Решение по делу № 3а-553/2020 от 14.05.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург                                 27 июля 2020 г.

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шабановой С.Ш.к. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства и земельного участка в размере рыночной,

УСТАНОВИЛ:

Шабанова С.Ш. кызы обратилась в суд с административным исковым заявлением указав, что является собственником:

1) объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое здание;

2) земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли населенных пунктов.

Установленная кадастровая стоимость объекта капитального строительства и земельного участка значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в отчетах об оценке.

Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанного выше объекта капитального строительства и земельного участка в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости и восстановить срок обращения в суд для пересмотра кадастровой стоимости.

Определением судьи Оренбургского областного суда от 28 мая 2020 г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены – Правительство Оренбургской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.

Административный истец Шабанова С.Ш. кызы, представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Управления Росреестра по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, заинтересованного лица администрации г. Орска Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного объекта по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 сентября 2012г. № 840-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Оренбургской области.

Из материалов дела следует, что Шабанова С.Ш. кызы является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером расположенного по адресу: (адрес) назначение: нежилое здание, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18 февраля 2020 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18 февраля 2020 г. кадастровая стоимость данного объекта капитального строительства по состоянию на 3 ноября 2011 г. определена в размере 8 556 439 рублей.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012г. № 1122-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, входящих в территорию Оренбургской области, по состоянию на 1 января 2012 г.

Из материалов дела следует, что Шабанова С.Ш. кызы является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес) категория земель: земли населенных пунктов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18 февраля 2020 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18 февраля 2020 г. кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 г. определена в размере 4 296 287,07 рублей.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости объекта капитального строительства и земельного участка на их рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости и законность нормативных актов об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости:

объекта капитального строительства внесены в ЕГРН 4 ноября 2012 г., кадастровая стоимость рассчитана по состоянию на 3 ноября 2011 г.;

земельного участка внесены в ЕГРН 31 декабря 2012 г., кадастровая стоимость рассчитана по состоянию на 1 января 2012 г.;

Установленная кадастровая стоимость в отношении объектов недвижимости является актуальной и применяется в том числе для целей налогообложения в соответствии с нормами, установленными земельным и гражданским законодательством в Российской Федерации.

Учитывая, что на момент обращения Шабановой С.Ш. кызыв суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить пропущенный срок подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поскольку установленная кадастровая стоимость объекта капитального строительства и земельного участка применяется для целей налогообложения.

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложены отчеты:

1) от 15 марта 2020 г. об оценке рыночной стоимости, выполненный оценщиком, *** которым рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером по состоянию на 3 ноября 2011 г. составляет 3 287 000 рублей;

2) от 15 марта 2020 г. об оценке рыночной стоимости, выполненный оценщиком, *** которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 1 728 864 рубля.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость объекта капитального строительства и земельного участка существенно отличается от их рыночной стоимости.

Представленный административным истцом отчеты никем не оспорены. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчетах, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено. С их стороны ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.

Отчёты составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта капитального строительства и земельного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

При определении рыночной стоимости оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка объектов капитального строительства и земельного участка в Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив отчеты об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства и земельного участка по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в них выводами.

Существенное завышение кадастровой стоимости объекта капитального строительства и земельного участка над их рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость объекта капитального строительства и земельного участка определена на дату определения их кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку Шабанова С.Ш. кызы обратилась в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 14 мая 2020 г., датой подачи заявления следует считать 14 мая 2020 г.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Шабановой С.Ш.к. об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства и земельного участка в размере рыночной – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое здание, равной его рыночной стоимости по состоянию на 3 ноября 2011 г. в размере 3 287 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 1 728 864 рубля.

Датой подачи заявления считать 14 мая 2020 г.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда                              И.Ф. Селютина

В окончательной форме решение изготовлено 31 июля 2020 г.

Судья Оренбургского

областного суда                              И.Ф. Селютина

3а-553/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шабанова Судаба Шакяр кызы
Ответчики
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Правительство Оренбургской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области
Другие
администрация г.Орска Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Селютина Ирина Федоровна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
14.05.2020Регистрация административного искового заявления
14.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.06.2020Предварительное судебное заседание
15.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее