Решение по делу № 2-1808/2020 от 17.07.2020

Дело № 2-1808/2020

УИД № 34RS0005-01-2020-001096-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волгоград                                                                              08 сентября 2020 года

Советский районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи Матюхиной О.В.,

при секретаре Стром А.И.

с участием: представителя истца – помощника Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры – Варламова Д.В.,

представителя третьего лица –администрации Волгограда – Скворцовой Т.С., действующей по доверенности от дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры к МКП "Горпитомник" об обязании организовать мероприятия по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями скотомогильника,

                                           У С Т А Н О В И Л:

                    Прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ответчику обязании организовать мероприятия по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями скотомогильника.

В ходе проверки выявлено, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-ветеринарного законодательства при утилизации биологических отходов, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации г. Волгограда.

В рамках данной проверки установлено, что в муниципальной собственности Волгограда находится объект капитального строительства «Биотермическая яма (яма Беккари») на территории хозяйственной базы МУП «Автокоммунтранс» в адрес (по адресу: адрес) что подтверждается свидетельством о регистрации права от дата.

Согласно выписки из реестра муниципального имущества Волгограда скотомогильник передан в оперативное управление МКУ «Горпитомник».

Пунктом 5.8. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации дата N номер) предусмотрено, что над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Согласно акту обследования скотомогильника (биотермической ямы) от дата, расположенного по адресу: адрес, установлено, что территория скотомогильника огорожена глухим забором (бетонные плиты) высотой 2 м, запертыми металлическими воротами на замок при въезде. С внутренней стороны по всему периметру выкопана траншея глубиной более 1 м и шириной около 1,5 м с устройством вала из насыпного грунта, через траншею перекинут мост.

Количество биотермических ям - 3 шт., размером 3x3 м. Ямы выполнены из бетонных колец с обустроенными отмостками из бетона и выведены выше земли на 40 см. Крышки на ямах Беккари выполнены из металла, утеплены, закрыты на замок, глубина 12 м. Из ям выведены трубы диаметром 25 см и высотой более 3 м. Над ямами на высоте 2,5 м имеется навес длиной 13,8 м и шириной 6 м.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства рядом с ямами отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, над ямами имеется навес длиной 13,8 м и шириной 6 м (вместо установленной длины 6 м и ширины 3 м).

Аналогичные нарушения установлены и в актах ветеринарно- санитарного обследования скотомогильника от 01.03.2019 г., от 15.08.2019 г.

По данному факту Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой 19 февраля 2019 г. направлено представление номер об устранении нарушений ветеринарного законодательства.

Вместе с тем, до настоящего времени ответчиком вышеуказанные нарушения закона не устранены.

    На основании изложенного истец просил обязать МКП «Горпитомник» привести скотомогильник, расположенный по адресу: адрес в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно:

1)    над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м ;

2)    пристроить рядом с биотермической ямой помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Указанные мероприятия провести в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца - помощник Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры – Варламов Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика - МКП "Горпитомник" в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомили.

Согласно части 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с частями 1 и 4 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дела в его отсутствие.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008г. №13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие (п. 3).

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В силу статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.

Ответчик о дате рассмотрения дела извещен заблаговременно.

Кроме того, ответчик юрлицо и обладает достаточными человеческими ресурсами и не должно останавливать свою деятельность (в том числе отстаивать свои интересы в суде).

Однако, в судебное заседание не представлено доказательств невозможности участия в судебном заседании, в связи с чем, очередное отложение слушания дела повлекло бы затягивание сроков рассмотрения дела и нарушение прав истца на своевременное рассмотрение гражданского дела.

Представитель третьего лица – администрации Волгограда – Скворцова Т.С., действующая по доверенности в судебном заседании исковые требования Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры поддержала, просила их удовлетворить.

Третьи лица – Комитет ветеринарии Волгоградской области, МУП "Автокоммунтранс", Конкурсный управляющий Левин В.В. - в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Согласно ст.ст. 17,18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42 Конституции РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В соответствии с ч.2 ст.57 ФЗ «Об охране окружающей среды» защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким законодательным актом на федеральном уровне является ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, в том числе, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанные полномочия органов местного самоуправления конкретизированы в ч. 2 ст. 11 ФЗ N 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которой, органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и др.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О ветеринарии» под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно ст. 2.1 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» ветеринарные правила являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, в том числе при утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным).

Неисполнение требований ветеринарно-санитарного законодательства может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-ветеринарного законодательства при утилизации биологических отходов, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации г. Волгограда.

    В рамках данной проверки установлено, что в муниципальной собственности Волгограда находится объект капитального строительства «Биотермическая яма (яма Беккари») на территории хозяйственной базы МУП «Автокоммунтранс» в адрес (по адресу: адрес) что подтверждается свидетельством о регистрации права от дата.

            Согласно выписки из реестра муниципального имущества Волгограда скотомогильник передан в оперативное управление МКУ «Горпитомник».

Пунктом 5.8. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации дата N номер) предусмотрено, что над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Согласно акту обследования скотомогильника (биотермической ямы) от дата, расположенного по адресу: адрес, установлено, что территория скотомогильника огорожена глухим забором (бетонные плиты) высотой 2 м, запертыми металлическими воротами на замок при въезде. С внутренней стороны по всему периметру выкопана траншея глубиной более 1 м и шириной около 1,5 м с устройством вала из насыпного грунта, через траншею перекинут мост.

Количество биотермических ям - 3 шт., размером 3x3 м. Ямы выполнены из бетонных колец с обустроенными отмостками из бетона и выведены выше земли на 40 см. Крышки на ямах Беккари выполнены из металла, утеплены, закрыты на замок, глубина 12 м. Из ям выведены трубы диаметром 25 см и высотой более 3 м. Над ямами на высоте 2,5 м имеется навес длиной 13,8 м и шириной 6 м.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства рядом с ямами отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, над ямами имеется навес длиной 13,8 м и шириной 6 м (вместо установленной длины 6 м и ширины 3 м).

Аналогичные нарушения установлены и в актах ветеринарно- санитарного обследования скотомогильника от 01.03.2019 г., от 15.08.2019 г.

По данному факту Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой 19 февраля 2019 г. направлено представление № 04-02- 2019/124 об устранении нарушений ветеринарного законодательства.

Вместе с тем, до настоящего времени ответчиком вышеуказанные нарушения закона не устранены.

Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).

Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, содержащей, в том числе такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры о понуждении МКП «Горпитомник» привести скотомогильник, расположенный по адресу: адрес в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно:

1)    над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м ;

2)    пристроить рядом с биотермической ямой помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Согласно ст.ст. 204, 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Указанные мероприятия провести в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в полном объеме.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры к МКП "Горпитомник" об обязании организовать мероприятия по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями скотомогильника – удовлетворить.

Обязать МКП «Горпитомник» привести скотомогильник, расположенный по адресу: адрес в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно:

1)    над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м ;

2)    пристроить рядом с биотермической ямой помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Указанные мероприятия провести в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

Судья:                                                    О.В. Матюхина

    Мотивированный текст решения изготовлен 14.09.2020 года

    Судья:                                                     О.В. Матюхина

2-1808/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МКП "Горпитомник"
Другие
Комитет Ветеринарии Волгоградской области
МУП "Автокоммунтранс"
Администрация г.Волгограда
Конкурсный управляющий Левин В.В.
Суд
Советский районный суд г. Волгоград
Судья
Матюхина Оксана Валерьевна
Дело на сайте суда
sov.vol.sudrf.ru
17.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.07.2020Передача материалов судье
24.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2020Судебное заседание
08.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее