Решение по делу № 33-4183/2023 от 15.11.2023

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Дорыданова И.В. Дело № 2-2998/2023

Докладчик Рябых Т.В. № 33-4183/2023

УИД 48RS0003-01-2023-002967-39

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 декабря 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.,

судей Рябых Т.В., Наставшевой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кожевниковым С.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления здравоохранения Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 19 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Мельник Елены Викторовны к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом удовлетворить.

Обязать Управление здравоохранения Липецкой области (ИНН 4825005085, ОГРН 1034800172791) обеспечить Мельник Елену Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт лекарственным препаратом «Сатрализумаб» (Энспринг) в дозировке, определенной решением врачебной комиссии по назначению лекарственных препаратов ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» от 14.07.2023 г., за счет средств бюджета Липецкой области по жизненным показаниям до отмены препарата по медицинским показаниям.

Решение подлежит немедленному исполнению».

Заслушав доклад судьи Рябых Т.В., судебная коллегия

установила:

Мельник Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

Свои требования истец мотивировала тем, что является инвалидом <данные изъяты> группы, ей установлен диагноз: <данные изъяты>. Для лечения данного заболевания назначен препарат «Ритуксимаб», на фоне приема которого заболевание прогрессировало, что стало основанием для направления ее на консультацию в ФГБНУ «Научный центр неврологии». В мае 2023 года старшим научным сотрудником ФГБНУ «Научный центр неврологии» рекомендовано применение препарата «Сатрализумаб» в связи с отсутствием эффекта ранее проводимой терапии препаратом «Ритуксимаб». 14 июля 2023 года решением врачебной комиссии ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» назначен препарат «Сатрализумаб» (Энспринг) в дозировке 120 мг подкожно – 3 инъекции в первом месяце с интервалом 2 недели (нагрузочная доза) и далее по 120 мг подкожно х 1 раз в 4 недели (поддерживающая доза). ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» направило документы в Управление здравоохранения Липецкой области. Однако лекарственного обеспечения не последовало. Письмом от 18 августа 2023 года ей отказано в закупке препарата, поскольку он не включен в перечень жизненно важных лекарственных препаратов. Полагая отказ Управления здравоохранения Липецкой области незаконным и нарушающим ее права, Мельник Е.В. просила обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить ее необходимым медикаментозным лечением заболевания <данные изъяты> препаратом «Сатрализумаб» (Энспринг) в дозировке, назначенной врачебной комиссией ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» от 14 июля 2023 года до момента отмены препарата лечащим врачом. Просила обратить решение к немедленному исполнению.

Определением Правобережного районного суда города Липецка от 1 сентября 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» и Управление финансов Липецкой области.

Истец Мельник Е.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности Ахмадуллин Ф.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представители ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенностям Маргиев Р.Б. и Дейников Д.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Объяснили, что в соответствии с п. 4.1 ст. 13 Закона Липецкой области от 2 февраля 2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» Мельник Е.В. имеет право на получение лекарственных препаратов за счет средств областного бюджета в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Липецкой области от 30 декабря 2022 года № 380 «Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», в который не включен лекарственный препарат «Сатрализумаб», в связи с чем, закупка данного препарата за счет средств областного бюджета осуществляться не может. В соответствии с рекомендациями ГУЗ «Липецкая областная больница» от 8 сентября 2023 года ввиду отсутствия лекарственного препарата «Сатрализумаб» возможна терапия препаратом «Левилимаб» (торговое наименование Илсира) для остановки прогрессирования заболевания, который включен в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р и может быть закуплен за счет средств федерального бюджета при поступлении соответствующей заявки от медицинской организации. Просили отказать в удовлетворении исковых требований Мельник Е.В., полагая, что Управлением здравоохранения Липецкой области ее права не нарушены.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения РФ в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях ссылались на то, что Министерство здравоохранения РФ является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, указал, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения» неработающим инвалидам II группы представляются бесплатно все лекарственны средства (по медицинским показаниям). Обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497, осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации. Таким образом, при наличии рецепта, выданного на основании решения врачебной комиссии, обеспечение Мельник Е.В. лекарственным препаратом должно быть осуществлено Управлением здравоохранения Липецкой области за счет средств областного бюджета в рамках реализации мероприятий по лекарственному обеспечению в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и постановлением № 890. Просил в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения РФ отказать.

Представитель третьего лица ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» по доверенности Кузнецова Д.В. в судебном заседании полагала, что исковые требования Мельник Е.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица Управления финансов Липецкой области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что Управление финансов Липецкой области не может являться субъектом правоотношений, связанных с организацией медицинской помощи, поскольку не принимает решения об обеспечении (отказе в обеспечении) лекарственными препаратами.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Управление здравоохранения Липецкой области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав истцу в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Выслушав объяснения представителя ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Маргиева Р.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя истца по доверенности Ахмадуллина Ф.Р., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы гражданского дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.

Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп заселения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения содержались в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за предыдущие годы.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Мельник Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно.

Мельник Е.В. страдает заболеваниями: <данные изъяты>.

3 мая 2023 года старшим научным сотрудником ФГБНУ «Научный центр неврологии» неврологического отделения кандидатом медицинских наук Симанив Т.О. рекомендовано проведение терапии препаратом «Сатрализумаб» в связи с отсутствием эффекта от проводимой ранее терапии препаратом «Ритуксимаб», высоким риском обострения заболевания с развитием <данные изъяты> и других тяжелых инвалидизирующих проявлений со стороны нервной системы.

Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» по назначению лекарственных препаратов от 14 июля 2023 года Мельник Е.В. показана терапия препаратом «Сатрализумаб» (Энспринг) в дозировке 120 мг подкожно – 3 инъекции в первом месяце с интервалом 2 недели (нагрузочная доза) и далее 120 мг подкожно х 1 раз в 4 недели (поддерживающая доза).

Истец, обратившись в Управление здравоохранения Липецкой области с просьбой обеспечить ее указанным лекарственным препаратом, ей отказано в закупке препарат «Сатрализумаб» за счет средств бюджета Липецкой области, поскольку он не включен в Перечень лекарственных препаратов, подлежащих закупкам Управлением здравоохранения Липецкой области за счет средств бюджета для амбулаторного обеспечения, и отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, утвержденный Правительством РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Мельник Е.В. требования, суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение лекарственными средствами в соответствии с приведенными правовыми нормами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия соответствующих лекарственных средств или финансирования на их приобретение. Управление здравоохранения Липецкой области отвечает, в том числе, за организацию своевременных поставок необходимых лекарственных средств.

При этом суд указал, что поскольку Мельник Е.В. является неработающим инвалидом <данные изъяты> группы, страдает аутоимунным заболеванием, то в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они сделаны с учетом тщательного анализа норм материального права и направлены на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

Доводы жалобы о том, что взамен назначенного Мельник Е.В. лекарственного препарата «Сатрализумаб» истец может быть обеспечена иным лекарственным препаратом «Левилимаб», закупаемым за счет средств бюджета, являются необоснованными, поскольку ответчик оставил без внимания то обстоятельство, что лекарственный препарат «Сатрализумаб» назначен Мельник Е.В. по жизненным показаниям решением врачебной комиссии в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Ссылку в обоснование апелляционной жалобы на то, что возможность обеспечения инвалидов по жизненным показаниям лекарственными препаратами, не входящим в перечень таких препаратов, утвержденным постановлением Липецкой области от 30 декабря 2022г. № 380, за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрена, нельзя признать правильной, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению инвалидов первой и второй группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, а Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области предусмотрено обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области лекарственными средствами, в том числе не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, бесплатно при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

С учетом того, что лекарственные препараты назначены истцу – инвалиду <данные изъяты> группы решением врачебной комиссии ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» по жизненным показаниям, отказ Управления здравоохранения Липецкой области в обеспечении Мельник Е.В. этим препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, в связи с чем оснований для отмены принятого по делу решения суда об удовлетворении исковых требований Мельник Е.В. у судебной коллегии не имеется.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения суда, по доводам жалобы по делу не допущено.

При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления здравоохранения Липецкой области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2023 года.

Копия верна

Судья:

Секретарь:

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Дорыданова И.В. Дело № 2-2998/2023

Докладчик Рябых Т.В. № 33-4183/2023

УИД 48RS0003-01-2023-002967-39

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 декабря 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.,

судей Рябых Т.В., Наставшевой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кожевниковым С.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления здравоохранения Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 19 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Мельник Елены Викторовны к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом удовлетворить.

Обязать Управление здравоохранения Липецкой области (ИНН 4825005085, ОГРН 1034800172791) обеспечить Мельник Елену Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт лекарственным препаратом «Сатрализумаб» (Энспринг) в дозировке, определенной решением врачебной комиссии по назначению лекарственных препаратов ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» от 14.07.2023 г., за счет средств бюджета Липецкой области по жизненным показаниям до отмены препарата по медицинским показаниям.

Решение подлежит немедленному исполнению».

Заслушав доклад судьи Рябых Т.В., судебная коллегия

установила:

Мельник Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

Свои требования истец мотивировала тем, что является инвалидом <данные изъяты> группы, ей установлен диагноз: <данные изъяты>. Для лечения данного заболевания назначен препарат «Ритуксимаб», на фоне приема которого заболевание прогрессировало, что стало основанием для направления ее на консультацию в ФГБНУ «Научный центр неврологии». В мае 2023 года старшим научным сотрудником ФГБНУ «Научный центр неврологии» рекомендовано применение препарата «Сатрализумаб» в связи с отсутствием эффекта ранее проводимой терапии препаратом «Ритуксимаб». 14 июля 2023 года решением врачебной комиссии ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» назначен препарат «Сатрализумаб» (Энспринг) в дозировке 120 мг подкожно – 3 инъекции в первом месяце с интервалом 2 недели (нагрузочная доза) и далее по 120 мг подкожно х 1 раз в 4 недели (поддерживающая доза). ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» направило документы в Управление здравоохранения Липецкой области. Однако лекарственного обеспечения не последовало. Письмом от 18 августа 2023 года ей отказано в закупке препарата, поскольку он не включен в перечень жизненно важных лекарственных препаратов. Полагая отказ Управления здравоохранения Липецкой области незаконным и нарушающим ее права, Мельник Е.В. просила обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить ее необходимым медикаментозным лечением заболевания <данные изъяты> препаратом «Сатрализумаб» (Энспринг) в дозировке, назначенной врачебной комиссией ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» от 14 июля 2023 года до момента отмены препарата лечащим врачом. Просила обратить решение к немедленному исполнению.

Определением Правобережного районного суда города Липецка от 1 сентября 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» и Управление финансов Липецкой области.

Истец Мельник Е.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности Ахмадуллин Ф.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представители ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенностям Маргиев Р.Б. и Дейников Д.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Объяснили, что в соответствии с п. 4.1 ст. 13 Закона Липецкой области от 2 февраля 2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» Мельник Е.В. имеет право на получение лекарственных препаратов за счет средств областного бюджета в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Липецкой области от 30 декабря 2022 года № 380 «Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», в который не включен лекарственный препарат «Сатрализумаб», в связи с чем, закупка данного препарата за счет средств областного бюджета осуществляться не может. В соответствии с рекомендациями ГУЗ «Липецкая областная больница» от 8 сентября 2023 года ввиду отсутствия лекарственного препарата «Сатрализумаб» возможна терапия препаратом «Левилимаб» (торговое наименование Илсира) для остановки прогрессирования заболевания, который включен в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р и может быть закуплен за счет средств федерального бюджета при поступлении соответствующей заявки от медицинской организации. Просили отказать в удовлетворении исковых требований Мельник Е.В., полагая, что Управлением здравоохранения Липецкой области ее права не нарушены.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения РФ в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях ссылались на то, что Министерство здравоохранения РФ является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, указал, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения» неработающим инвалидам II группы представляются бесплатно все лекарственны средства (по медицинским показаниям). Обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497, осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации. Таким образом, при наличии рецепта, выданного на основании решения врачебной комиссии, обеспечение Мельник Е.В. лекарственным препаратом должно быть осуществлено Управлением здравоохранения Липецкой области за счет средств областного бюджета в рамках реализации мероприятий по лекарственному обеспечению в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и постановлением № 890. Просил в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения РФ отказать.

Представитель третьего лица ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» по доверенности Кузнецова Д.В. в судебном заседании полагала, что исковые требования Мельник Е.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица Управления финансов Липецкой области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что Управление финансов Липецкой области не может являться субъектом правоотношений, связанных с организацией медицинской помощи, поскольку не принимает решения об обеспечении (отказе в обеспечении) лекарственными препаратами.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Управление здравоохранения Липецкой области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав истцу в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Выслушав объяснения представителя ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Маргиева Р.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя истца по доверенности Ахмадуллина Ф.Р., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы гражданского дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.

Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп заселения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения содержались в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за предыдущие годы.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Мельник Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно.

Мельник Е.В. страдает заболеваниями: <данные изъяты>.

3 мая 2023 года старшим научным сотрудником ФГБНУ «Научный центр неврологии» неврологического отделения кандидатом медицинских наук Симанив Т.О. рекомендовано проведение терапии препаратом «Сатрализумаб» в связи с отсутствием эффекта от проводимой ранее терапии препаратом «Ритуксимаб», высоким риском обострения заболевания с развитием <данные изъяты> и других тяжелых инвалидизирующих проявлений со стороны нервной системы.

Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» по назначению лекарственных препаратов от 14 июля 2023 года Мельник Е.В. показана терапия препаратом «Сатрализумаб» (Энспринг) в дозировке 120 мг подкожно – 3 инъекции в первом месяце с интервалом 2 недели (нагрузочная доза) и далее 120 мг подкожно х 1 раз в 4 недели (поддерживающая доза).

Истец, обратившись в Управление здравоохранения Липецкой области с просьбой обеспечить ее указанным лекарственным препаратом, ей отказано в закупке препарат «Сатрализумаб» за счет средств бюджета Липецкой области, поскольку он не включен в Перечень лекарственных препаратов, подлежащих закупкам Управлением здравоохранения Липецкой области за счет средств бюджета для амбулаторного обеспечения, и отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, утвержденный Правительством РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Мельник Е.В. требования, суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение лекарственными средствами в соответствии с приведенными правовыми нормами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия соответствующих лекарственных средств или финансирования на их приобретение. Управление здравоохранения Липецкой области отвечает, в том числе, за организацию своевременных поставок необходимых лекарственных средств.

При этом суд указал, что поскольку Мельник Е.В. является неработающим инвалидом <данные изъяты> группы, страдает аутоимунным заболеванием, то в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они сделаны с учетом тщательного анализа норм материального права и направлены на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

Доводы жалобы о том, что взамен назначенного Мельник Е.В. лекарственного препарата «Сатрализумаб» истец может быть обеспечена иным лекарственным препаратом «Левилимаб», закупаемым за счет средств бюджета, являются необоснованными, поскольку ответчик оставил без внимания то обстоятельство, что лекарственный препарат «Сатрализумаб» назначен Мельник Е.В. по жизненным показаниям решением врачебной комиссии в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Ссылку в обоснование апелляционной жалобы на то, что возможность обеспечения инвалидов по жизненным показаниям лекарственными препаратами, не входящим в перечень таких препаратов, утвержденным постановлением Липецкой области от 30 декабря 2022г. № 380, за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрена, нельзя признать правильной, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению инвалидов первой и второй группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, а Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области предусмотрено обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области лекарственными средствами, в том числе не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, бесплатно при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

С учетом того, что лекарственные препараты назначены истцу – инвалиду <данные изъяты> группы решением врачебной комиссии ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» по жизненным показаниям, отказ Управления здравоохранения Липецкой области в обеспечении Мельник Е.В. этим препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, в связи с чем оснований для отмены принятого по делу решения суда об удовлетворении исковых требований Мельник Е.В. у судебной коллегии не имеется.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения суда, по доводам жалобы по делу не допущено.

При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления здравоохранения Липецкой области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2023 года.

Копия верна

Судья:

Секретарь:

33-4183/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Мельник Елена Викторовна
Ответчики
Министерство здравоохранения РФ
Управление здоравоохранения Липецкой области
Другие
ГУЗ Липецкая областная клиническая больница
Ахмадуллин Фарит Равилевич
Управление финансов Липецкой области
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Рябых Т.В.
Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
11.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2023Передано в экспедицию
11.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее