УИД 74RS0043-01-2023-003407-23
Судья Новикова Е.В.
Дело № 2-183/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 11-5497/2024
2 мая 2024 года город Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чертовиковой Н.Я.,
судей Норик Е.Н., Алферова И.А.,
при секретаре Шибаевой В.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Попова С.В. на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 7 февраля 2024 года по делу по иску Попова С.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Сфера ЖКС» о признании недействительным и не подлежащим исполнению платежного документа.
Заслушав доклад судьи Чертовиковой Н.Я. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Попов С.В. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сфера ЖКС» (далее по тексту ООО «Сфера ЖКС») о признании недействительными и не подлежащими исполнению платежные документы за октябрь и ноябрь 2023 года, выставленные ООО «Сфера ЖКС» для внесения платы за содержание общедомового имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> (л.д. 3-10).
В обоснование требований указано на то, что Попов С.В. является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение общей площадью 44 кв.м, по адресу: <адрес>. Распоряжением администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области № № от 19 августа 2022 года ООО «Сфера ЖКС» было назначено временной управляющей организацией указанным многоквартирным домом. Впоследствии, по итогам открытого конкурса ООО «Сфера ЖКС» было избрано управляющей организацией многоквартирным домом. Полагает, что поскольку об избрании ООО «Сфера ЖКС» управляющей организацией многоквартирным домом по итогам открытого конкурса ему известно не было, договор управления многоквартирным домом ему не направлялся и с ним не заключался, следовательно, оснований для выставления платежных документов у ООО «Сфера ЖКС» не возникло, права требовать внесения оплаты по платежным документам у ответчика не имеется.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Попова З.И., администрация Чебаркульского городского округа Челябинской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области (далее по тексту - УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области) (л.д. 40).
В судебном заседании суда первой инстанции истец Попов С.В. требования поддержал, представитель ответчика ООО «Сфера ЖКС» Мельман Т.А. исковые требования не признала.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Попова З.И., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области, УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области участия в судебном заседании суда первой инстанции не приняли.
Судом принято решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Попов С.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Повторяя основания иска, указывает на то, что поскольку договор управления, заключаемый по итогам открытого конкурса, не направлен, не заключен, право выставлять платежные документы по тарифу, указанному в открытом конкурсе, у ответчика не возникло. Полагает, что ООО «Сфера ЖКС», как победитель открытого конкурса, должно было реализовать право на заключение договора управления, так как такое право не реализовано, договор управления не заключен, приступить к управлению домом и рассылать платежные документы общество не могло. Указывает на нарушение своих прав незаключением с ним договора управления, на то, что не обязан был самостоятельно обращаться к ООО «Сфера ЖКС» для ознакомления с условиями управления и заключения договора.
Истец Попов С.В., представитель ответчика ООО «Сфера ЖКС», третье лицо Попова З.И., представители третьих лиц администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области, УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, заявлений об отложении слушания дела судебной коллегии не направили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Попов С.В. является <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 44 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 12, 43-44).
Распоряжением администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области № от 19 августа 2022 года временной организацией для управления многоквартирным домом № по <адрес>, поскольку собственниками помещений данного дома не выбран способ управления, было назначено ООО «Сфера ЖКС» (л.д. 22-25).
Указанным распоряжением определен перечень работ и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, размер платы за содержание жилого помещения установлен равным 16,07 рублей (Приложение 2).
На основании указанного распоряжения, 13 сентября 2022 года Главным управлением «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» было вынесено решение о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области, в реестр лицензий в качестве управляющей компании дома № по <адрес> включено ООО «Сфера ЖКС».
11 января 2023 года УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации № 75 от 6 февраля 2006 года «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», был проведен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственниками помещений которых на общем собрании не выбран способ управления, в том числе многоквартирным домом № по <адрес>, по результатам которого победителем конкурса признано ООО «Сфера ЖКС» (л.д. 26-28).
31 января 2023 года Главным управлением «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» на основании протокола от 11 января 2023 года конкурса по отбору управляющей организации было вынесено решение о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области, в реестр лицензий в качестве управляющей компании дома № по <адрес> включено ООО «Сфера ЖКС» (л.д. 36-37).
Актом от 25 января 2023 года подтверждено, что в период с 21 по 25 января 2023 года на досках объявлений в подъездах многоквартирного дома № по <адрес> области размещена информация о победителе открытого конкурса, а также проект договора управления (л.д.39).
В материалы дела представлен договор управления многоквартирного дома № по <адрес>, подписанный по итогам открытого конкурса одним из собственников помещений в данном доме – ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 31-35).
ООО «Сфера ЖКС» на Попова С.В., как на собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, был открыт лицевой счет №, данному собственнику выставлялись платежные документы для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, за октябрь, ноябрь 2023 года, исходя их площади помещения 44 кв.м, тарифа <данные изъяты> рублей за 1 кв.м (л.д. 13,14).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 153, 154, 155, 161, 163 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года № 1616, Постановлением Правительства Российской Федерации № 75 от 6 февраля 2006 года «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» и исходил из того, что ООО «Сфера ЖКС» правомерно приступило к управлению домом и обоснованно выставляло платежные документы, по тарифу, установленному по итогам открытого конкурса, поскольку способ управления многоквартирным домом не был выбран, управляющая компания избрана по итогам открытого конкурса.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу части 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 89 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75, организатор конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме и лиц, принявших помещения, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления этим домом путем размещения проекта договора в порядке, предусмотренном пунктом 40 настоящих Правил.
Пунктом 40 указанных Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах) уведомляются путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте.
Как установлено судом первой инстанции, в связи с отсутствием реализации выбранного способа управления многоквартирным домом администрацией Чебаркульского городского округа Челябинской области указанный дом был включен в открытый конкурс по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом, по итогам конкурса победителем является ответчик, итоги конкурса и проект договора размещены, по итогам данного конкурса собственники обязаны заключить договор управления на условиях конкурса, такой договор был заключен, что подтверждено договором управления, подписанным с одним из собственников, соответственно, вывод суда о том, что ответчик правомерно приступил к выполнению обязательств по договору управления и выставляет счета на оплату услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества, является законным и обоснованным.
Вместе с тем, результаты открытого конкурса не оспорены, недействительными не признаны, при этом в случае несогласия с условиями открытого конкурса, право собственников на выбор управляющей организации не ограничен и не утрачен. Собственники многоквартирного жилого дома не лишены возможности принять на общем собрании решения о расторжении договора управления с ответчиком и выборе иной управляющей организации.
Аналогичные выводы содержаться во вступивших в законную силу судебных актах, постановленных по искам Попова С.В. об оспаривании по тем же основаниям платежных документов за предыдущие периоды.
Приведенные заявителем доводы жалобы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 7 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 мая 2024 года.