Дело № 2а-729/2019г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2019 года
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
Председательствующего судьи Рябых Т.В.
при секретаре Шестаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Коновалову И.М. о прекращении действия права на управление транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усманского района Липецкой области обратился в суд с иском к Коновалову И.М. о прекращении действия права на управление транспортным средством, указав, что в ходе проверки был выявлен факт наличия у ответчика водительского удостоверения № 4211704728 по категории «В,С», выданного ему 22.08.2013 г. По сообщению ГУЗ «Усманская МРБ» ответчик состоит с 19.02.2019 г. на диспансерном учете у врача-<данные изъяты> в связи с <данные изъяты> и имеет противопоказания к управлению транспортными средствами. Управление транспортными средствами лицом, имеющим медицинские противопоказания к осуществлению данного вида деятельности, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Нартов Д.В. поддержал исковые требования и доводы, изложенные в иске.
Административный ответчик Коновалов И.В. в судебное заседание не явился, представив суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и о признании исковых требований.
Представители заинтересованных лиц ГУЗ «Усманская МРБ» и ОГИБДД ОМВД России по Усманскому району Липецкой области, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения заявленного требования не возражали.
Суд в соответствии с правилами ст. 150 и 152 КАС РФ посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованных лиц - ГУЗ «Усманская МРБ», ОГИБДД ОМВД по Усманскому району Липецкой области.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 3 ст. 8 "Конвенции о дорожном движении", заключенной в г. Вене 08.11.1968 г., и обязательной к применению в Российской Федерации, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения.
Статьей 23 названного Федерального закона предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами). Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно статье 23.1 Закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 24 Закона определено, что Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации; реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В части 1 статьи 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением.
Статьей 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" определено, что основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, среди прочего, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации N 377 от 28.04.1993 г. "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", не допускаются к управлению транспортными средствами лица, состоящие на учете с диагнозами: алкоголизм, наркомания, токсикомания; наркомания относится к заболеваниям, препятствующим управлению транспортным средством (согласно Международной классификации болезней МКБ-10, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ имеют коды F10 - F19; в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний F10 - F16, F18, F19)), являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 28 апреля 1993 года N 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (далее- Перечень N 377), согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами являются: эпилепсия и синкопальные состояния (выраженные формы пограничных расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально), а дополнительными противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания.
На основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1034н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "Психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" диспансерному учету, то есть динамическому наблюдению, в том числе необходимому обследованию за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации подлежат больные наркоманией и иные лица, обратившиеся за медицинской помощью по профилю "психиатрия-наркология".
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона N 196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии с указанным выше Перечнем N 377 медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами является алкоголизм, наркомания. Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом-3 года.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией, в том числе при наличии подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом «употребление с вредными последствиями».
Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).
Мотоцикл, автомобиль и иные транспортные средства создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. Управление авто- и мототранспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания к указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
Из материалов дела следует, что Коновалов И.М. имеет водительское удостоверение на право управления транспортными средствами № 4211704728 по категории «В,С», выданного ему 22.08.2013 г. (срок действия до 22.08.2023 г.), что подтверждается карточкой операции с ВУ от 17.05.2019г. (л.д.8).
Кроме того, согласно материалам дела и данным УГИБДД УМВД России по Липецкой области от 22.05.2019г. Коновалов И.М. 10.02.2019г. привлекался к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ (л.д.6-7).
В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР N 704 от 12 сентября 1988 года "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: для больных наркоманией – 5 лет.
Согласно медицинской карте амбулаторного наркологического больного и сообщению ГУЗ «Усманская МРБ» от 10.02.2019 г. Коновалов И.М. с 19.02.2019 г. состоит на диспансерном учете у врача-<данные изъяты> в ГУЗ «Усманская МРБ» с диагнозом <данные изъяты> и имеет противопоказания к управлению транспортными средствами (л.д.9-18,30).
Из сообщения главного врача ГУЗ «Усманская МРБ» от 06.09.2019 г. и от 09.09.2019г. также следует, что Коновалов И.М. у врача-<данные изъяты> в ГУЗ «Усманская МРБ» состоит на диспансерном учете с 19.02.2019 г. с диагнозом <данные изъяты> Основанием для постановки на «Д» учет является осмотр и положительный результат анализа мочи на анализаторе IK7 от 19.02.2019г., тест № 3227 (ТНС-30.34ng/ml)Диспансерное наблюдение установлено сроком на один год, для подтверждения трезвости больного, по истечении которого в случае не употребления <данные изъяты> и подтвержденными ХТИ наблюдение будет прекращено (л.д.29,31).
Доказательств снятия с диспансерного учета по причине стойкой ремиссии (выздоровления), а также доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для снятия с такого учета, в настоящее время суду не представлено.
Состояние здоровья ответчика, в частности, диагностированное у него заболевание, в связи с которым он поставлен на диспансерный учет, препятствует управлению им транспортными средствами, так как создает реальную угрозу жизни и здоровью как самого водителя, так и иных участников дорожного движения; документов о снятии его с учета в связи со стойкой ремиссией не представлены.
При таких обстоятельствах Коновалов И.М. при управлении транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, создает, а также может создать реальную опасность причинения вреда как самому себе, так и жизни и здоровью окружающих и их имуществу. Наличие вышеуказанного заболевания у ответчика исключает его право осуществлять деятельность, связанную с управлением источниками повышенной опасности.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам действующего законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Согласно положениям ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Вместе с тем, стойкая ремиссия, согласно Приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией", является основанием для снятия лица с диспансерного учета, которое, в свою очередь дает основание полагать, что препятствие к управлению транспортными средствами отпало в связи с выздоровлением водителя.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик незаконно пользуется правом управления транспортными средствами, чем создается реальная угроза для неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения.
В случае снятия ответчика с наркологического учета, он не лишен права на получение нового водительского удостоверения в установленном законом порядке.
При признании незаконными действий по постановке на диспансерное наблюдение ответчик вправе обратиться в суд с заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
В силу ч.3,5 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, суд считает возможным принять признание иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
В силу ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Прокурор при подаче иска, согласно п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, был освобожден от уплаты государственной пошлины. Поскольку настоящий иск заявлен в интересах неопределенного круга граждан, т.е. физических лиц, размер государственной пошлины следует определять как размер государственной пошлины при подаче заявления неимущественного характера для физических лиц 300 рублей.
Таким образом, с административного ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административный иск прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Коновалову И.М. о прекращении действия права на управление транспортным средством.
Прекратить действие права Коновалова И.М. на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения № 4211704728, выданного 22.08.2013 г.
Обязать Коновалова И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возвратить водительское удостоверение № 4211704728, выданное 22.08.2013 года, в ОМВД России по Усманскому району Липецкой области в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение является основанием для аннулирования удостоверения на право управления транспортными средствами №4211704728, выданного 22.08.2013 г. на имя Коновалова И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Взыскать с Коновалова И.М. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Усманский районный суд Липецкой области.
Председательствующий Т.В.Рябых
Решение в окончательной форме изготовлено 23.09.2019 г.