Решение по делу № 2-3089/2021 от 04.02.2021

УИД-78RS0023-01-2021-000913-91

Дело № 2-3089/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2021 г.                            Санкт-Петербург

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Мотовой М.А.,

При помощнике Усовицкой А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филимоновой Светланы Алексеевны к ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу о включении спорных периодов в страховой стаж, перерасчете пенсии, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

    Истец обратилась в суд с иском к ответчику в вышеуказанной формулировке. В обоснование завяленных требований указала, что 26.11.2018 г. обратилась к ответчику с заявлением о заблаговременной работе в целях назначения страховой пенсии по старости на основании ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях». Для подтверждения оснований назначения пенсии ответчиком были сделаны запросы в Государственный архив г. Балхаш о предоставлении справки о заработной плате за период работы с 02.12.1985 г. по 30.11.1992 г. в Балхашском горторге и от 04.12.2018 г. в АО «Дубровское» о предоставлении справки о заработное плате и стаже за период с 22.01.1996 г. по 13.08.2004 г. Ответ на запрос из г. Балхаш, содержащий сведения о заработное плате и стаже истца поступил ответчику 19.02.2019 г., из АО «Дубровское» ответ поступил 18.02.2019 г. 27.01.2020 г. ответчик направил запрос в Государственный архив г. Балхаш о предоставлении справки о стаже и заработной плате истца за период работы в «Предприятии торговли и питания» оптово-розничного объединения «Ер-Канат» с 30.11.1992 г. по 05.07.1993 г. Истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 13.02.2020 г. 13.02.2020 г. ответчик направил повторные запросы в г. Балхаш и АО «Дубровское» для подтверждения стажа и заработной платы истца в связи с расхождением сведений, содержащихся в документах истца. ПО мнению истца, оснований для повторного запроса документов не имелось, поскольку в представленных ею в феврале 2020 г. документах и в документах, пришедших ответчику по запросам, расхождений не имелось. 27.03.2020 г. ответчик принял решение о назначении истцу страховой пенсии с 11.03.2020 г. на основании справки от 21.01.2019 г., т.е. без учета периода работы в г. Балхаш и в ТД «Ер-Канат». В период с 11.03.2020 г. по 01.08.2020 г. истец ежемесячно получала пенсию в размере 10 190 рублей 52 копейки. В ноябре 2020 г. истец обралась в прокуратуру района, полагая нарушенными свои пенсионные права. После проведения проверки ответчик произвел перерасчет пенсии истца, с учетом справки от 21.01.2019 г. Размер пенсии составил 11 688 рублей 94 копейки. Истец указывает, что в период с марта по август 2020 г. ей недоплачивали пенсию в размере 1 498 рублей 42 копейки, а всего недоплатили 8 870 рублей 32 копейки, которые просит взыскать с ответчика, обязав произвести перерасчет выплат пенсии с учетом спорных периодов. Истец указывает, что действиями ответчика ей были причинены моральные страдания, в связи с чем просит взыскать с компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей. Также истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов.

    В порядке ст. 39 ГПК РФ истцом изменены заявленные требования в части размера взыскиваемой суммы, размер которой был снижен до 6 221 рубля 42 копеек; в остальной части исковые требования оставлены без изменения

    Определением суда от 27.07.2021 г. произведена замена ответчика Управление Пенсионного фонда РФ во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга на надлежащего ответчика Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в связи с прекращением с 23.06.2021 г. деятельности Управления путем реорганизации в форме присоединения

В судебное заседание истец Филимонова С.А. явилась, исковые требования поддержала.

    Ответчик: представитель Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать.

    Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

    Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня). Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Кроме того, приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н. Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Согласно положениям части 12 статьи 10 Федерального закона № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросами назначения и выплаты пенсий», граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах пенсионного фонда РФ по месту жительства или работы по своим обращениям сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста.

Из разъяснений, Содержащихся в Письме Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 26.12.2018 г. № 21-0/10/В-10543, следует, что статус предпенсионера будет определяться по данным, имеющимся в распоряжении пенсионного фонда РФ по состоянию на дату, на которую предоставляются сведения. В случае отсутствия в пенсионном фонде РФ соответствующих сведений гражданин будет информироваться об указанном факте, а также о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и возможности его дополнения (уточнения) в порядке, установленном Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Следовательно, любое обращение в территориальный орган пенсионного фонда РФ предпенсионера, не имеющего требуемой продолжительности стажа на соответствующем виде работ, будет рассматриваться как основание для проведения заблаговременной работы по обеспечению полноты и достоверности сведений о его пенсионных правах, необходимых для своевременного назначения пенсии.

    ИЗ материалов дела следует, что 26.11.2018 г. Филимонова С.А. обратилась к ответчику с заявлением о проведении заблаговременном работы по обеспечению полноты и достоверности сведений о ее пенсионных правах. К заявлению истцом были приложены трудовая книжка, свидетельство о регистрации брака, свидетельство о рождении ребенка, диплом об окончании ПТУ, диплом об окончании техникума, архивная справка периоде работы и заработной плате № Ф-111 от 27.01.2012 г.

    По результатам проверки указанных документов ответчиком было принято решение о направлении дополнительных запросов:

-№ 12-22-04/26276 от 04.12.2018 г. в АО «Дубровское» для подтверждения стажа работы и заработной платы истца. 18.02.2019 г. в адрес пенсионного органа поступил ответ на запрос - справка № 59 от 24.12.2018 г. о заработной плате истца и периоде ее работы в АО «Дубровское»;

-№ 12-22-04/16139 от 03.12.2018 г. в Государственный архив г. Балхаш для подтверждения стажа работы и заработной платы. 19.02.2019 г. в адрес пенсионного органа пришел ответ на данный запрос - архивная справка № С-24Юл от 21.01.2019 г. о заработной плате истца и стаже ее работы в Балхашском горторге.

    13.02.2020 г. истец Филимонова С.А., по достижении пенсионного возраста, обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии на основании ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», при этом ею были представлены справки из Государственного архива г.Балхаш, подтверждающие периоды работы и стаж истца.

    ИЗ материалов пенсионного дела следует, что 13.02.2020 г. ответчик направил повторный запрос в Государственный архив г. Балхаш с целью подтверждения справок, представленных истцом 13.02.2020 г.

20.02.2020 г. ответчик направил в Государственный архив г. Балхаш запрос с целью подтверждения заработной платы за февраль 1990 г.,

10.03.2020 г. ответчик направил в Государственный архив г. Балхаш повторный запрос.

27.03.2020 г. УПФ РФ во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга было принято решение о назначении истцу Филимоновой С.А. пенсии из имеющихся в распоряжении сведений о заработной плате за 1992-1993 г., 1996 г., а также 1998-2001 г., без учета периода ее работы с 1986 по 1992 г. Расчетный размер трудовой пенсии исчислен из общего трудового стажа, равного 11 годам 7 месяцам 15 дням, вариант учета заработной платы за 2000-2001 г.г., соотношение заработной 0,954. При этом архивная справка № Ф-111 от 27.01.2012 г., представленная истцом при заблаговременном обращении в пенсионный орган 26.11.2018 г., а также архивная справка № С-24Юл от 21.01.2019 г., подтверждающие размер заработной платы истца, в том числе за спорный февраль 1990 г., ответчиком учтены не были.

    В период с 11.03.2020 г. по 01.09.2020 г. размер пенсии истца составлял 10 190 рублей 52 копейки, в том числе фиксированная выплата 5 686 рублей 25 копеек.

    01.09.2020 г. с учетом поступивших сведений из Государственного архива г. Балхаш от 08.09.2020 г., которые подтвердили достоверность сведений, содержащихся в справке истца от 27.01.2012 г. № Ф-111, представленной ею еще 26.11.2018 г. при заблаговременном обращении о пенсионных правах, пенсионный орган включил в стаж истца периоды работы с 02.12.1985 г. по 30.11.1992 г. в Балхашинском горторге и с 30.11.1992 г. по 05.07.1992 г. в Торговом Доме «Ер-Канат», при этом общий трудовой стаж истца составил 13 лет 14 дней, для расчета пенсии учтена заработная плата за период с 1988 г. по 1992 г., соотношение заработков составило 1, 42, размер пенсии истца с 01.09.2020 г. составил 11 668 рублей 94 копейки.

    Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что на момент принятия решения о назначении истцу Филимоновой С.А. пенсии (март 2020 г.) ответчик обладал достаточным количеством достоверных доказательств, подтверждающих стаж и размер заработной платы истца Филимоновой С.А. за период с 1998 по 1992 г.г. (работа в Балхашском горторге и в ТД «Ер-Канат»), необходимые для правильного исчислении пенсии однако, принимая решение о назначении истцу пенсии, а впоследствии производя ее перерасчет, не учел всей совокупности имеющихся сведений, что привело к недоплате истцу пенсии за период с 11.03.2020 г. по 01.09.2020 г., в размере 8 507 рублей 15 копеек (1 478 рублей 42 копейки ежемесячно х 5 месяцев).

    Из пояснений сторон следует, что 22.12.2020 г. ответчик перечислил истцу в счет возмещения недоплаты пенсии 2 172 рубля 18 копеек.

    Из пояснений истца следует, что в июне 2021 г., ответчик произвел ей выплату оставшейся части невыплаченной пенсии в размере 6 221 рубль 42 копейки.

    Таким образом, на момент рассмотрения дела по существу, требования истца о включении спорных периодов в стаж работы и о взыскании недоплаты пенсии за период с марта по сентябрь 2020 г., исполнены ответчиком в добровольном порядке, вследствие чего исковые требования Филимоновой С.А. в данной части удовлетворению не подлежат.

    В объеме заявленных требований истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

В силу п. п. 1 - 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 указанного Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснено, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется (п. 31 Постановления).

Таким образом, оснований для удовлетворения требований Филимоновой С.А. о взыскании компенсации морального вреда не имеется и исковые требования в этой части также удовлетворению не подлежат.

Требования Филимоновой С.А. о взыскании судебных расходов судом отклоняются, поскольку состав указанных расходов и их размер истцом не конкретизированы, а доказательства, подтверждающие несение ею каких-либо судебных расходов, не представлены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Филимоновой Светланы Алексеевны к ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу о включении спорных периодов в страховой стаж, перерасчете пенсии, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда и судебных расходов – оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Копия верна:

Судья:                        М.А. Мотова

Решение в окончательной форме принято 27.07.2021 г.

2-3089/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Филимонова Светлана Александровна
Ответчики
УПФР во Фрунзенском р-не СПб
Суд
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Мотова Марина Александровна
Дело на сайте суда
frn.spb.sudrf.ru
04.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2021Передача материалов судье
08.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.03.2021Предварительное судебное заседание
29.04.2021Судебное заседание
27.05.2021Судебное заседание
27.07.2021Судебное заседание
27.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее