УИД 48RS0001-01-2024-000742-20
Судья Старкова В.В. I инстанция - дело № 2-286/2024
Докладчик Москалёва Е.В. апел. инстанция - дело № 33-3023/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего судьи Москалёвой Е.В.,
судей Варнавской Э.А., Гребенщиковой Ю.А.,
с участием прокурора Лунина И.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Перфиловой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке апелляционную жалобу ответчика отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области на решение Левобережного районного суда города Липецка от 16 мая 2024 года, которым постановлено:
«Исковые требования Старцева Вячеслава Викторовича к отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области о взыскании убытков и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области (ИНН 4826004782 ОГРН 1024840838362) в пользу Старцева Вячеслава Викторовича (паспорт РФ №) убытки в размере 4733,82 руб.
В удовлетворении требований Старцева Вячеслава Викторовича к отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области о взыскании компенсации морального вреда в размере 20000 руб., обязании заключить с торговой организацией договор на приобретение для Старцева Вячеслава Викторовича системы с катетером для нефростомии отказать».
Заслушав доклад судьи Москалёвой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Старцев В.В. обратился с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области о взыскании убытков и компенсации морального вреда.
В обоснование требований указывал, что является инвалидом 1 группы, и по бессрочной индивидуальной программе реабилитации ему полагается система для нефростомии, а также иные приспособления, которые ранее выдавали с необходимой периодичностью. В ноябре 2023 года ему было отказано в их выдаче со ссылкой на то, что не заключен договор с поставщиком наприобретение средств реабилитации и разъяснено, что он может получить сертификат для частичной оплаты товара, а после приобретения системы, ему возместят оставшуюся стоимость товара. В ноябре 2023 года он приобрел систему с катетером для нефростомии, при покупке был зачтен сертификат, но оплата, которая была произведена за счет его личных средств в размере 4 733 руб. 82 коп., ему не возмещена. Также ему не выдано оборудование в марте 2024 года. Истец испытывает переживания, полагает, что ответчик должен компенсировать моральный вред за физические и нравственные страдания, которые он оценил в 20 000 руб. По изложенным основаниям просил взыскать с ответчика убытки в размере 4733 руб. 82 коп., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., также обязать ответчика заключить с торговой организацией договор на приобретение для него системы с катетером для нефростомии.
В судебном заседании истец Старцев В.В. поддержал исковые требования в полном объеме. Объяснил, что с марта 2024 года не может пройти плановое лечение в стационаре, поскольку не имеет системы с катетером для нефростомии (размер № 10), которая ему необходима для проведения лечения. При приобретении системы в сети интернет-магазина «Озон», его лечащий врач отказывается ему ее ставить, поскольку отсутствует гарантия качества. Возможно использование в лечении только систем, приобретенных в специализированных торговых предприятиях: ООО «Медлайн», Форпост-МЕД. Также истец объяснил, что ему сотрудником фонда при выдаче сертификата не было разъяснено, что при приобретении требуемого ему средства оплаченная им лично недостающая от размера электронного сертификата сумма не будет ему возвращена. Объяснил, что с ноября 2023 года ему не предоставлялись фондом требуемые средства реабилитации, несмотря на выделение, по его мнению, денежных средств на него также из бюджета. Истец ссылался, что проживает один, получает пенсию по инвалидности в размере 21 000 руб., имущества в собственности не имеет, и сумма в 4 733 руб. 82 коп. для него является значительной, поскольку средства реабилитации ему назначены пожизненно.
Представитель ответчика отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области по доверенности Фомина М.В. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что отделением не совершались действия, направленные на причинение истцу нравственных или физических страданий, также предприняло все имеющиеся в его распоряжении меры для обеспечения инвалида рекомендованными в ИПРА техническими средствами реабилитации. Также истцу были даны подробные разъяснения по использованию электронного сертификата. Объяснила, что до настоящего времени истцу не предоставлены средства реабилитации - система с катетером для нефростомии. Не отрицала, что отделение фонда в МСЭК по вопросу изменения средств реабилитации - системы с катетером для нефростомии на иное в отношении истца не обращалось.
Представитель третьего лица управления здравоохранения Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена.
В апелляционной жалобе представитель отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Старцев В.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Выслушав объяснения представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца, возражавшего против жалобы, заключение прокурора Лунина И.О., полагавшего жалобу не обоснованной, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Обеспечение инвалидов TCP носит заявительный характер и предполагает как непосредственное предоставление средств реабилитации в рамках заключенных государственных контрактов, так и возможность приобретения TCP с использованием электронного сертификата либо получение компенсации за самостоятельно приобретенные TCP. Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гражданин вправе воспользоваться одним из трех способов обеспечения TCP.
Обеспечение инвалидов TCP с помощью электронного сертификата осуществляется на основании Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата».
Максимальная цена единицы TCP в электронном сертификате определяется в соответствии с Правилами определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 678 «Об утверждении Правил определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации».
Согласно пункту 3 Правил определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года N 678, предельная стоимость единицы товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородных товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, информация о которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Старцев В.В. с 22 декабря 2020 года является инвалидом первой группы, что подтверждается справкой МСЭ-2019 №.
Истец поставлен на учет в Липецком региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, что подтверждается уведомлением № 250349 от 24 декабря 2020 года.
Из Индивидуальной программы реабилитации или абилитации (далее ИПРА) инвалида № 102.2.Э.48/2020 следует, что система с катетером для нефростомии в количестве 2 штук для реабилитации предоставляются Старцеву В.В. с 1 ноября 2020 года бессрочно.
Согласно ответу генерального директора ООО «Колопласт» от 12 февраля 2024 года на имя заместителя управляющего отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области в настоящее время отсутствует возможность поставки продукции система (с катетером) для нефростомии по независящим от ООО «Колопласт» обстоятельствам, а именно в связи с временными перебоями поставок указанного товара со стороны производителя.
Старцев В.В. 16 октября 2023 года подал ответчику заявление на обеспечение системой (с катетером) для нефростомии с помощью электронного сертификата. Заявление было рассмотрено в установленном порядке 19 октября 2023 года. Согласно действующей ИПРА Старцеву В.В. полагается 2 системы сроком на 3 месяца. Для определения стоимости электронного сертификата был взят Государственный контракт Отделения № 797 от 19 декабря 2022 года. Стоимость электронного сертификата составила 4 133 руб. 09 коп. за штуку, что подтверждается выпиской из реестра электронных сертификатов по состоянию на 28 ноября 2023 года (л.д. 47-48).
После доведения дополнительных ассигнований приказом № 53-ЭС от 22 ноября 2023 года была произведена оплата электронных сертификатов заявителя, о чем Старцеву В.В. направлено информационное письмо (л.д. 46) с выпиской из реестра электронных сертификатов.
По данным Отделения 25 ноября 2023 года электронный сертификат был Старцевым В.В. реализован.
Истцом 25 ноября 2023 года у ИП Даньшина В.Н. приобретена система с катетером для нефростомии в количестве 2 штук на сумму 13 000 руб., что подтверждается товарным чеком № РТ-2905 от 25 ноября 2023 года и кассовым чеком на сумму 13 000 руб. Оплата произведена наличными в сумме 4 733 руб. 82 коп. и через платежную систему в сумме 8266 руб. 18 коп. (электронный сертификат), что не оспаривалось в суде.
Как следует из пояснений представителя ответчика, система с катетером для нефростомии в продаже специализированных торговых предприятий имеется, но ее стоимость превышает размер, установленный ранее действовавшим государственным контрактом – 4133 руб. 09 коп. за 1 единицу (истцу требуется 2 единицы), включая электронный сертификат -8266 руб. 18 коп. за 2 единицы. Минимальная стоимость 1 единицы от 9 700 руб. Также ответчик в суде пояснил, что истец вправе приобрести требуемые средства реабилитации самостоятельно, использовав электронный сертификат, в размере 4133 руб. 09 коп. за 1 единицу, либо приобрести за личные средства с выплатой компенсации 5564 руб. 73 коп., которая ниже стоимости товара в розничной продаже.
Разрешая спор по существу, суд, учитывая, что истец, являясь инвалидом 1 группы, которому в соответствии с ИПР необходимы средства реабилитации - система с катетером для нефростомии (размер № 10) в количестве 2 единиц с 1 ноября 2020 года пожизненно и, имея право на ее получение в определенном количестве с определенной периодичностью за счет бюджетных средств, частично в размере 4733 руб. 82 коп. оплатил данные средства за счет личных денежных средств, то есть понес убытки, пришел к верному выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика денежной суммы в размере 4733 руб. 82 коп. ((стоимость одной приобретенной системы 6 500 руб. – стоимость по госконтракту 4133 руб. 09 коп.) ? 2), уплаченной за счет собственных средств при обретении средства реабилитации - системы с катетером для нефростомии (размер № 10) в количестве 2 единиц, подлежат удовлетворению.
Выводы суда по существу спора судебная коллегия считает правильными, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы в данной части не усматривает.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии у ответчика обязанности компенсировать полную стоимость приобретенных катетеров для нефростомии подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Доказательств возможности приобретения в ноябре 2023 года системы с катетером для нефростомии стоимостью 4133 руб. 09 коп. за 1 единицу, то есть в размере электронного сертификата, ответчиком не представлено.
Напротив, согласно представленным сведениям ООО «Медлайн» от 15 мая 2024 года стоимость системы с катетером для нефростомии (размер № 10) составляет от 9 700 руб. до 14 000 руб. В ООО «Форпост-мед» стоимость системы с катетером для нефростомии (размер № 10) под заказ составляет 7 000 руб. за единицу.
Довод стороны ответчика о разъяснении истцу вариантов обеспечения средством реабилитации согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами.
Поскольку ответчик, будучи обязанным предоставлять истцу указанные выше средства реабилитации в определенном количестве и с определенной периодичностью, не выполнил возложенные на него обязанности, то в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации у истца возникло право на возмещение понесенных убытков.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требования истца об обязании ответчика заключить с торговой организацией договор на приобретение для Старцева В.В. системы с катетером для нефростомии и о денежной компенсации морального вреда по доводам апелляционной жалобы ответчика не оспаривается.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение в соответствии с нормами материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Левобережного районного суда города Липецка от 16 мая 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 августа 2024 года.
Копия верна:
Судья:
Секретарь: