Санкт-Петербургский городской суд
УИД: 78RS0011-01-2022-001164-87
Рег. №: 33-5502/2023 Судья: Васильева М.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего |
Мирошниковой Е.Н. |
судей |
Исаковой А.С., Байковой В.А. |
при секретаре |
Алсафове У.Н. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 ноября 2023 года по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело № 2-2894/2022 по иску Киришского городского прокурора Ленинградской области в защиту неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области об обязании совершить определенные действия
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., выслушав представителя истца Киришского городского прокурора – Амелькович Е.С., представителя ответчика Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – Ромашова Д.Р., действующего на основании доверенности №78-ЕФ-03/9752 от 06.07.2023 сроком по 31.12.2023, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А:
Киришский городской прокурор Ленинградской области обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области об обязании в срок до 31.12.2023совершить определенные действия в виде приведения объекта гражданской обороны – убежища 6591-47, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Кириши, ул. Пионерская, дом 3а, в надлежащее состояние в соответствии с требованиями к помещениям защитного сооружения гражданской обороны, указывая, что полномочия собственника в отношении защитного сооружения гражданской обороны – убежища 6591-47, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Кириши, ул. Пионерскаяа, дом 3а осуществляет МТУ Росимущества в Санкт – Петербурге и Ленинградской области, однако, помещения и системы жизнеобеспечения данного защитного сооружения требуют капитального ремонта, не готово к приему укрываемых, в связи с чем просит обязать ответчика в срок до 31 декабря 2023 года привести в соответствии с требованиям к помещениям защитного сооружения гражданской обороны убежище 6591-47.
Указанное заявление принято к производству суда 31.03.2022.
Заочным решением от 26.04.2022 Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга исковые требования удовлетворил.
Определением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 12.07.2022 заочное решение отменено по заявлению ответчика. Производство по делу возобновлено.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, конкретизировал виды работ, необходимые для приведения спорного объекта в надлежащее состояние до 31.12.2023 в соответствии с разделом II приказа МЧС России № 575 от 21.07.2005 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» и в окончательном виде требования иска были определены следующим образом: обеспечить герметизацию и гидроизоляцию всего ЗС ГО; обеспечить сохранность инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО; привести в исправное состояние и готовность к использованию по назначению инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО; обеспечить защиту ЗС ГО от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; провести окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в ЗС ГО; обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток; привести в технически исправное состояние емкость для запаса питьевой воды; обеспечить ЗС ГО открываемыми защитно-герметическими и герметическими воротами и двери подставками; установить дизельную электростанцию.
Ответчик против заявленного к нему иска возражал, указывая на то, что до получения искового заявления не знало о существовании спорного ЗС ГО. Порядок учета защитных сооружений гражданской обороны определен Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (ПЭЗСГО), утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583. Их учет ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, главных управлениях МЧС России по субъектам РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательным приложением к паспорту ЗС ГО являются планы поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Ответчик указывает, что к материалам дела приобщен документ – приложение №1 «Сведения о потребности в ЗС ГО на территории МО Киришский муниципальный район Ленинградской области с учетом требований постановления Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее – Сведения о потребности в ЗС ГО на территории Киришского района ЛО), согласно которому спорное ЗС ГО было создано и поставлено на учет МП «Жилищное хозяйство». Согласно паспорту ЗС ГО – спорный объект принадлежит МУП Жилищного хозяйства. МП «Жилищное хозяйство» или местные органы власти не сообщили в адрес МТУ Росимущества, что создали и поставили на учет защитное сооружение гражданской обороны. В соответствии с Федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по организации гражданкой обороны населения, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны, на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют их уполномоченные органы исполнительной власти. Ответчик полагает, что обязанность по содержанию ЗС ГО в силу закона возложена на администрацию муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области. Полномочия Росимущества определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432. В полномочиях как Росимущества, так и МТУ Росимущества отсутствует обязанность по обеспечению гражданской обороны населения на территории субъекта РФ, в том числе поддержания ЗС ГО в готовности к приему укрываемых. МТУ Росимущества в рамках полномочий по осуществлению контроля за использованием федерального имущества может быть установлен факт состоянии ЗС ГО, находящегося в федеральной собственности, как сооружения (помещения), подвергшегося разрушению, либо находящегося в неудовлетворительном (удовлетворительном) состоянии. Установление факта о готовности ЗС ГО к приему укрываемых к полномочиям МТУ Росимущества не относится. Закон № 28-ФЗ определяет обязанность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по созданию и поддержанию ЗС ГО в состоянии постоянной готовности (ст.8). Следовательно вопросы защиты и здоровья граждан, проживающих на территории административно-территориальных образований, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций являются расходными обязательствами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и не относятся с компетенции Росимущества и его территориальных органов.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25.10.2022 суд обязал МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в срок до 31.12.2023 привести помещение защитного сооружения гражданской обороны –убежище № 6591-47, расположенное по адресу: Ленинградская область, г. Кириши, ул. Пионерская, дом 3А в соответствии с нормативными требованиями, а именно: обеспечить герметизацию и гидроизоляцию всего ЗС ГО; обеспечить сохранность инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО; привести в исправное состояние и готовность к использованию по назначению инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО; обеспечить защиту ЗС ГО от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; провести окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в ЗС ГО; обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток; привести в технически исправное состояние емкость для запаса питьевой воды; обеспечить ЗС ГО открываемыми защитно-герметическими и герметическими воротами и двери подставками; установить дизельную электростанцию (т.1 л.д.160-167).
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное решение, принять по делу новый судебный акт (т.1 л.д.173-177). Заявитель указывает, что ЗС ГО не находится в федеральной собственности, мотивировочная часть решения содержит противоречивые выводы. В законодательстве отсутствует норма, согласно которой ЗС ГО могут относиться исключительно к федеральной собственности. В решении не отражен вопрос о текущем имущественно-правовом статусе спорных объектов в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), их учете как вторичных объектов недвижимости в составе зданий, поставленных на кадастровый учет первичными объектами недвижимости. Согласно выписке из ЕГРН от 26.09.2022 № 99/2022/496129907, приобщенной МТУ Росимущества, на кадастровый учет поставлено здание, общей площадью 2025,7 кв.м, с кадастровым номером № 47:27:072009:113, расположенное по адресу: Киришский район, г.Кириши, ул.Пионерская, д.3А (далее Здание), состоящее из 4 этажей, в том числе 1 подземный, право собственности на которое зарегистрировано за муниципальным образованием Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области (собственность № 47-78-19/032/2007-097 от 30.10.2007). В соответствии с планом подвала, представленном в акте осмотра от 24.10.2022 № 47.10-22/АО встроенное в Здание ЗС ГО полностью занимает подвал и составляет 400 кв.м, что соответствует характеристикам ЗС ГО, содержащимся в паспорте ЗС ГО и акте инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО от 10.08.2018. Иных встроенных помещений за пределами подвала не расположено. Таким образом, право собственности и хозяйственного ведения зарегистрировано на весь объем Здания, в том числе, на ЗС ГО. Соответственно, ЗС ГО вошло в собственность муниципального образования. Судом не исследовался вопрос относительно возможности в силу ст.210 ГК РФ делегирования собственником обязанности содержания своего имущества на других лиц. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне регионального уровня является расходным обязательством соответствующего муниципального образования, что подтверждается ст.18 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Судом не учтено, что в настоящий момент проводится разграничение права собственности на ЗС ГО. Так, во исполнение поручения Президента РФ от 11.10.2022 № Пр-1918, в целях обеспечения реализации органами местного самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по подготовке к защите и по защите населения на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, высшие должностные лица субъектов РФ должны в срок до 26.11.2022 утвердить перечень защитных сооружений, созданных до 21.01.1992, независимо от отсутствия в отношении части объектов государственной регистрации права собственности РФ и их ненормативного технического состояния, подлежащих передаче в собственность субъектов РФ и муниципальных образований. Оформление права собственности на защитные сооружения гражданской обороны органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований должны обеспечить до ноября 2023 года. Обращено особое внимание на передачу в собственность субъектов РФ и муниципальных образований максимального количества объектов гражданской обороны по их настоящему техническому состоянию. В случае отказов в принятии объектов как невостребованных в укрытии населения в регионах, исполнительным органам субъектов РФ надлежит обосновывать отсутствие такой потребности в отношении каждого конкретного объекта, с приложением обоснований к направленным в Росимущество утвержденным перечням. МО не обращалось в МТУ Росимущества по вопросу передачи ЗС ГО в собственность МО, несмотря на потребность предприятия в данных объектах, из чего можно сделать вывод, что и Российская Федерация и МО полагали ЗС ГО уже находящимся в собственности МО в составе Здания, права на которые зарегистрированы в ЕГРН.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы ответчиком заявлено ходатайство о принятии дополнительного доказательства – перечня защитных сооружений гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до 21.01.1992, необходимых для осуществления органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность Ленинградской области или муниципальных образований Ленинградской области (т.1 л.д.245,250, т.2 л.д.1-25), в котором указано также спорное ЗС ГО (т.2 л.д.18).
Истцом представлены возражения на поданную апелляционную жалобу (т.2 л.д.49-52, 118-124).
Судебной коллегией в судебном заседании 20.06.2023 принято решение (протокольное определение) о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Киришского Муниципального района, которая представила отзыв на иск (т.2 л.д.74).
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции истец требования не уточнял.
Третьи лица: МП Жилищное хозяйство МО Киришское городское поселение Киришского Муниципального района ЛО, Администрация МО Киришского муниципального района ЛО, ГУ МЧС РФ по ЛО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия постановила о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся без уважительных причин лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, согласно акту инвентаризации, оценки, содержания и использования защитного сооружения ГО от 10.08.2018 комиссия проверила наличие и оценила готовность к использованию по предназначению защитного сооружения ГО (ПРУ), расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Кириши, ул. Пионерская, дом 3а, по результатам которого установила, что помещение и системы жизнеобеспечения ЗС ГО (ПРУ) требуют капитального ремонта ЗС ГО (ПРУ), не готово к приему укрываемых.
В соответствии со статьями 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций РФ от 15.12.2002 N 583, статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт на спорный объект изготовлен в 1984 году (л.д. 47-53).
Доводы ответчика со ссылками на положения Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.199 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» о том, что обязанность по поддержанию состояния защитных сооружений гражданской обороны возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, по мнению коллегии, являются обоснованными.
Так, Поручением Президента Российской Федерации от 11.10.2022 № Пр-1918, в целях обеспечения реализации органами местного самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по подготовке к защите и по защите населения на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, высшие должностные лица субъектов РФ должны в срок до 26.11.2022 утвердить перечень защитных сооружений, созданных до 21.01.1992, независимо от отсутствия в отношении части объектов государственной регистрации права собственности РФ и их ненормативного технического состояния, подлежащих передаче в собственность субъектов РФ и муниципальных образований.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации составлен, утвержден МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (06.03.2023), Губернатором Ленинградской области (24.11.2022) и согласован с ГУ МЧС России по ленинградской области (06.03.2023) перечень защитных сооружений гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до 21.01.1992, необходимых для осуществления органами исполнительной влачти Ленинградской области и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность Ленинградской области или муниципальных образований.
Согласно данному перечню защитное сооружение по адресу: расположенное по адресу: Киришский район, г.Кириши, ул.Пионерская, д.3А, передано в Киришский муниципальный район Ленинградской области.
Таким образом, лицом, ответственным за надлежащее состояние спорного объекта гражданской обороны, является администрация муниципального образования.
При таком положении, решение суда об удовлетворении требований к МТУ Росимущество в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, подлежит отмене с отказом в иске. К другому ответчику настоящий иск в рамках рассмотрения настоящего дела, не заявлялся.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 октября 2022 года - отменить. В удовлетворении требований МТУ Росимущество в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – отказать.
Председательствующий: Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено: 26.12.2023