Дело № 2а-4042/18
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
15 мая 2018 года город Владивосток,
ул. Адмирала Фокина, 23А
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Кучер Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Енько Максима Андреевича в лице представителя по доверенности Вернигора С.С. к Призывной комиссии по Ленинскому и Фрунзенскому районам г. Владивостока о признании решения незаконным, и возложение обязанности,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Енько М.А. в лице представителя по доверенности Вернигора С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Ленинскому и Фрунзенскому районам г. Владивостока об оспаривании решения призывной комиссии от дата о предоставлении отсрочки на период обучения Енько М.А.
В обоснование заявленных требований указал, что Енько М.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате Ленинского и Фрунзенского районов г. Владивостока. дата стало известно, что в отношении него дата. призывной комиссией было принято решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время го обучения в ДВФУ до дата. Считает решение призывной комиссии незаконным и подлежащим отмене, поскольку Енько М.А. не вызывался в военный комиссариат с апреля по октябрь 2017 года, не проходил обязательное медицинское освидетельствование, не присутствовал на заседании призывной комиссии при предоставлении отсрочки по обучению, ему не объявлялось решение комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву. При таких обстоятельствах, полагает, что решение о предоставлении истцу отсрочки на период обучения от дата. было принято с нарушением действующего законодательства, а именно в его отсутствие, без проведения в отношении него медицинского освидетельствования, без результатов анализов.
В судебное заседание административный истец Енько М.А. не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца Енько М.А. по доверенности Вернигора С.С. на заявленных требованиях настаивал по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика – призывной комиссии Ленинского и Фрунзенского районов г. Владивостока Монахова О.А. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Предоставила в материалы дела письменные возражения на заявление, в которых указала, что решение принятое призывной комиссией в отношении гражданина Енько М.А., оформленное протоколом № от дата, на основании представленной справке «Дальневосточным федеральным университетом» от дата № подтверждающей о том, что истец в дата поступил в ДВФУ на 1 курс, по очной форме обучения в Школе естественных наук по направлению электроника и наноэлектроника, окончание обучение дата В связи с невозможностью застать истца по месту жительства и вручить лично в руки под роспись повестку, о дате и месте проведения призывной комиссии истец был уведомлен путем направления в его адрес письма уведомления. После принятия решения призывная комиссия в его отсутствия в 5-дневный установленный законом срок направила копию протокола призывной комиссии № от дата в адрес истца. Начиная с сентября 2017 года, сотрудники военного комиссариата не могут найти истца, приняты меры по розыску призывника. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 26 закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
Согласно ст. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 - при наличии оснований, предусмотренных ФЗ-53 от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В соответствии со ст. 18 Положения контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и соответствующие медицинские организации.
Согласно ст. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В соответствии с пп. "а" п. 2 ст. 24 ФЗ-53 от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, обучающиеся по очной форме обучения в:
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац второй);
образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные организации не получили среднее образование, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и до достижения указанными обучающимися возраста 20 лет (абзац третий);
образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные организации получили среднее общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац четвертый);
федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования (абзац пятый);
образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию (абзац 6):
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац 7);
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета (абзац 8);
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры (абзац девятый).
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается.
Согласно пп. "б" п. 2 ст. 24 ФЗ-53 от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Как установлено в судебном заседании, административный истец Енько М.А. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по Ленинскому и Фрунзенскому районам г. Владивостока.
дата. призывной комиссией было принято решение о предоставлении Енько М.А. отсрочки от призыва на военную службу на время его обучения в ДВФУ до дата
Р¤РРћ2 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением РѕР± оспаривании решения призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Ленинского Рё Фрунзенского района Рі. Владивостока Рѕ предоставлении отсрочки РЅР° период обучения (протокол Р¤РРћ3 РєРѕРјРёСЃСЃРёРё в„– РѕС‚ 27.04.2017Рі.), было принято СЃ нарушениями действующего законодательства.
Анализируя решение административного ответчика, суд приход к следующему.
Частью 1 ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 31 указанного Закона граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
В материалах дела имеется письмо Военного комиссариата Ленинского и Фрунзенского районов г. Владивостока Приморского края от дата. за исх. № о том, что заседание призывной комиссии Ленинского и Фрунзенского районов г. Владивостока состоится дата. по адресу: <адрес>.
РџРёСЃСЊРјРѕ направлено Р¤РРћ2 РїРѕ адресу: <адрес>.
Вместе с тем, доказательств о вручении Енько М.А. повестки о необходимости явки на заседание призывной комиссии дата, либо доказательств невозможности вручения такой повестки или уклонения призывника от ее получения административным ответчиком суду не представлено, в материалах личного дела призывника не имеется и судом не добыто.
Как следует из представленной ответчиком выписки из протокола заседания призывной комиссии от дата года, Енько М.А. не присутствовал на заседании комиссии, также отсутствуют сведения о том, что Енько М.А. покинул заседание призывной комиссии.
РџРёСЃСЊРјРѕРј Военного комиссариата Ленинского Рё Фрунзенского районов Рі. Владивостока РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края РѕС‚ дата. Р·Р° РёСЃС…. в„– Р¤РРћ2 сообщено Рѕ решении призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ дата Рё выслана РєРѕРїРёСЏ решения.
Таким образом, РїСЂРё отсутствии доказательств извещения административного истца Рѕ дате заседания призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рё объявления решения Р¤РРћ3 РєРѕРјРёСЃСЃРёРё дата РІ его присутствии СЃСѓРґ соглашается СЃ РґРѕРІРѕРґРѕРј административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Рѕ том, что Рѕ самом факте принятия оспариваемого решения Р¤РРћ3 комиссией дата Рё Рѕ его содержании административный истец РјРѕРі узнать РЅРµ ранее получения РїРёСЃСЊРјР° РѕС‚ 28.04.2017Рі., либо РїСЂРё иных обстоятельствах.
Р’ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении Р¤РРћ2 указал, что Рѕ решении Р¤РРћ3 РєРѕРјРёСЃСЃРёРё узнал дата. Доказательств того, что Р¤РРћ2 получил РїРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ дата. ранее указанной РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении даты, административным ответчиком РЅРµ представлено.
РЎ заявлением РѕР± оспаривании решения призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ дата Р¤РРћ2 обратился РІРѕ Фрунзенский районный СЃСѓРґ Рі. Владивостока дата, то есть РІ течение трех месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ, РєРѕРіРґР° гражданину стало известно Рѕ нарушении прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов.
С учетом изложенного, довод административного ответчика о пропуске административным истцом процессуального срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, является ошибочным.
Доводы административного ответчика о невозможности застать Енько М.А. по месту жительства и вручить лично в руки под роспись повестку, опровергаются материалами дела призывника, в которых отсутствуют доказательства, подтверждающие неоднократность попыток вручения повестки административному истцу.
Материалы дела и материалы личного дела Енько М.А. не содержат сведений о том, что в период с апреля по октябрь 2017 года в отношении Енько М.А. осуществлялись мероприятия, связанные с его розыском; отсутствуют доказательства того, что Енько М.А. по адресу регистрации, места жительства или месту учебы направлялись повестки, а последний уклонялся бы от их получения, отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу.
Доводы административного ответчика о том, что, начиная с сентября 2017 года, сотрудники военного комиссариата не могут найти административного истца, приняты меры по розыску призывника, не принимаются судом во внимание как не имеющие отношения к событиям, имевшим место в апреле 2017 года.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вынесенное решение призывной комиссии Ленинского и Фрунзенского районов г. Владивостока от дата. о предоставлении отсрочки на период обучения Енько М.А. нарушает права и законные интересы истца.
Суд не вправе подменять собой иные органы, к компетенции которых относится принятие соответствующих решений.
В силу пункта 3 ст. 29 указанного Федерального закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
С учетом вышеизложенного, имеются основания для частичного удовлетворения требований искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШРР›:
Административное исковое заявление Енько Максима Андреевича в лице представителя по доверенности Вернигора С.С. к Призывной комиссии по Ленинскому и Фрунзенскому районам г. Владивостока о признании решения незаконным, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Призывной комиссии по Ленинскому и Фрунзенскому районам г. Владивостока от дата. о предоставлении отсрочки на период обучения Енько Максима Андреевича.
В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 19.05.2018г.
Судья Н.А.Буланова