УИД 24RS0033-01-2020-003168-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 апреля 2021 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Князев А.А.,
при помощнике судьи Елистратове В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-467/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Красноярскому краю к Ламинской Е.С. о взыскании задолженности по налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная ИФНС России № 9 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ламинской Е.С. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 6 215 рублей и пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 26 руб. 57 коп., мотивируя тем, что ответчик состоит на учете в МИФНС России № 9 по Красноярскому краю в качестве налогоплательщика. 11 февраля 2019 года от налогового агента АО «Россельхозбанк» поступили сведения по форме 2-НДФЛ о неудержанной у Ламинской Е.С. сумме налога на доходы физических лиц с дохода, полученного в 2018 году. Сумма налога исходя и суммы дохода в размере 47 805 руб. составила 6 215 рублей. На основании п. 7 ст. 228 НК РФ налог подлежал уплате не позднее 01.12.2019. Ответчику направлено налоговое уведомление № от 27 июня 2019 года на уплату налога в срок до 02 декабря 2019 года. В соответствии со ст. 69 НК РФ ответчику направлено требование от 23.12.2019 №, которое не исполнено, что явилось основанием для начисления пени в размере 26,57 руб. 23 июня 2020 года мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа от 05 июня 2020 года в связи с поступившими возражениями от должника. Сумма задолженности в добровольном порядке административным ответчиком не погашена.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения иска уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В дополнение к иску указал, что получаемые потребителем неустойка и штрафы за нарушение условий договора являются доходами, на которых подлежит начислению налог. Сумма компенсации морального вреда, взыскиваемой решением суда, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Кроме того, указанный налог в размере 6 215 руб. был исчислен исходя из сведений представленных налоговым агентом АО «Россельхозбанк». При этом, налоговый орган не осуществляет камеральную проверку данной справки, поскольку у него отсутствует объективная возможность проверить правильность, обоснованность представленных сведений. Уточненных же сведений о размере дохода налоговый агент не предоставлял.
Административный ответчик Ламинская Е.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения иска уведомлена надлежащим образом. Просила о рассмотрении иска в ее отсутствие. В письменных возражениях исковые требования не признала, полагает, что взысканная решением суда сумма в размере платы за страхование 38 148 руб. как и компенсация морального вреда в размере 500 руб. не являются доходами и не подлежат налогообложению. Налог в размере 13% может быть исчислен только из взысканного штрафа в размере 9 662 руб.
Представитель заинтересованного лица АО «Россельхозбанк» в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения иска уведомлен надлежащим образом. В представленном отзыве пояснил, что решением мирового судьи от 26 сентября 2018 года с банка в пользу Ламинской Е.С. была взыскана плата за подключение к программе страхования в размере 38 148 руб., компенсация морального вреда в размере 500 руб., штраф 9 662 руб., а всего 48 310 руб., в связи с чем банком представлены в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ о полученном доходе и сумме исчисленного налога.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно статье 19 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В силу ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога на доходы физических лиц возлагается на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами, которые получили доход, как в денежной, так и в натуральной форме, также доход в виде материальной выгоды (статьи 207, 209 - 210 Налогового кодекса Российской Федерации), за исключением доходов, не подлежащих налогообложению (статья 217 Налогового кодекса Российской Федерации).
Виды доходов в денежной и в натуральной форме для целей налогообложения налога на доходы физических лиц поименованы в статье 208 Налогового кодекса Российской Федерации, виды доходов в виде материальной выгоды - в статье 212 Налогового кодекса Российской Федерации. Виды доходов, не подлежащих налогообложению, определены в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации. Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, является исчерпывающим.
Пунктом 1 статьи 207 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговая ставка устанавливается в следующих размерах: 13 процентов - если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях настоящей главы, если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 настоящей статьи, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений, с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить налог на доходы физических лиц.
Согласно пункту 5 статьи 226 Кодекса при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Согласно пункту 6 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае перечисления налога в более поздний срок по сравнению с предусмотренным.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества в порядке, установленном статьями 46, 47, 48 НК РФ (пункт 6 статьи 75 НК РФ).
В соответствии с п.5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с суммами налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа п.1 ст.48 НК РФ).
Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В то же время, согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что решением мирового судьи судебного участка № 75 в Свердловском районе г. Красноярска исковые требования КРОО по защите прав потребителя «Реализация Права» к АО «Россельхозбанк» удовлетворены: с банка в пользу Ламинской Е.С. взыскана плата за подключение к программе страхования в размере 38 148 руб., компенсация морального вреда в размере 500 руб., штраф 9 662 руб., а всего 48 310 руб. Решение вступило в законную силу. Согласно платежному поручению от 27 декабря 2018 года АО «Россельхозбанк» перечислил Ламинской Е.С. 48 310 руб. по исполнительному листу.
Налоговый агент АО «Россельхозбанк» представило в налоговый оран справку формы 2-НДФЛ о полученном Ламинской Е.С. доходе за 2018 год в размере 47 810 руб. и исчисленном налоге на сумму 6 215 руб.
По состоянию на 23 декабря 2019 года ИФНС России № 9 по Красноярскому краю в соответствии со ст. 69 НК РФ составлено требование № об уплате налога для добровольного исполнения в срок до 24 января 2020 года, которое 26.12.2019 направлено через личный кабинет налогоплательщику для добровольного исполнения.
Вместе с тем, по истечению указанного срока Ламинской Е.С. обязанность по уплате налога не исполнена, что послужило основанием для обращения Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю в установленный ст. 48 НК РФ срок к мировому судье судебного участка № 151 в г. Лесосибирске Красноярского края с заявлением о выдаче судебного приказа.
На основании заявления Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю мировым судьей 05 июня 20220 года выдан судебный приказ, который определением мирового судьи от 23 июня 2020 года отменен в связи с поступившими возражениями от Ламинской Е.С.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю с указанным административным исковым заявлением в суд.
Начало течения срока определено законодателем днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что судебный приказ мировым судьей отменен 23 июня 2020 года, в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей административный истец обратился 22 декабря 2020 года, то есть в установленный действующим законодательством срок.
Вместе с тем, согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Доходы, не подлежащие налогообложению, приведены в статье 217 НК РФ.
Производимые гражданам выплаты неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей не освобождаются от налогообложения. Выплачиваемая гражданину денежная компенсация морального вреда налогом не облагается.
Поскольку суммы неустойки и штрафа, предусмотренные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", по своей правовой природе представляют собой меру ответственности за нарушение прав потребителя, они не связаны с доходом гражданина.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, плательщика сборов (пункт 7 статьи 3 НК РФ), а следовательно, при отсутствии в главе 23 Кодекса прямого указания об отнесении таких выплат к облагаемым доходам налог при их получении гражданином взиматься не должен.
Выплаты физическим лицам, призванные компенсировать в денежной форме причиненный им моральный вред, также не относятся к экономической выгоде (доходу) гражданина, что в соответствии со статьями 41, 209 НК РФ означает отсутствие объекта налогообложения.
Предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя.
Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений статей 41, 209 НК РФ вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.
Указанная позиция нашла отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015.
Таким образом, разрешая исковые требования административного истца, суд оценив имеющиеся в деле доказательства, полагает, что налог на доход физического лица может быть исчислен только с присужденного в пользу Ламинской Е.С. штрафа в размере 9 662 руб. и подлежит взысканию в размере 1 256 руб. 06 коп. из расчета: 9 662 руб. х 13%, поскольку выплаченные истцу плата за присоединение к программе страхования и компенсация морального вреда по своему содержанию не отвечают признакам дохода, установленного статьей 41 НК РФ, так как не являются экономической выгодой, а представляют собой возмещение ранее понесенных расходов, являются компенсационными, законодательство о налогах и сборах не относит указанные суммы к налогооблагаемому доходу.
Поскольку, на основании ст. 45 НК РФ, Ламинской Е.С. обязанность по уплате налога за 2018 года до 02 декабря 2019 года не исполнена, то подлежит взысканию пеня по налогу на доходы физических лиц в размере 5 руб. 37 коп. руб. из расчета:
- 1 256,06 руб. х 13 дн. (с 03 по 15 декабря 2019 года) х 6,5/300/100 = 3 руб. 54 коп.;
- 1 256,06 руб. х 7 дн. (с 16 по 22 декабря 2019 года) х 6,25/300/100 = 1 руб. 83 коп.;
- 3,54 руб. + 1,83 руб. = 5 руб. 37 коп.
По правилам статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При подаче искового заявления на основании ст. 104 КАС РФ, пп.7 п.1 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ, пп.1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию минимальная государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 256 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 06 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 5 (░░░░) ░░░░░░ 37 ░░░., ░ ░░░░░ 1 261 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░. 43 ░░░.
░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░), ░░░ 2454027776 ░░░ 245401001, ░░░ ░░░░░ 04722000, ░░░░ 40101810600000010001, ░░░:040407001.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░