Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2020 года село Мужи
Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Балакиной С.В., при секретаре судебного заседания Куртямовой Э.А., с участием помощника прокурора Шурышкарского района ЯНАО Цыганова Д.В., представителя 3-го лица – Заварзина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-110/2020 г. по иску прокурора Шурышкарского района ЯНАО, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Овгортское о возложении обязанности по обеспечению первичных мер безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шурышкарского района ЯНАО, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации муниципального образования Овгортское (далее–администрация). В обоснование требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства при подготовке к пожароопасному сезону на территории <адрес> не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение для целей пожаротушения, а именно объекты <адрес> не обеспечены пожарным водоемом с запасом воды не менее 54 куб. метров, а также в селе <данные изъяты> установленные по <адрес>, <адрес>, контейнерные пожарные водоемы, не соответствует необходимым объемом. По результатам проверки в адрес главы администрации МО Овгортское вынесено представление об устранении выявленных нарушении, которые до настоящего времени не устранены в виду отсутствия денежных средств в бюджете администрации. Просил обязать ответчика в течение двух месяцев после вступления в силу решения суда обеспечить территорию <адрес> наружным противопожарным водоснабжением от пожарных водоемов с запасом воды на цели пожаротушения не менее 54 куб. метров из расчета радиуса обслуживания одного пожарного водоема 100-150 метров (в зависимости от характеристик мотопомп), а также увеличить установленные контейнерные пожарные водоемы в селе Овгорт, до нормативных.
В судебном заседании помощник прокурора Цыганов Д.В., настаивал на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в нем.
<данные изъяты> Заварзин В.В., просил суд удовлетворить требования истца, учитывая выявленные нарушения требований пожарной безопасности на территории <адрес> и <адрес>.
Администрация МО Овгортское извещенная о дате судебного разбирательства надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
В письменном отзыве на исковое заявление глава муниципального образования Овгортское ФИО5 указал, что администрацией предприняты все необходимые меры, но ввиду отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образование на данные мероприятия устранить указанные нарушения законодательства, направленные на обеспечение пожарной безопасности не представляется возможным. Кроме этого в <адрес> функционирует полимерный эластичный резервуар контейнерного типа для целей пожаротушения. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> введен в эксплуатацию пожарный водоем объемом 50 куб. метров. В октябре 2020 года Департаментом гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО одобрена заявка для установки пожарных водоемов на территории муниципального образования Овгортское, а доведение бюджетных средств на данные мероприятия будет возможна лишь в начале 2021 года. Поскольку произвести строительно-монтажные работы по установке пожарных водоемов на территории поселений будет возможно в летний период, а процедура ввода их в эксплуатацию требует продолжительный период времени, просил установить срок для исполнения требований об обеспечении источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров до ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора Шурышкарского района, подлежащими удовлетворению, по следующим обстоятельствам.
Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со ст.3 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Исходя из ст. 10 этого же Федерального закона, финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с названным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со ст.62 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.Согласно ч.1 ст. 68 названного закона, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
В силу ч.2 ст. 63 указанного закона, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п. 4.1 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178) (далее - Свод правил) наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций.
Согласно таблице № 1 п. 5.1 Свода правил расход воды на наружное пожаротушение в поселении на 1 пожар, с числом жителей до 1 тысячи населения, при застройке зданий не более 2 этажей, независимо от степени их огнестойкости, составляет 5 литров в секунду.
Согласно п. 6.3 Свода правил продолжительность тушения пожара должна приниматься 3 часа.
Согласно п. 9.11 Свода правил, пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что администрацией допускаются нарушения при содержании источников наружного водоснабжения, что было выявлено в ходе проведенной прокуратурой района совместно с сотрудниками МЧС России проверки.
В <адрес> не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение, а именно на территории населенного пункта отсутствует пожарный водоем с запасом воды не менее 54 куб. метров, а в селе Овгорт установленные контейнерные пожарные водоемы по <адрес>, <адрес> не обеспечены необходимым запасом воды на цели пожаротушения.
Данные факты подтверждаются информацией отдела надзорной деятельности и профилактической работы по МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, другими исследованными материалами дела (л.д. №).
В связи с чем, неисполнение ответчиком требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе жителей <адрес> и <адрес>, в случае возникновения пожара.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обязание администрации исполнить в интересах неопределенного круга лиц требования пожарной безопасности закрепленные в федеральном законодательстве может быть обеспечено судебным решением.
Невыполнение требований пожарной безопасности администрацией нарушает права неопределенного круга лиц, так как это может повлечь причинение материального ущерба, вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества, в связи с чем суд считает необходимым исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить и возложить на администрацию муниципального образования Овгортское обязанность по обеспечению <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения в необходимом количестве, а также обеспечить необходимый запас воды на цели пожаротушения в имеющихся контейнерных пожарных водоемах в <адрес>, согласно требованиям противопожарного законодательства.
При вынесении решения суда о возложении обязанности совершить какие-либо действия, суд обязан разрешить вопрос о сроке исполнения установленной обязанности.
Анализируя изложенное, с учетом обстоятельств дела, мнения участников процесса, суд приходит к выводу о том, что заявленный прокурором в иске срок исполнения решения суда в 2-х месячный срок не является целесообразным, ввиду того, что общеизвестным является факт отсутствия транспортного сообщения на территории района до установления зимней автодороги и иные способы доставить источник пожаротушения (контейнеры) в <адрес> отсутствуют, суд приходит к выводу об установлении срока для исполнения решения суда (установки пожарного водоема в д. <адрес> в <адрес>) до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа – удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования Овгортское обеспечить первичные меры пожарной безопасности на территории <адрес>, а именно, обеспечить территорию населенного пункта наружным противопожарным водоснабжением от пожарных водоемов с запасом воды на цели пожаротушения не менее 54 кубических метров из расчета радиуса обслуживания одного пожарного водоема 100-150 (в зависимости от характеристик мотопомп).
Обязать администрацию муниципального образования Овгортское обеспечить первичные меры пожарной безопасности на территории <адрес>, а именно, обеспечить необходимый запас воды на цели не менее 54 кубических метров в имеющихся контейнерных пожарных водоемах: № по адресу: <адрес>, № по адресу: <адрес>, № по адресу: <адрес>.
Установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Шурышкарский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий (подпись) С.В. Балакина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>