финансируется.

Согласно ч. 1 ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

В ч. 4 ст. 108 УИК РФ указано, что начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования.

В соответствии со ст. 108 УИК РФ, отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки, учитывается при определении степени их исправления.

Осуществление государством обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения тех категорий граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

В Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в виде стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием (ст.6).

Таким образом, меры социальной поддержки, согласно ст. 1, 6 Федерального закона N 159, являются дополнительной гарантией по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.

При этом, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Указанным кодексом другими нормативными правовыми актами регламентирован порядок и условия отбывания наказания. В ст. 99 этого же Кодекса установлены гарантии материально-технического обеспечения осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации. Уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки осужденным из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательном учреждении ФСИН в период отбывания наказания.

На основании вышеизложенного, суд считает требования административного истца не законными и необоснованными, а значит, не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Макеевского Павла Павловича к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 37 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю (ФКУ ЛИУ-37 ГУФСИН России по Красноярскому краю), Федеральному казенному профессиональному образовательному учреждению № 278 Федеральной службы исполнения наказания (ФКП образовательное учреждение №278), о признании незаконными действий по удержанию из пенсионных выплат, решения об отказе произвести социальную выплату и взыскании денежных сумм с ФКП образовательное учреждение №278, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Сосновоборский городской суд.

Председательствующий: М.О. Альбрант

2а-129/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Макеевский Павел Павлович
Ответчики
ОИК-40 ЛИУ-37 ФКУ ГУФСИН России
Другие
Министерство образования и науки Красноярского края
ФСИН РФ
Суд
Сосновоборский городской суд Красноярского края
Судья
Альбрант М.О.
Дело на сайте суда
sosnov.krk.sudrf.ru
25.11.2019Регистрация административного искового заявления
26.11.2019Передача материалов судье
28.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
16.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2020Судебное заседание
17.02.2020Судебное заседание
17.03.2020Судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
20.07.2020Судебное заседание
05.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
28.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее