УИД 32RS0003-01-2023-000890-74
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 18 августа 2023 года
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Устиновой Е.В.,
при секретаре Черномазовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брянского района в интересах неопределенного круга лиц к Новосельской сельской администрации о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с настоящим иском, указав, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера установлено, что на территории д. Бобылево Брянского района Брянской области расположено гидротехническое сооружение, находящееся в собственности Новосельского сельского поселения. Расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии данного гидротехнического сооружения, не производился.
Ссылаясь на то, что непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, делает невозможным определение финансового обеспечения ответственности собственника, истец с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ просил суд обязать Новосельскую сельскую администрацию в срок до 1 марта 2024 года произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения в д. Бобылево Брянского района Брянской области, и согласовать указанный расчет с департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От третьего лица департамента природных ресурсов и экологии Брянской области имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
В силу ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства без участия ответчика. Истцом возражений относительно рассмотрения дела в порядке заочного производства не заявлено.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ст. 17 названного закона собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности. Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2020 года № 1596 утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.
Согласно п. 2 Правил величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - вероятный вред).
Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами (п.3 Правил).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в 30-дневный срок согласовывает расчет вероятного вреда при соответствии его методике, предусмотренной пунктом 3 настоящих Правил, в части правильности определения величин составляющих вероятного вреда или возвращает его владельцу гидротехнического сооружения без согласования с указанием конкретных несоответствий расчета вероятного вреда указанной методике (п.4 Правил).
На территории Брянской области порядок согласования расчета вероятного вреда утвержден распоряжением администрации Брянской области от 1 октября 2008 года № 1040-р. В соответствии с п. 8 указанного распоряжения согласование расчета вероятного вреда проводится на основании письменного заявления владельца гидротехнического сооружения в комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области, который в течение одного месяца со дня поступления документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, согласует расчет вероятного вреда на срок не более 5 лет или направляет владельцу гидротехнического сооружения мотивированный отказ в согласовании расчета вероятного вреда.
Согласно Положению о департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 29 марта 2013 года № 283, департамент является правопреемником комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области.
Как следует из материалов дела, на территории Новосельского сельского поселения по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Бобылево, расположено гидротехническое сооружение площадью застройки 3110 кв.м. Данное гидротехническое сооружение находится в собственности муниципального образования Новосельское сельское поселение, о чем 20 марта 2013 года в ЕГРН внесена соответствующая регистрационная запись.
В ходе проведенной прокуратурой Брянского района проверки установлено, что расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии данного гидротехнического сооружения, не производился, что не отвечает требованиям безопасности гидротехнических сооружений. Отсутствие расчета вероятного вреда создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, делает невозможным определение финансового обеспечения ответственности собственника и, как следствие, своевременное и полное возмещение причиненного ущерба.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Заявленные прокурором требования подтверждаются представленными стороной истца доказательствами, оцененными судом в совокупности с другими материалами дела.
Новосельской сельской администрацией указанные обстоятельства не оспариваются, представлено заявление от 17 августа 2023 о том, что ответчик не возражает против удовлетворения уточнённых исковых требований. Как усматривается из материалов дела, ответчиком после подачи прокурором настоящего иска приняты меры по исполнению требований прокурора. В частности, заключены договоры с ООО «Брянскцентрвод» на выполнение работ по расчету вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и составлению акта регулярного обследования ГТС, внесены авансовые платежи по договорам.
Учитывая приведенные требования закона и установленные по делу обстоятельства, суд находит исковые требования прокурора Брянского района о понуждении к совершению действий подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 234, 235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Брянского района в интересах неопределенного круга лиц к Новосельской сельской администрации о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Новосельскую сельскую администрацию в срок до 1 марта 2024 года произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения в д. Бобылево Брянского района Брянской области, и согласовать указанный расчет с департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, а также обстоятельств, которые могут повлиять на содержание принятого решения, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Е.В. Устинова
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2023 года