Р Е Ш Е Н И Е д. 2а-119/2018
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тотьма 06 марта 2018 года
Тотемский районный суд Вологодской области в составе судьи Новгородова В.Н.,
при секретаре Романовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Корюкина В.И. к администрации сельского поселения Калининское Тотемского муниципального района Вологодской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности назначить доплату к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Корюкин В.И. обратился в суд с административным иском к администрации сельского поселения Калининское Тотемского муниципального района о признании незаконными действий и бездействий по не назначению и невыплате доплаты к государственной пенсии.
В обоснование исковых требований указал, что в период с 21.10.2009 по 17.09.2013 он был избран и занимал должность главы муниципального образования «Калининское» Тотемского муниципального района Вологодской области.
02.06.2016 он достиг пенсионного возраста, ему назначена страховая пенсия по старости.
В январе 2018 он обратился в администрацию сельского поселения Калининское с заявлением о назначении ему и выплате ежемесячной доплаты к пенсии, как лицу, замещавшему выборную должность главы муниципального образования «Калининское».
Сообщением от 19.01.2018 №46 ему было отказано с указанием на ч. 5.1 ст. 40 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции от 30.12.2015).
С указанным бездействием не согласен. Уставом МО «Калининское» Тотемского муниципального района было закреплено право главы МО (сельского поселения) на доплату к пенсии (п. 11 ст. 25 Устава в редакции на 2015, п. 10 ст. 26 Устава в редакции на 2009).
Считает, что административному истцу должна быть назначена и выплачиваться доплата к пенсии по достижению им пенсионного возраста на основании нормативных актов, действовавших на момент осуществления им обязанностей главы муниципального образования (2009-2013) и не предусматривавших такого условия для её назначения как достижение пенсионного возраста в период замещения муниципальной должности.
В судебном заседании административный истец Корюкин В.И. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам указанным в заявлении, дополнительно пояснил, что назначение доплаты к пенсии должно было делаться автоматически на основании Закона ВО № 1728-ОЗ. Он обращался устно в администрацию сельского поселения Калининское, ему отказывали в устной форме. С письменным заявлением обратился в январе 2018. На момент работы в должности главы МО «Калининское» он рассчитывал на назначение ему доплаты к пенсии при достижении пенсионного возраста. Пока он работал в данной должности, изменений в законы не было. После выхода на пенсию ему сообщили, что назначена доплата к пенсии, через две недели пришел отказ. Доплату не получал, отказ не обжаловал. Закон ВО № 1728-ОЗ от 2007 г. не указывает на срок полномочий, устанавливает доплату к пенсии в размере 55%. Во время осуществления им полномочий главы муниципального образования действовал этот закон.
Представитель административного ответчика Глава администрации сельского поселения Калининское Левинова Н.А. исковые требования не признала, представила отзыв с возражениями и в судебных заседаниях поясняла, что право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие должность главы муниципального образования в течение двух и более сроков полномочий, достигли пенсионного возраста в период исполнения полномочий. Корюкин В.И. не соответствует ни тому, ни другому. С 2017 эта норма о доплате к пенсии исключена из Устава сельского поселения Калининское. Изменения в Закон ВО № 1728-ОЗ, касающиеся двух сроков полномочий внесены в 2010 г., когда Корюкин В.И. являлся главой МО «Калининское». Корюкин В.И. обращался в администрацию сельского поселения Калининское письменно после выхода на пенсию в 2016 г. В это же время проводилась проверка прокуратуры. Корюкину В.И. была назначена доплата к пенсии, но по представлению Прокурора была отменена. Доплата осуществляется за счет доходов бюджета муниципального образования. Собственных средств не имелось. Если выплачивать доплату, то придется снимать средства с других статей расходов, т.е. не смогут выполнить какие-то другие полномочия по Федеральному закону № 131-ФЗ. Сейчас собственных средств в бюджете 20%, остальные дотации из районного бюджета. Закон ВО № 1728-ОЗ дает право муниципальным образованиям устанавливать доплаты, из Устава сельского поселения Калининское данный пункт исключен с 15.07.2017 г. Считает, что доплата Корюкину В.И. не положена, т.к. он обратился за ней после вступления в силу изменений, внесенных ФЗ № 446-ФЗ, которыми предусмотрены два срока полномочий и выход на пенсию с должности.
Представитель заинтересованного лица Финансового управления администрации Тотемского муниципального района в судебное заседание не явилась, представив отзыв, в котором просила рассмотреть дело без участия представителя, поддержала доводы административного ответчика и пояснила, что до 01.09.2017 вся нагрузка по финансированию доплат ложилась на бюджеты муниципальных образований. С 01.09.2017 Законом области № 163-ОЗ предоставляется дотация из расчета минимального размера доплаты только главам, замещавшим должности в течение двух и более сроков полномочий.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Тотемского района Запоржина В.Н. с требованиями административного иска не согласилась, считает, что 30.12.2015 Федеральным законом № 446 – ФЗ внесены изменения. Корюкин В.И. достиг пенсионного возраста после вступления в силу данных изменений, в связи с чем в удовлетворении его требований следует отказать.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
Корюкин В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 21.10.2009 избран на должность Главы муниципального образования «Калининское», 17.09.2013 г. прекратил исполнение полномочий Главы муниципального образования «Калининское» Тотемского муниципального района в связи с истечением срока полномочий, что следует из записей в трудовой книжке Корюкина В.И., т.е. он занимал должность Главы муниципального образования «Калининское» один срок полномочий.
Трудовая пенсия по старости Корюкину В.И. назначена с 02.06.2016 г.
На обращение Корюкина В.И. в администрацию сельского поселения Калининское за назначением доплаты в ответе от 19.01.2018 г. за № 46 отказано в назначении доплаты к пенсии со ссылкой на внесенные изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ, в Закон ВО № 1728-ОЗ, Устав сельского поселения Калининское, указано, что он не имеет права на получение доплаты к пенсии.
Согласно п. 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10. 2003 года № 131-ФЗ (в редакции ФЗ № 253-ФЗ от 04.11.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.10 ст.26 Устава МО «Калининское» в редакции решения Совета МО «Калининское» от 06.07.2009, действовавшей на момент вступления в должность Главы МО «Калининское» Корюкина В.И., установлено, что Главе муниципального образования устанавливается доплата к пенсии в соответствии с областным законодательством.
Данная доплата к пенсии была предусмотрена Уставом МО «Калининское» в период осуществления Корюкиным В.И. полномочий главы муниципального образования.
В силу ст. 2 Закона Вологодской области от 26.12.2007 N 1728-ОЗ (ред. От 28.05.2009) «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области», действовавшей на момент вступления Корюкина В.И. в должность Главы МО «Калининское», право на установление доплаты к пенсии имели лица замещавшие должности глав муниципальных образований области в течение определенного уставом муниципального образования срока полномочий - со дня вступления в должность главы муниципального образования до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. Доплата к пенсии устанавливалась со дня обращения при условии прекращения полномочий главы муниципального образования и только после назначения пенсии по старости, либо по инвалидности (при наличии I или II группы инвалидности), либо за выслугу лет в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Размер доплаты был установлен 55% от заработной платы (оплаты труда) в соответствии с законом Вологодской области от 26.12.2007 № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области».
Законом Вологодской области от 13.12.2012 N 2930-ОЗ внесены изменения и статья 2 Закона Вологодской области от 26.12.2007 N 1728-ОЗ изложена в новой редакции, в соответствии с которыми право на установление доплаты к пенсии имеют: лица, замещавшие должности глав муниципальных образований области в течение двух и более сроков полномочий. Согласно ст.2 закона Вологодской области № 2930-ОЗ положения статьи 2 закона Вологодской области от 26.12. 2007 года N 1728-ОЗ "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" (в редакции настоящего закона области) не распространяются на глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу настоящего закона области.
Законом Вологодской области от 06.10.2013 N 3157-ОЗ абзац второй статьи 2 закона области от 13.12.2012 года N 2930-ОЗ изложен в новой редакции, в соответствии с которой положения статьи 2 закона области от 26.12.2007 года N 1728-ОЗ (в редакции настоящего закона области) не распространяются на глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу настоящего закона области, в том числе осуществляющих свои полномочия на момент вступления его в силу и избранных вновь на новый срок полномочий после вступления его в силу. Указанные главы муниципальных образований сохраняют право на установление доплаты к пенсии на условиях и в размере, предусмотренных статьей 2 и частью 1 статьи 4 закона области от 26 декабря 2007 года N 1728-ОЗ "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего закона области)."
В связи с реорганизацией 24.11.2015 г. был зарегистрирован новый Устав сельского поселения Калининское, в котором в п. 11 ст. 26 доплата к пенсии установлена в размере 30% от заработной платы главы поселения на момент прекращения полномочий. Решением Совета сельского поселения Калининское Тотемского муниципального района Вологодской области от 24.05.2017 в Устав внесены изменения, которыми доплата к пенсии исключена из п. 11 ст. 26 Устава.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных нормативно-правовых актов у муниципального образования (администрации сельского поселения Калининское) была обязанность по установлению лицу, замещавшему должность главы муниципального образования в течение определенного уставом муниципального образования срока полномочий при прекращении полномочий главы муниципального образования и после назначения пенсии по старости ежемесячной доплаты к пенсии в размере 55 % от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы муниципального образования.
Конституционный Суд РФ указал на недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию посредством толкования, ухудшающего положение лица в его отношениях с государством, участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального статуса, а также приобретенных прав и обязанностей.
Федеральным законом от 30.12.2015 года № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ч.5.1 ст.40 вышеуказанного закона №131-ФЗ была дополнена абзацем следующего содержания: «В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, …
Федеральный закон № 446-ФЗ вступил в законную силу 30.12.2015. Данный закон распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в законную силу, и не относятся к правоотношениям, возникшим у Корюкина В.И. в период осуществления им полномочий Главы МО «Калининское».
Доплата к пенсии Корюкину В.И. была назначена 17.06.2016 распоряжением № администрации сельского поселения Калининское в размере 55%, что следует из представления Прокурора Тотемского района от 22.08.2016 г. Как указывает административный ответчик, в связи с данным представлением, доплата к пенсии Корюкину В.И. была отменена.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Администрацией сельского поселения Калининское неправомерно отказано в назначении доплаты к пенсии Корюкину В.И., чем нарушены конституционные права Корюкина В.И., он лишен возможности получать полагающиеся ему доплаты к пенсии.
Руководствуясь ст.226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░