Решение по делу № 33-1057/2023 от 06.02.2023

Судья Седова Е.А.                         УИД 39RS0001-01-2022-003200-43

                                                                                                 Дело № 2-3560/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33-1057/2023

28 февраля 2023 года                                                                     г. Калининград

    Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

    председательствующего        Харитоненко Н.О.

    судей                                        Никифоровой Ю.С., Ганцевича С.В.

    при секретаре                          Худоба О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Гришанова Александра Геннадьевича на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 октября 2022 года,

Заслушав доклад судьи Харитоненко Н.О., пояснения Гришанова А.Г., его представителя Шелюгиной А.С., поддержавших доводы жалобы,

    УСТАНОВИЛА:

Гришанов А.Г. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области, указав, что он имеет статус ребенка-сироты. Воспитывался в школе-интернате, после окончания интерната обучался в ПТУ . После окончания училища и по настоящее время проживает в съемном жилом помещении. Зарегистрирован по месту последнего жительства родителей: <адрес>. Однако в настоящее время такого дома не существует.

На основании указанного, истец просил обязать ответчика предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, за счет средств бюджета города Калининграда.

Суд, рассмотрев дело, постановил решение, которым исковые требования Гришанова Александра Геннадьевича оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Повторяя доводы искового заявления, продолжает настаивать на том, что после лишения родительских прав его родителей, истец воспитывался в школе-интернате, далее обучался в ПТУ , о необходимости включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, он ничего не знал, администрация школы-интерната, ПТУ таких сведений до него не доводили. О том, что за ним закреплено жилое помещение, расположенное по <адрес> <адрес>, он также не знал, полагая, что указанный дом является непригодным для проживания. Не соглашаясь с выводами суда, указывает, что закрепление за ним указанного жилого помещения, являлось объективным препятствием для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Считает, что достижение им возраста 23 лет не может являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных им требований. Полагает, что приведенные им обстоятельства могут быть признаны судом уважительными и ему, как ребенку-сироте, должно быть предоставлено жилое помещение из специализированного жилищного фонда. В настоящее время иные жилые помещения по договору социального найма истцу не предоставлялись, на праве собственности жилые помещения ему также не принадлежат, он вынуждено проживает у своего знакомого по договору безвозмездного пользования жилым помещением.

На апелляционную жалобу от представителя Министерства социальной политики Калининградской области поступили письменные возражения.

В судебное заседание представитель Министерства социальной политики Калининградской области, Агентства по имуществу Калининградской области, администрации МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области», ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, Гришанов Александр Геннадьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к статусу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с лишением родительских прав его матери ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и отца ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Гвардейского района Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ Гришанов С.Г. определен в Зареченский детский дом.

Постановлением администрации МО «Озерковское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с лишением родительских прав ФИО12 закреплена ? доли жилого дома, находящегося в <адрес>, где проживала семья Гришановых, за несовершеннолетними ФИО13, ФИО1, ФИО14.

В указанном жилом помещении Гришанов А.Г. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит.

ДД.ММ.ГГГГ Гришанов А.Г. обратился в Министерство социальной политики Правительства Калининградской области с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.

Как следует из уведомления заместителя министра от ДД.ММ.ГГГГ, Гришанову А.Г. отказано во включении в список, поскольку общая площадь закрепленного за ним жилого помещения превышает учетную норму, при этом, жилое помещение непригодным для проживания в установленном порядке признано не было.

Не согласившись с таким отказом, Гришанов А.Г. обратился в суд с иском о понуждении Министерства социальной политики Калининградской области предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, за счет средств бюджета города Калининграда.

Отказывая Гришанову А.Г. в удовлетворении данных требований, суд руководствовался положениями ст. 109.1 ЖК РФ, ст. ст. 1, 8, 43-6 Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ), и исходил из обеспеченности истца жилым помещением более учетной нормы, которое непригодным для проживания в установленном порядке не признано.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска, и находит необходимым отметить следующее.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма 7 специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Критерии отнесения граждан к лицам из числа детей-сирот и. детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее также Федеральный закон, от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), согласно которой лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами; семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения 8 предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву/ либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Пункт 3 указанной статьи в той же редакции предусматривает, что в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 той же статьи).

Таким образом, федеральный законодатель - определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ. Аналогичные основания предоставления дополнительных гарантий прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены и Законом Калининградской области от 03 июля 2007 г. N 151 "О специализированном жилищном фонде».

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной Поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по" субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 11.06.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1215-0, положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 1229-0, от 29 января 2019 г. N 185-0 и от 30 января 2020 г. N 89-0).

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г.), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения РФ (утверждены письмом от 23 июня 2020 г. N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ и пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ, а также в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вступление в действие Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397 не означает отсутствия необходимости проверять, предпринимались ли истцом действия по своевременной подаче заявления о включении в Список и выяснения наличия уважительных причин, по которым указанные лица не были поставлены на учет для получения жилого помещения. Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем, пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение и подлежащим установлению при разрешении настоящего спора, являются причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Проверяя данные обстоятельства, судебная коллегия приходит к следующему.

Гришанов А.Г. достиг совершеннолетнего возраста ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с указанного времени мог самостоятельно обратиться с заявлением в уполномоченные органы о постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, для реализации права на внеочередное обеспечение жильем.

С заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, истец до наступления 23-х летнего возраста не обращался, на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях не состоял.

Впервые с заявлением в Министерство социальной политики Калининградской области о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, истец обратился только в ДД.ММ.ГГГГ, когда ему исполнилось 38 лет.

То обстоятельство, что он не имеет на праве собственности либо по договору социального найма жилого помещения, нуждается в обеспечении жильем, являлось очевидным для истца, и наличие постановления главы администрации МО «Озерское сельское поседение» от ДД.ММ.ГГГГ само по себе не лишало его права на обращение в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Довод истца о том, что он по уважительной причине пропустил срок для обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении - в связи с юридической неграмотностью и незнанием положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку указанная причина не может быть признана уважительной.

Ссылка истца на ненадлежащее исполнении должностных обязанностей органами опеки, что, по его мнению, привело к нарушению его жилищных прав, судебной коллегией отклоняется как несостоятельная, так как применительно к обстоятельствам данного дела и положениям ч. 3 ст. 40 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", попечительство над истцом прекращено по достижении совершеннолетнего возраста, недееспособным истец не признан.

Кроме того, в ходе апелляционного рассмотрения дела истец пояснил, что о своих нарушенных правах он узнал в возрасте 25 лет, когда обратился в местную администрацию и получил устную консультацию о том, что ему не положено специализированное жилое помещение, вместе с тем, впервые о своих правах, предусмотренных Федеральным Законом № 159-ФЗ, заявил только в апреле 2022 года, когда достиг возраста 38 лет.

Каких-либо причин, объективно препятствующих истцу своевременно реализовать соответствующее право, при рассмотрении дела не установлено.

Таким образом, доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших истцу своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок не установлено, в связи с чем, ФИО1 утратил право на обеспечение жилым помещением согласно Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Кроме того, судом сделаны верные выводы о том, что истец обеспечен жилым помещением выше учетной нормы, установленной Решением Совета депутатов Гвардейского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 385.

Расчет данной нормы произведен в решении неправильно, но это не повлияло на верный вывод суда.

Из материалов дела следует, что общая площадь жилого дома по <адрес>, составляет 141,8 кв.м. В жилом доме квартиры. По договору    приватизации гр. ФИО9, проживающей в квартире передано в собственность 74/100 доли в праве на жилой дом, т.е. 104,93 кв.м. общей площади жилого дома. На квартиру которая закреплена за истцом и его родными братьями, приходится 36,87 кв.м. общей площади жилого дома. Поскольку в квартире кроме истца, прописано еще 2 человека, то обеспеченность каждого составляет 12,28 кв.м. (36,87 : 3), при учетной норме по Гвардейскому городскому округу 12 кв.м.

При этом, суд верно установил, что жилое помещение, в котором истец зарегистрирован,    в установленном порядке не признано непригодным для проживания.

Доказательств, подтверждающих, что жилое помещение по <адрес>, было непригодным для проживания как на момент его закрепления за несовершеннолетними лицами, а также на дату достижения истцом совершеннолетия, а также возраста 23 лет, в материалах дела также не имеется.

С учетом изложенного, решение суда об отказе Гришанову А.Г. в удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                         ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 03 марта 2023 года.

Председательствующий:

    Судьи:

33-1057/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гришанов Александр Геннадьевич
Ответчики
Министерство социальной политики Калининградской области
Другие
Агентство по имуществу Калининградской области
ОГКУ «Центр Социальной поддержки населения»
администрация МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области»
Шелюгина Анна Сергеевна
Суд
Калининградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
10.02.2023Передача дела судье
28.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2023Передано в экспедицию
28.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее