Дело № 2-1808/2020
УИД № 34RS0005-01-2020-001096-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 08 сентября 2020 года
Советский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Матюхиной О.В.,
при секретаре Стром А.И.
с участием: представителя истца – помощника Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры – Варламова Д.В.,
представителя третьего лица –администрации Волгограда – Скворцовой Т.С., действующей по доверенности от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры к МКП "Горпитомник" об обязании организовать мероприятия по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями скотомогильника,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ответчику обязании организовать мероприятия по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями скотомогильника.
В ходе проверки выявлено, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-ветеринарного законодательства при утилизации биологических отходов, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации г. Волгограда.
В рамках данной проверки установлено, что в муниципальной собственности Волгограда находится объект капитального строительства «Биотермическая яма (яма Беккари») на территории хозяйственной базы МУП «Автокоммунтранс» в адрес (по адресу: адрес) что подтверждается свидетельством о регистрации права от дата.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества Волгограда скотомогильник передан в оперативное управление МКУ «Горпитомник».
Пунктом 5.8. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации дата N номер) предусмотрено, что над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Согласно акту обследования скотомогильника (биотермической ямы) от дата, расположенного по адресу: адрес, установлено, что территория скотомогильника огорожена глухим забором (бетонные плиты) высотой 2 м, запертыми металлическими воротами на замок при въезде. С внутренней стороны по всему периметру выкопана траншея глубиной более 1 м и шириной около 1,5 м с устройством вала из насыпного грунта, через траншею перекинут мост.
Количество биотермических ям - 3 шт., размером 3x3 м. Ямы выполнены из бетонных колец с обустроенными отмостками из бетона и выведены выше земли на 40 см. Крышки на ямах Беккари выполнены из металла, утеплены, закрыты на замок, глубина 12 м. Из ям выведены трубы диаметром 25 см и высотой более 3 м. Над ямами на высоте 2,5 м имеется навес длиной 13,8 м и шириной 6 м.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства рядом с ямами отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, над ямами имеется навес длиной 13,8 м и шириной 6 м (вместо установленной длины 6 м и ширины 3 м).
Аналогичные нарушения установлены и в актах ветеринарно- санитарного обследования скотомогильника от 01.03.2019 г., от 15.08.2019 г.
По данному факту Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой 19 февраля 2019 г. направлено представление номер об устранении нарушений ветеринарного законодательства.
Вместе с тем, до настоящего времени ответчиком вышеуказанные нарушения закона не устранены.
На основании изложенного истец просил обязать МКП «Горпитомник» привести скотомогильник, расположенный по адресу: адрес в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно:
1) над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м ;
2) пристроить рядом с биотермической ямой помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Указанные мероприятия провести в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца - помощник Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры – Варламов Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика - МКП "Горпитомник" в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомили.
Согласно части 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с частями 1 и 4 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дела в его отсутствие.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008г. №13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие (п. 3).
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В силу статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.
Ответчик о дате рассмотрения дела извещен заблаговременно.
Кроме того, ответчик юрлицо и обладает достаточными человеческими ресурсами и не должно останавливать свою деятельность (в том числе отстаивать свои интересы в суде).
Однако, в судебное заседание не представлено доказательств невозможности участия в судебном заседании, в связи с чем, очередное отложение слушания дела повлекло бы затягивание сроков рассмотрения дела и нарушение прав истца на своевременное рассмотрение гражданского дела.
Представитель третьего лица – администрации Волгограда – Скворцова Т.С., действующая по доверенности в судебном заседании исковые требования Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры поддержала, просила их удовлетворить.
Третьи лица – Комитет ветеринарии Волгоградской области, МУП "Автокоммунтранс", Конкурсный управляющий Левин В.В. - в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
Согласно ст.ст. 17,18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42 Конституции РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В соответствии с ч.2 ст.57 ФЗ «Об охране окружающей среды» защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким законодательным актом на федеральном уровне является ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, в том числе, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанные полномочия органов местного самоуправления конкретизированы в ч. 2 ст. 11 ФЗ N 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которой, органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и др.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О ветеринарии» под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно ст. 2.1 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» ветеринарные правила являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, в том числе при утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным).
Неисполнение требований ветеринарно-санитарного законодательства может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-ветеринарного законодательства при утилизации биологических отходов, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации г. Волгограда.
В рамках данной проверки установлено, что в муниципальной собственности Волгограда находится объект капитального строительства «Биотермическая яма (яма Беккари») на территории хозяйственной базы МУП «Автокоммунтранс» в адрес (по адресу: адрес) что подтверждается свидетельством о регистрации права от дата.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества Волгограда скотомогильник передан в оперативное управление МКУ «Горпитомник».
Пунктом 5.8. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации дата N номер) предусмотрено, что над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Согласно акту обследования скотомогильника (биотермической ямы) от дата, расположенного по адресу: адрес, установлено, что территория скотомогильника огорожена глухим забором (бетонные плиты) высотой 2 м, запертыми металлическими воротами на замок при въезде. С внутренней стороны по всему периметру выкопана траншея глубиной более 1 м и шириной около 1,5 м с устройством вала из насыпного грунта, через траншею перекинут мост.
Количество биотермических ям - 3 шт., размером 3x3 м. Ямы выполнены из бетонных колец с обустроенными отмостками из бетона и выведены выше земли на 40 см. Крышки на ямах Беккари выполнены из металла, утеплены, закрыты на замок, глубина 12 м. Из ям выведены трубы диаметром 25 см и высотой более 3 м. Над ямами на высоте 2,5 м имеется навес длиной 13,8 м и шириной 6 м.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства рядом с ямами отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, над ямами имеется навес длиной 13,8 м и шириной 6 м (вместо установленной длины 6 м и ширины 3 м).
Аналогичные нарушения установлены и в актах ветеринарно- санитарного обследования скотомогильника от 01.03.2019 г., от 15.08.2019 г.
По данному факту Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой 19 февраля 2019 г. направлено представление № 04-02- 2019/124 об устранении нарушений ветеринарного законодательства.
Вместе с тем, до настоящего времени ответчиком вышеуказанные нарушения закона не устранены.
Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, содержащей, в том числе такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры о понуждении МКП «Горпитомник» привести скотомогильник, расположенный по адресу: адрес в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно:
1) над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м ;
2) пристроить рядом с биотермической ямой помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Согласно ст.ст. 204, 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанные мероприятия провести в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в полном объеме.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры к МКП "Горпитомник" об обязании организовать мероприятия по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями скотомогильника – удовлетворить.
Обязать МКП «Горпитомник» привести скотомогильник, расположенный по адресу: адрес в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно:
1) над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м ;
2) пристроить рядом с биотермической ямой помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Указанные мероприятия провести в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья: О.В. Матюхина
Мотивированный текст решения изготовлен 14.09.2020 года
Судья: О.В. Матюхина