Решение по делу № 33-13668/2023 от 16.11.2023

Судья Мягкова Е.А. дело № 33-13668/2023

УИД № 34RS0008-01-2023-002912-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2023 года город Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Станковой Е.А.,

судей Кудрявцевой А.Г., Шиповской Т.А.,

при секретаре Зубаревой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2835/2023 по иску прокурора города Волгограда, действующего в интересах Буяновой В. И. к администрации Волгограда о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту жилой инфраструктуры

по апелляционной жалобе администрации Волгограда

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 августа 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора города Волгограда в интересах Буяновой В. И. к администрации Волгограда о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту жилой инфраструктуры – удовлетворить.

Возложить на администрацию города Волгограда обязанность в течение <.......> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома <.......>, для нужд инвалидов в соответствии с требованиями Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года №649, путем проведения мероприятий по занижению порогов входной группы многоквартирного дома и установке открывающегося пандуса в тамбуре подъезда № <...> указанного многоквартирного дома».

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., выслушав представителя ответчика – по доверенности Белко Е.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Романенко Ф.С. и представителя третьего лица – комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области - по доверенности Кудряшову С.А., возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Волгограда обратился в суд с иском в интересах инвалида <.......> группы Буяновой В.И. к администрации Волгограда о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту жилой инфраструктуры.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города на основании заявления инвалида <.......> группы Буяновой В.И. проведена проверка деятельности администрации Волгограда при реализации полномочий по приспособлению общего имущества собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <.......>, для его доступности маломобильным группам населения. В ходе проведенной проверки установлено, что Буянова В.И. проживает в квартире <.......>, в котором не созданы условия, обеспечивающие его доступность для инвалидов. Между тем, Буянова В.И. является инвалидом <.......> группы, передвигается с помощью кресла-коляски. В этой связи Буянова В.И. лишена возможности получения равных возможностей с иными гражданами по ведению полноценной и достойной жизни.

Распоряжением <.......> создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества, входящего в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда на территории <.......>

ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией проведено обследование общего имущества собственников в многоквартирном доме <.......>, в котором проживает инвалид Буянова В.И. По результатам проверки установлено наличие технической возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, где проживает Буянова В.И., путем проведения мероприятий по: занижению порогов входной группы многоквартирного дома; установке открывающегося пандуса в тамбуре многоквартирного дома.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение № <...> об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, потребность в финансовых ресурсах составила <.......> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией вынесено заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребности инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Проверкой прокуратуры города, проведенной в <.......> установлено, что требования об обеспечении доступности помещений многоквартирного жилого дома <.......> не обеспечены.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой города внесено представление ДД.ММ.ГГГГ № <...> в адрес заместителя главы города, в котором указано на непринятие мер по обустройству объектов жилой инфраструктуры для доступности маломобильных групп населения.

Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ № <...> следует, что согласно требованиям Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа осуществление социальной поддержки инвалидов не относится. Однако, по результатам рассмотрения представления в адрес <.......> <.......>. администрацией города направлено ходатайство от <.......> о возможности разработки региональной программы в сфере обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры (многоквартирных домов) для инвалидов и других маломобильных групп населения на условиях софинансирования мероприятий за счет средств местного бюджета. До настоящего времени выявленные прокуратурой города нарушения законодательства не устранены.

Просил суд возложить на администрацию города Волгограда обязанность в течение <.......> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома <.......>, для нужд инвалидов в соответствии с требованиями Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 №649, путем проведения мероприятий по занижению порогов входной группы многоквартирного дома и установке открывающегося пандуса в тамбуре подъезда № <...> указанного многоквартирного дома.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Волгограда просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия полагает, что такие основания к отмене судебного акта в данном случае отсутствуют.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города на основании поступившего заявления инвалида <.......> группы Буяновой В.И. проведена проверка деятельности администрации Волгограда при реализации полномочий по приспособлению общего имущества собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <.......> для его доступности маломобильным группам населения.

В ходе проведенной проверки установлено, что Буянова В.И. проживает в квартире <.......> подъезда <.......> дома <.......> по <.......>, в котором не созданы условия, обеспечивающие его доступность для инвалидов. Между тем, Буянова В.И. является инвалидом <.......> группы, передвигается с помощью кресла-коляски.

В этой связи Буянова В.И. лишена возможности получения равных возможностей с иными гражданами по ведению полноценной и достойной жизни.

Распоряжением <.......> создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества, входящего в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда на территории <.......>

ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией проведено обследование общего имущества собственников в многоквартирном доме <.......>, что подтверждается актом № <...>.

По результатам проверки установлено наличие технической возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, где проживает Буянова В.И., путем проведения мероприятий по: занижению порогов входной группы многоквартирного дома; установке открывающегося пандуса в тамбуре многоквартирного дома.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение № <...> об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, потребность в финансовых ресурсах составила <.......> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией вынесено заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребности инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Проверкой прокуратуры города, проведенной в <.......> установлено, что требования об обеспечении доступности помещений многоквартирного жилого дома <.......> не обеспечены.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой города внесено представление ДД.ММ.ГГГГ № <...> в адрес заместителя главы города, в котором указано на непринятие мер по обустройству объектов жилой инфраструктуры для доступности маломобильных групп населения.

Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ № <...> следует, что согласно требованиям Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа осуществление социальной поддержки инвалидов не относится. Однако, по результатам рассмотрения представления в адрес <.......> администрацией города направлено ходатайство от <.......> о возможности разработки региональной программы в сфере обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры (многоквартирных домов) для инвалидов и других маломобильных групп населения на условиях софинансирования мероприятий за счет средств местного бюджета.

Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома <.......>, для нужд инвалидов в соответствии с требованиями Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 №649, путем проведения мероприятий по занижению порогов входной группы многоквартирного дома и установке открывающегося пандуса в тамбуре подъезда № <...> указанного многоквартирного дома, администрацией Волгограда не осуществлены, что подтверждается Актом проверки, составленным ст.помощником прокурора г.Волгограда <.......>

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что на ответчика администрацию Волгограда, как на орган местного самоуправления, возложена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ к жилому помещению в жилом доме, в котором проживает инвалид Буянова В.И., и возможность беспрепятственного пользования общим имуществом жилого дома, которая в отношении неё не выполнена.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ), в соответствии с частью 1 статьи 9 которой, для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.

Согласно положениям указанного Федерального закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены и жилые здания.

Для инвалидов – колясочников беспрепятственный доступ предполагает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных группа населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 г. № 798/пр) или иного подъемного устройства.

В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014г. № 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 4 статьи 15 названного Федерального закона).

Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в" пункта 10).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (пункт 23 Правил).

Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (пункты 12 - 22 Правил).

Статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и придомовой территории, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, разделом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 определен перечень объектов, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, в числе которых лестницы, коридоры, фундаменты, земельный участок и иное имущество.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).

Судебной коллегией установлено, что в рамках участия в реализации государственной программы Волгоградской области «Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области» (подпрограмма «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения») утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. № 504-п предусмотрены мероприятия по проведению обследований жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда Волгоградской области, с целью их оценки для приспособления с учетом потребностей инвалидов.

Прокурор при обращении в суд с настоящим иском ставил вопрос о приспособлении общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов без привлечения денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме.

Ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности установки пандуса или иного подъемного устройства. Судом установлено наличие технической возможности адаптации входной группы для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников и маломобильных групп населения в подъезде многоквартирного дома, где проживает инвалид Буянова В.И.

Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании данной оценки, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, на управляющую организацию обязанность по установке пандуса возложена быть не может в силу пункта 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам доступ к общему имуществу многоквартирного дома. Кроме того, данные работы не предусмотрены Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, и порядка их оказания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 290 от 3 апреля 2013 г.

Соответственно, такая обязанность обоснованно возложена на администрацию Волгограда (статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 689-О-О).

Бездействие администрации города Волгограда, не осуществившей мероприятий, направленных на приспособление общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид Буянова В.И. с учетом потребностей инвалида и обеспечение условий их доступности для инвалида по основаниям отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о даче согласия на установку пандуса, нельзя признать соответствующим закону.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Мягкова Е.А. дело № 33-13668/2023

УИД № 34RS0008-01-2023-002912-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2023 года город Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Станковой Е.А.,

судей Кудрявцевой А.Г., Шиповской Т.А.,

при секретаре Зубаревой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2835/2023 по иску прокурора города Волгограда, действующего в интересах Буяновой В. И. к администрации Волгограда о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту жилой инфраструктуры

по апелляционной жалобе администрации Волгограда

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 августа 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора города Волгограда в интересах Буяновой В. И. к администрации Волгограда о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту жилой инфраструктуры – удовлетворить.

Возложить на администрацию города Волгограда обязанность в течение <.......> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома <.......>, для нужд инвалидов в соответствии с требованиями Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года №649, путем проведения мероприятий по занижению порогов входной группы многоквартирного дома и установке открывающегося пандуса в тамбуре подъезда № <...> указанного многоквартирного дома».

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., выслушав представителя ответчика – по доверенности Белко Е.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Романенко Ф.С. и представителя третьего лица – комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области - по доверенности Кудряшову С.А., возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Волгограда обратился в суд с иском в интересах инвалида <.......> группы Буяновой В.И. к администрации Волгограда о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту жилой инфраструктуры.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города на основании заявления инвалида <.......> группы Буяновой В.И. проведена проверка деятельности администрации Волгограда при реализации полномочий по приспособлению общего имущества собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <.......>, для его доступности маломобильным группам населения. В ходе проведенной проверки установлено, что Буянова В.И. проживает в квартире <.......>, в котором не созданы условия, обеспечивающие его доступность для инвалидов. Между тем, Буянова В.И. является инвалидом <.......> группы, передвигается с помощью кресла-коляски. В этой связи Буянова В.И. лишена возможности получения равных возможностей с иными гражданами по ведению полноценной и достойной жизни.

Распоряжением <.......> создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества, входящего в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда на территории <.......>

ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией проведено обследование общего имущества собственников в многоквартирном доме <.......>, в котором проживает инвалид Буянова В.И. По результатам проверки установлено наличие технической возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, где проживает Буянова В.И., путем проведения мероприятий по: занижению порогов входной группы многоквартирного дома; установке открывающегося пандуса в тамбуре многоквартирного дома.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение № <...> об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, потребность в финансовых ресурсах составила <.......> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией вынесено заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребности инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Проверкой прокуратуры города, проведенной в <.......> установлено, что требования об обеспечении доступности помещений многоквартирного жилого дома <.......> не обеспечены.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой города внесено представление ДД.ММ.ГГГГ № <...> в адрес заместителя главы города, в котором указано на непринятие мер по обустройству объектов жилой инфраструктуры для доступности маломобильных групп населения.

Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ № <...> следует, что согласно требованиям Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа осуществление социальной поддержки инвалидов не относится. Однако, по результатам рассмотрения представления в адрес <.......> <.......>. администрацией города направлено ходатайство от <.......> о возможности разработки региональной программы в сфере обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры (многоквартирных домов) для инвалидов и других маломобильных групп населения на условиях софинансирования мероприятий за счет средств местного бюджета. До настоящего времени выявленные прокуратурой города нарушения законодательства не устранены.

Просил суд возложить на администрацию города Волгограда обязанность в течение <.......> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома <.......>, для нужд инвалидов в соответствии с требованиями Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 №649, путем проведения мероприятий по занижению порогов входной группы многоквартирного дома и установке открывающегося пандуса в тамбуре подъезда № <...> указанного многоквартирного дома.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Волгограда просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия полагает, что такие основания к отмене судебного акта в данном случае отсутствуют.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города на основании поступившего заявления инвалида <.......> группы Буяновой В.И. проведена проверка деятельности администрации Волгограда при реализации полномочий по приспособлению общего имущества собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <.......> для его доступности маломобильным группам населения.

В ходе проведенной проверки установлено, что Буянова В.И. проживает в квартире <.......> подъезда <.......> дома <.......> по <.......>, в котором не созданы условия, обеспечивающие его доступность для инвалидов. Между тем, Буянова В.И. является инвалидом <.......> группы, передвигается с помощью кресла-коляски.

В этой связи Буянова В.И. лишена возможности получения равных возможностей с иными гражданами по ведению полноценной и достойной жизни.

Распоряжением <.......> создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества, входящего в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда на территории <.......>

ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией проведено обследование общего имущества собственников в многоквартирном доме <.......>, что подтверждается актом № <...>.

По результатам проверки установлено наличие технической возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, где проживает Буянова В.И., путем проведения мероприятий по: занижению порогов входной группы многоквартирного дома; установке открывающегося пандуса в тамбуре многоквартирного дома.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение № <...> об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, потребность в финансовых ресурсах составила <.......> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией вынесено заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребности инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Проверкой прокуратуры города, проведенной в <.......> установлено, что требования об обеспечении доступности помещений многоквартирного жилого дома <.......> не обеспечены.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой города внесено представление ДД.ММ.ГГГГ № <...> в адрес заместителя главы города, в котором указано на непринятие мер по обустройству объектов жилой инфраструктуры для доступности маломобильных групп населения.

Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ № <...> следует, что согласно требованиям Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа осуществление социальной поддержки инвалидов не относится. Однако, по результатам рассмотрения представления в адрес <.......> администрацией города направлено ходатайство от <.......> о возможности разработки региональной программы в сфере обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры (многоквартирных домов) для инвалидов и других маломобильных групп населения на условиях софинансирования мероприятий за счет средств местного бюджета.

Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома <.......>, для нужд инвалидов в соответствии с требованиями Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 №649, путем проведения мероприятий по занижению порогов входной группы многоквартирного дома и установке открывающегося пандуса в тамбуре подъезда № <...> указанного многоквартирного дома, администрацией Волгограда не осуществлены, что подтверждается Актом проверки, составленным ст.помощником прокурора г.Волгограда <.......>

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что на ответчика администрацию Волгограда, как на орган местного самоуправления, возложена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ к жилому помещению в жилом доме, в котором проживает инвалид Буянова В.И., и возможность беспрепятственного пользования общим имуществом жилого дома, которая в отношении неё не выполнена.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ), в соответствии с частью 1 статьи 9 которой, для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.

Согласно положениям указанного Федерального закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены и жилые здания.

Для инвалидов – колясочников беспрепятственный доступ предполагает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных группа населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 г. № 798/пр) или иного подъемного устройства.

В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014г. № 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 4 статьи 15 названного Федерального закона).

Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в" пункта 10).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (пункт 23 Правил).

Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (пункты 12 - 22 Правил).

Статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и придомовой территории, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, разделом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 определен перечень объектов, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, в числе которых лестницы, коридоры, фундаменты, земельный участок и иное имущество.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).

Судебной коллегией установлено, что в рамках участия в реализации государственной программы Волгоградской области «Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области» (подпрограмма «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения») утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. № 504-п предусмотрены мероприятия по проведению обследований жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда Волгоградской области, с целью их оценки для приспособления с учетом потребностей инвалидов.

Прокурор при обращении в суд с настоящим иском ставил вопрос о приспособлении общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов без привлечения денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме.

Ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности установки пандуса или иного подъемного устройства. Судом установлено наличие технической возможности адаптации входной группы для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников и маломобильных групп населения в подъезде многоквартирного дома, где проживает инвалид Буянова В.И.

Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании данной оценки, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, на управляющую организацию обязанность по установке пандуса возложена быть не может в силу пункта 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам доступ к общему имуществу многоквартирного дома. Кроме того, данные работы не предусмотрены Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, и порядка их оказания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 290 от 3 апреля 2013 г.

Соответственно, такая обязанность обоснованно возложена на администрацию Волгограда (статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 689-О-О).

Бездействие администрации города Волгограда, не осуществившей мероприятий, направленных на приспособление общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид Буянова В.И. с учетом потребностей инвалида и обеспечение условий их доступности для инвалида по основаниям отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о даче согласия на установку пандуса, нельзя признать соответствующим закону.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-13668/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Буянова Вера Ивановна
Прокуратура г. Волгограда
Ответчики
Администрация Волгограда
Другие
Администрация Центрального района г. Волгограда
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда
ООО УО г.Волгограда
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Кудрявцева Алла Георгиевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
17.11.2023Передача дела судье
14.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2023Передано в экспедицию
14.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее