РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИО8 сентября ФИО9 года ...
Ангарский городской суд ... в составе председательствующего судьи Дацюк О.А., при ведении протокола помощником судьи ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № ФИО10 (УИД ФИО13-ФИО14) по иску ФИО2 к Публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о признании действий по непредоставлению информации и документов по кредитному договору незаконными, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском к ПАО Сбербанк о признании действий по непредоставлению информации и документов по кредитному договору незаконными, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, в обоснование исковых требований указав, что она являясь заемщиком ПАО Сбербанк ФИО15 обратилась к ответчику с запросом информации о текущем состоянии по кредитному договору, в частности ею были запрошены: надлежащим образом заверенные копии документов, касающихся самого заемщика, а также состояние обязательств ФИО2 перед ответчиком.
Однако ответа она не получила, несмотря на то, что запрос был получен специалистом банка в ... ФИО16. Непредставление информации и документов, касающихся кредитного договора, нарушает её права потребителя финансовой услуги. Просит признать незаконными действия банка по непредставлению информации и документов по кредитному договору, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, штраф.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила.
Представитель истца по доверенности ФИО7 в судебное заседание при надлежащем извещении не явился.
Представитель ответчика ПАО Сбербарк в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Ответчиком направлены возражения на исковое заявление, в котором Банк с требованиями не согласился по следующим основаниям. Истец обратилась с заявлением о предоставлении документов, согласно заявления от ФИО17 способ получения на претензию посредством смс-сообщения ФИО18, ответчиком было направлено смс-сообщение на номер телефона истца с информацией о том, что с подробным ответом, а также запрашиваемыми документами по кредитной карте ФИО5 может ознакомиться, обратившись в отделение банка с паспортом, указав номер обращения. Таким образом, ответчик представил информацию по заявлению истца. Кроме того, кредитный договор, заявление на получение кредитной карты составлен в двух экземплярах, один их которых передается заемщику. Кроме того, Банк вправе отказать клиенту в предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, если запрос направлен посредством почтового отправления и у Банка отсутствует возможность идентифицировать клиента. Заверенные копии документов выдаются в офисе Банка. Законодательством не установлена обязанность предоставления Банком кредитных документов бесплатно. Согласно Тарифам на операции по кредитованию, стоимость предоставления копий кредитных документов составляет ФИО19 руб. Данная сумма является платной за оказание самостоятельной услуги и соответствует требованиям ст. ФИО20 ФЗ от ФИО21 № ФИО22 «О банках и банковской деятельности». Таким образом, вся необходимая информация о предоставленном кредите была доведена до клиента и получена им, что делает доводы истца о нарушении ст. ФИО23 ФЗ «О защите прав потребителей» несостоятельной. В связи с тем, что отсутствует факт нарушения прав потребителя, отсутствуют и основания для взыскания морального вреда.
Суд, изучив материалы гражданского дела, исследовав представленные по делу доказательства и оценив их в совокупности, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. ФИО24 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как установлено ст. ФИО25 Федерального закона РФ № ФИО26-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», п. ФИО27 ст. ФИО28 Закона Российской Федерации № ФИО29 «О защите прав потребителей», отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от ФИО30 № ФИО31-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами (п. ФИО32 ст. ФИО33).
Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе, предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами (п. ФИО34 ст. ФИО35 ФЗ № ФИО36-ФЗ).
В соответствии с положениями п. ФИО37 ст. ФИО38 Закона РФ от ФИО39 № ФИО40 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно п. ФИО41 ст. ФИО42 Закона указанная в пункте ФИО43 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу п. п. ФИО44 и ФИО45 ст. ФИО46 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита, размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
В соответствии со ст. ФИО47 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. ФИО48 ГК РФ судебной защите подлежит только нарушенное право.
В обоснование иска об истребовании у ПАО Сбербанк сведений, в том числе номера ссудного счета и выписку по ссудному счету, а также состояние обязательства заемщика перед ПАО Сбербанк истец ссылался на неполучение от Банка ответа на заявление, в котором она просил предоставить указанные сведения.
Судом установлено, что ФИО49 между ПАО Сбербанк и ФИО2 заключено кредитное соглашение, которому присвоен номер № ФИО50-Р-ФИО51.
На основании информации по кредитному контракту задолженность по вышеуказанному кредитному договору составляет ФИО52 руб.
Факт заключения кредитного договора истцом в судебном заседании не оспаривался.
Статьями ФИО53, ФИО54, ФИО55 ГПК РФ регламентировано, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В соответствии с ч.ФИО56 ст. ФИО57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд установил, что истцом в адрес ответчика направлен запрос, содержащий в числе других, требования о предоставлении надлежаще заверенных копий документов: кредитного договора, выписок по счетам, предоставлении персональных данных клиента, упредительных и юридических документов банка. Запрос зарегистрирован банком ФИО58.
Рассматривая спор по существу, суд учитывает, что информация, которую просил предоставить истец, составляет охраняемую законом банковскую тайну, которая при необходимости может быть предоставлена истцу при его личном обращении в банк.
В силу положений ст. ФИО59 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также предоставлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом.
Аналогичные положения содержатся и в ст. ФИО60 Федерального закона от ФИО61 № ФИО62 «О банках и банковской деятельности», согласно которой кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Таким образом, к информации, составляющей банковскую тайну, относятся сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиенте.
Учитывая прямое требование закона, кредитный договор и приложения к нему, выписка по лицевому счету, содержащие информацию о банковском счете, операций по нему и сведений о клиенте могут быть предоставлены банком только самому истцу либо его представителю при предъявлении документов, удостоверяющих личность и полномочия, что предполагает непосредственное обращение указанных лиц в отделение банка.
В п. ФИО63 Постановления Конституционного Суда РФ от ФИО64 № ФИО65-П указано, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении.
По смыслу Конституции РФ институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией РФ интересы физических и юридических лиц.
Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента.
Судом установлено, что ФИО2 было направлено заявление о предоставлении документов, однако, адресованная банку претензия не позволяла кредитной организации провести идентификацию личности клиента. Истцом надлежащих доказательств тому, что заемщик явился по месту нахождения юридического лица, и ему было отказано в получении документов, суду представлено не было.
Кроме того, материалы дела не содержат каких-либо достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих факт личного обращения ФИО2 или его представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями в банк за предоставлением соответствующих документов, равно как и не содержит доказательств отказа банка в предоставлении истребуемой документации.
Таким образом, при отсутствии доказательств невозможности самостоятельного получения истцом информации по кредиту, в отсутствие доказательств отказа банка в предоставлении такой информации в нарушение действующего законодательства, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
Более того, истец в запросе, адресованном ответчику и приложенном к исковому заявлению, запрашивал не информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора услуги и предусмотренную вышеуказанными нормами права применительно к кредитному договору, а требовал предоставление копий документов, часть которых ему была предоставлена при заключении кредитного договора, а часть касалась не выбора услуги, а ее исполнения.
Что касается предоставления учредительных и юридических документов банка, то информация о них имеется на официальном сайте банка или они при необходимости могут быть запрошены истцом самостоятельно в налоговом органе.
Суд, основываясь на установленных по делу обстоятельствах, требованиях закрепленных в ст. ФИО66 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. ФИО67 Федерального закона «О персональных данных», признает, что субъект персональных данных вправе требовать предоставления ему не абстрактной, а конкретной предусмотренной законом информации, в том числе об оказываемых ему услугах, и требовать представления только тех содержащих указанную информацию документов, которые существуют в действительности.
Из анализа ч. ФИО68 ст. ФИО69, ч. ФИО70 ст. ФИО71, ч. ФИО72 ст. ФИО73 ГПК РФ следует, что именно истец должен предоставить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены и что избранный им способ защиты влечет пресечение нарушения и восстановление права.
Установив, что истцом не представлено бесспорных доказательств, с достоверностью подтверждающих факт нарушения ответчиком его прав на получение информации как потребителя банковской услуги, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным действий банка по непредставлению истцу указанных в запросе документов и информации.
Кроме того, Банком был подготовлен ответ по запросу ФИО6, истцу было направлено смс-сообщение, в котором указано, что запрашиваемые документы по кредитной карте могут быть получены в отделении банка при предъявлении номера обращения и паспорта.
Поскольку требования о взыскании компенсации морального вреда и штрафа являются производными от установления факта нарушения прав потребителя, а таких обстоятельств по данному делу не усматривается, то оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.ФИО74 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о признании действий по непредоставлению информации и документов по кредитному договору незаконными, взыскании компенсации морального вреда, штрафа - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья О.А. Дацюк
Мотивированное решение изготовлено судом ФИО75.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>