Дело № 33-14527/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Екатеринбург 05.10.2021
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковелина Д.Е.,
судей Седых Е.Г., Фефеловой З.С.,
при ведении протокола помощником судьи Весовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1-162/2021 по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах к муниципальному унитарному предприятию «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск», Администрации городского округа Красноуфимск о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства,
по апелляционным жалобам ответчиков на решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 13.04.2021.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения представителя ответчика МУП «Горкомхоз» МО г. Красноуфимск Долговой О.Д., судебная коллегия
установила:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах обратился в суд с иском к МУП «Горкомхоз МО г. Красноуфимск, Администрации городского округа Красноуфимск о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе надзорной деятельности Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах в 2019-2020 годах по результатам лабораторного контроля качества питьевой холодной воды перед подачей в сеть и в распределительной сети (по среднему содержанию веществ) выявлено, что по итогам 2019 года отмечалось превышение гигиенических нормативов по следующим санитарно-химическим и микробиологическим показателям:
- водопровод «Химчистка» - мутность – 14,3 ЕМФ (при норме не более 2,6 ЕМФ), общие колиформные бактерии (ОКБ) – 7,2 бакт. в 100 мл. (при норме – отсутствие), термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) – 3,1 бакт. в 100 мл. (при норме отсутствие);
- водопровод «Межевая» - жесткость общая – 13,6 мг-экв/дм3 (при норме не более 7,0 мг экв/дм3), общая минерализация – 1147,4мг/дм3 (при норме не более 1000,0мг/дм3);
- водопровод «Лыжная база» - жесткость общая – 8,1 мг-экв/дм3 (при норме не более 7,0 мг-экв/дм3);
- водопровод «Горняк» - общие колиформные бактерии (ОКБ) – 1,4 бакт. в 100 мл. (при норме – отсутствие).
По итогам 2020 года выявлено, что по результатам лабораторного контроля качества питьевой холодной воды перед подачей в сеть и в распределительной сети (по среднему содержанию веществ) отмечается превышение гигиенических нормативов по следующим санитарно-химическим и микробиологическим показателям:
- водопровод «Межевая» (Скважины: № 7398 – окраина деревни Межевая, № 8300 – д. Межевая) – жесткость общая – 14,7 мг-экв/дм3 (при норме не более 7,0 мг экв/дм3), общая минерализация – 1148 мг/дм3 (при норме не более 1000,0 мг/дм3);
- водопровод «Горняк» - общие колиформные бактерии (ОКБ) – 0,1 бакт. в 100 мл. (при норме – отсутствие);
- водопровод «Лыжная база» - общие колиформные бактерии (ОКБ) – 0,1 бакт. в 100 мл. (при норме – отсутствие); термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) – 0,1 бакт. в 100 мл (при норме – отсутствие);
- водопровод «Химчистка» - мутность – 10,2 ЕМФ (при норме – не более 2,6 ЕМФ).
Изложив указанные обстоятельства, истец утверждал, что население г. Красноуфимска использует питьевую воду для нужд хозяйственно-питьевого водоснабжения указанных водопроводов, качество которой в точках контроля перед подачей в сеть и в распределительной сети, не соответствует требованиям санитарных правил и норм.
Решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 13.04.2021 исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Администрации ГО Красноуфимск по непринятию мер по разработке и утверждению технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными нормативами в ГО Красноуфимск и ненаправлению указанного технического задания в МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск», осуществляющее холодное водоснабжение в населенных пунктах ГО Красноуфимск; по неразмещению сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам, на официальном сайте Администрации ГО Красноуфимск и планах мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствии с установленными требованиями.
Возложена обязанность на Администрацию ГО Красноуфимск разработать и утвердить техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы с включением мероприятий по приведению качества питьевой воды, подаваемой из водопроводов «Химчистка», «Межевая», «Лыжная база», «Горняк» расположенных в населенных пунктах ГО Красноуфимск Свердловской области в соответствии с установленными требованиями таблиц 3.1, 3.3, 3.5 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и направить указанное техническое задание в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение на территории ГО Красноуфимск – МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск», установив срок исполнения – один месяц с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Возложена обязанность на МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск» устранить выявленные нарушения качества питьевой воды в населенных пунктах ГО Красноуфимск и исполнить обязательство в натуре, а именно: принять меры по обеспечению качества питьевой воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям в населенных пунктах ГО Красноуфимск, в соответствии с планом мероприятий по приведению качества питьевой воды.
Возложена обязанность на Администрацию ГО Красноуфимск размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории ГО Красноуфимск, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов не реже одного раза в год.
Возложена обязанность на Администрацию ГО Красноуфимск в случае получения уведомления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, если средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды до 01 марта очередного года вносить изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, и направлять указанное техническое задание в МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск», осуществляющего холодное водоснабжение в населенных пунктах ГО Красноуфимск.
Возложена обязанность на МУП «Горкомхоз МО «г. Красноуфимск» в случае получения технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, в течение трех месяцев с момента получения вышеуказанного технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах в срок до 01 июля очередного года.
Взыскана с МУП «Горкомхоз МО г. Красноуфимск в доход государства государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ответчики обратились с апелляционными жалобами.
Администрация ГО Красноуфимск в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять новое решение. Указано, что Администрацией городского округа принимаются все возможные меры по устранению факторов, отрицательно влияющих на качество питьевого водоснабжения, в том числе и мероприятия по реконструкции системы водоснабжения. Но ограниченность бюджетных средств городского округа не позволяет единовременно устранить все факторы, отрицательно сказывающиеся на качестве питьевой воды. В судебном заседании установлен факт положительной динамики показателей качества питьевой воды в течение трех последних лет. Вывод суда относительно бездействия ответчиков в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в части обеспечения населения городского округа питьевой водой надлежащего качества, считают безосновательным и не соответствующим действительности. Судом не принято во внимание, что закон не устанавливает обязанности субъекта разрабатывать инвестиционные программы, а предполагает её разработку и утверждение как один из способов реализации планируемых мероприятий. Также судом не принято во внимание, что утверждение инвестиционной программы повлечет увеличение тарифа для абонентов, жителей ГО Красноуфимск. Поскольку качество питьевой воды возможно улучшить посредством проведения текущих мероприятий по содержанию системы водоснабжения, поэтому считают разработку и утверждение инвестиционной программы наименее приемлемой и экономически целесообразной на территории ГО Красноуфимск.
МУП «Горкомхоз» в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указано, что истцом не приведены доказательства противоправных действий МУП «Горкомхоз» в отношении неопределенного круга лиц, право которых нарушено, а также нарушение требований санитарного законодательства, судом не установлено, в чем выражается бездействие МУП «ГКХ». Исходя из утвержденного порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, первичным действием для разработки или корректировки инвестиционной программы является техническое задание, разработанное и утвержденное органом местного самоуправления. Поскольку установлено, что Администрацией ГО Красноуфимск до настоящего времени не разработано техническое задание, предусмотренное Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641, поэтому совершить действия по внесению изменений в отсутствующее техническое задание не возможно. Указывают на невозможность исполнения решения суда по разработке и утверждению технического задания на разработку и корректировку инвестиционной программы в срок, установленный судом. Судом не принят во внимание тот факт, что разработка и утверждение инвестиционной программы не является обязательным требованием для проведения мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Горкомхоз» Долгова О.Д. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда.
Представители истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, ответчика Администрации ГО Красноуфимск, третьего лица Управления муниципальным имуществом ГО Красноуфимск в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела.
Кроме того, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения 01.09.2021 в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб на интернет-сайте Свердловского областного суда.
Принимая во внимание надлежащее и своевременное извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области проверки в отношении Администрации ГО Красноуфимск составлен протокол об административном правонарушении № 483/2020-23 от 25.09.2020 по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в связи с тем, что выявлены нарушения п. 6 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», а именно: по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля качества воды зарегистрировано несоответствие средних уровней показателей проб воды, отобранных в течение 2018 и 2019 годов, нормативам качества воды. В связи с чем в адрес Администрации ГО Красноуфимск направлялись соответствующие уведомления № 66-07-03-01/13-212-2019 от 31.01.2019 и № 66-07-03-01/13-274-2020 от 31.01.2020. Администрацией ГО Красноуфимск не были выполнены требования Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в частности, при получении по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды в 2018, 2019 годах уведомлений о несоответствии средних уровней показателей проб питьевой воды, отобранных в течение календарного года, нормативам качества питьевой воды, не внесены изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы, в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями (утвержденные и согласованные инвестиционные программы, технические задания на разработку или корректировку инвестиционных программ в части мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствии с установленными требованиями на 2018-2020 годы не представлены).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением начальника Красноуфимского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области № 70 от 02.12.2020 Администрация ГО Красноуфимск признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа. Постановление вступило в законную силу.
Из материалов дела следует, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах в адрес администрации ГО Красноуфимск направлено уведомление № 66-07-03-01/13-442-2021 от 28.01.2021 о внесении изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствие с установленными требованиями, о разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствии с установленными требованиями, согласовании вышеуказанного плана мероприятий с Красноуфимским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в срок до 01.03.2021, включении плана в состав инвестиционной программы, информировании Красноуфимского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области о реализации мероприятий по приведению качества питьевой воды с установленными требованиями в срок до 01.03.2021, 30.11.2021.
Указанное уведомление до настоящего времени не исполнено.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (пункт 3 статьи 1).
Понятие «инвестиционная программа» дается в п. 8 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); согласование вывода объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации (п. 3); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (п. 4); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные указанным Федеральным законом (п. 10).
В соответствии со статьей 23 указанного Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч. 2).
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (часть 4).
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (часть 5).
В случае получения указанного в части 5 данной статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (часть 6).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 данной статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (часть 7).
Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации (часть 8).
На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды (часть 9).
Ссылаясь на положения ст.ст. 37-40 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», суд правильно исходил из того, что организация развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения предусматривается на плановой программной основе, подразумевающей техническое обследование централизованных систем водоотведения, разработку схем водоснабжения ми водоотведения в соответствии с документами территориального планирования, определение плановых и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности и разработки на их основе инвестиционных программ в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды (пункт 4).
Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций (пункт 10).
Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ (с учетом особенностей разработки, согласования, утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, и содержания таких программ), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11).
Согласно утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 Правилам разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа) (п. 6 Правил).
Разрешая спор, применив вышеприведенные нормы материального права, установив, что администрацией ГО Красноуфимск до настоящего времени не разработано техническое задание, не внесены изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды, не включен план мероприятий по приведению качества питьевой воды в состав инвестиционной программы, а МУП «Горкомхоз» до настоящего времени не разработан план мероприятий по приведению качества питьевой воды, указанный план не согласован с Красноуфимским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, не проинформирован Красноуфимский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области о реализации мероприятий по приведению качества питьевой воды, суд пришел к выводу о том, что со стороны ответчиков допускается бездействие в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в части обеспечения населения ГО Красноуфимск питьевой водой надлежащего качества, поэтому на ответчиков должны быть возложены обязанности в соответствии с вышеприведенными требованиями федерального законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценки в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков не опровергают правильности выводов суда.
Доводы жалоб ответчиков, выразившиеся в несогласии с выводами суда о бездействии ответчиков в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в части обеспечения населения городского округа питьевой водой надлежащего качества, являются несостоятельными. В силу действующего законодательства ответчики обязаны организовывать водоснабжение населения питьевой водой, отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Установленные по делу обстоятельства, несмотря на предоставление субсидий из бюджета городского округа на проведение замены сети холодного водоснабжения, заключение 01.10.2020 контракта КМКУ «Служба Единого заказчика» на проектирование строительства нового водозабора и разводящих от него сетей, участие муниципального образования в Федеральной программе «Чистая вода», свидетельствуют о том, что принятие данных мер является недостаточным, действенных мер со стороны ответчиков, направленных на недопущение снабжения населения питьевой водой надлежащего качества в соответствии с предъявляемыми санитарно-эпидемиологическими требованиями, не принимается.
Вопреки доводам апелляционной жалобы администрации, наличие положительной динамики показателей качества питьевой воды в течение трех последних лет, не свидетельствует о том, что в результате предпринимаемых ответчиками действий подаваемая истцам вода отвечает предъявляемым санитарно-техническим требованиям.
Доводы жалоб ответчиков о том, что разработка и утверждение инвестиционной программы не является обязательным требованием для проведения мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, основаны на неверном толковании норм материального права. Разработка инвестиционных программ, их корректировка предусмотрена федеральным законодательством, а именно Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также утвержденными в соответствии с указанным Федеральным законом постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение».
Исходя из положений приведенных нормативных актов следует, что орган местного самоуправления в случае получения от территориального органа Роспотребнадзора уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды средних уровней показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, до 1 марта очередного года обязан внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (п. 6 ст. 23 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (п. 7 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в адрес администрации городского округа Красноуфимск направлено уведомление № 66-07-03-01/13-442-2021 от 28.01.2021 о внесении изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствие с установленными требованиями, о разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, в соответствии с установленными требованиями, согласовании вышеуказанного плана мероприятий с Красноуфимским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в срок до 01.03.2021, включении плана в состав инвестиционной программы.
Несмотря на императивные положения п. 6 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ об обязанности органа местного самоуправления внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы, после получения соответствующего уведомления от Территориального органа Роспотребнадзора, как установлено судом, такие мероприятия ответчиком не выполняются в нарушение действующего законодательства.
Доводы жалобы администрации об увеличении тарифов для абонентов в случае утверждения инвестиционной программы, не могут служить основанием для освобождения ответчиков от исполнения обязанностей, предусмотренных законом. Непринятие действенных мер по обеспечению соответствия качества питьевой воды нарушает действующее законодательство, создает угрозу безопасности неопределенному кругу лиц.
Довод апелляционной жалобы администрации городского округа об ограниченности бюджетных средств, правового значения не имеет, на правильность постановленного судебного акта не влияет.
Отсутствие разработанного технического задания со стороны администрации городского округа, на что ссылается в своей жалобе МУП «Горкомхоз», не освобождает последнего от возложенной на него обязанности разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, поскольку такая обязанность возложена на МУП «Горкомхоз» в случае получения технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в указанной части.
Доводы жалобы МУП «Горкомхоз» в части несогласия с установленным судом сроком исполнения решения суда не являются основанием для отмены или изменения решения. В соответствии с положениями норм процессуального законодательства ответчик не лишен права на подачу заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при условии представления надлежащих и достаточных доказательств совершения им всех возможных с его стороны действий по исполнению судебного акта в установленные законом сроки.
Все доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционных жалоб ответчиков отмене не подлежит.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 13.04.2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения.
Председательствующий: Д.Е. Ковелин
Судьи: Е.Г. Седых
З.С. Фефелова