РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Полесск 16 июня 2021 года
Полесский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Полиловой Л.А.,
при секретаре Данишевской А.Э.,
с участием представителя административного истца Корнилова В.Б.,
представителя административного ответчика Журовича А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крюченко В.Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области о признании незаконным отказа государственного кадастрового учета,-
УСТАНОВИЛ:
Крюченко В.Б. обратился в суд с вышеназванным иском, в котором просит признать незаконными действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области по отказу государственной регистрации учета изменений в наименовании объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с «нежилое здание» на «ремонтная станция». Также административный истец просит обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию учета изменений в наименовании указанного объекта.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ через Полесский отдел предоставления государственных и муниципальных услуг ГКУ Калининградской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» он обратился в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлением о государственном кадастровом учете здания в связи с изменением наименования объекта: с «нежилое здание» на «ремонтная станция». ДД.ММ.ГГГГ административный истец был уведомлен о приостановке действий по государственному кадастровому учету, а в дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ - об отказе государственного кадастрового учета.
С данными действиями административный истец не согласен, поскольку администрацией МО «Полесский городской округ» ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № «Об изменении наименования нежилого здания» с формулировкой: изменить наименование нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, с КН №, с «нежилое здание» на «ремонтная станция». О чем, истец сообщил в Управление Росррестра по Калининградской области, дополнив свое заявление, посредством направления указанного постановления администрации округа через многофункциональный центр.
Кроме того, административный истец не согласен с отказом в государственном кадастровом учете, по тем основаниям, что ему на праве собственности принадлежит вышеуказанный объект недвижимости с наименованием «нежилое здание», расположенное на земельном участке с КН №, относящимся, согласно Правилам землепользования и застройки МО «Полесский городской округ» к землям сельскохозяйственного назначения на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования «обеспечение сельскохозяйственного производства» Данный вид использования подразумевает размещение объектов капитального строительства, обеспечивающих сельскохозяйственное производство, в том числе и машино–транспортных ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, используемой для ведения сельского хозяйства. Реконструкция объекта при этом не производилась, параметры здания не изменились.
Таким образом, действия административного ответчика, нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем, подлежат признанию незаконными.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация МО «Полесский городской округ», Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
В судебном заседании административный истец Крюченко В.Б. не участвовал, о его дате, времени и месте уведомлен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Представитель административного истца Корнилов Б.Ю. в судебном заседании поддержал требования административного истца, просил удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что Управлением Росреестра по Калининградской области была произведена приостановка государственной регистрации изменения наименования объекта недвижимости по заявлению Крюченко В.Б. на том основании, что необходим было представить акт органа государственной или муниципальной власти. Данный акт был представлен административным истцом. В настоящее время на спорном земельном участке для сельскохозяйственного использования располагается помещение для ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин. Какой-либо реконструкции здания при изменении наименования и фактического его использования не производилось.
Представитель административного ответчика Журович А.Н. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать. Пояснил, что уведомление об отказе в государственной регистрации соответствует требованиям, предъявляемым ФЗ № 218-ФЗ, и является законным и обоснованным, не нарушает прав граждан. Сведения о наименовании и назначении объекта относятся к дополнительным сведениям, которые могут быть изменены только в уведомительном порядке либо в порядке межведомственного взаимодействия с органами государственной власти или местного самоуправления.
Кроме того, правообладатель обратился за изменением наименования объекта со «склада временного хранения» на «ремонтную станцию», что подразумевает реконструкцию объекта. Органом, уполномоченным давать разрешения на реконструкцию производственных объектов на территории Калининградской области, является Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию. Документов, подтверждающих, что спорное здание реконструировано с соблюдением строительных норм и иных требований, в связи с чем, безопасно в эксплуатации, представлено не было.
Отмечает, что данное строение поставлено на кадастровый учет в упрощенном порядке как вспомогательное, с пониженным уровнем ответственности. Ремонтная станция же в таком порядке не могла быть поставлена на кадастровый учет и требовала ввода в эксплуатацию в соответствии со ст. 51 ГрК.
Представители заинтересованных лиц администрации МО «Полесский городской округ», Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию в судебное заседание не явились, не явились, о его дате, времени и месте уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что за административным истцом Крюченко В.Б. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на нежилое здание с КН №, площадью <данные изъяты> расположенное на земельном участке с КН № по адресу: <адрес>. Данное право зарегистрировано на основании технического плана здания, изготовленного кадастровым инженером на основании поданной административным истцом декларации об объекте недвижимости, а также договора аренды спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № изменен вид разрешенного использования земельного участка из земель населенных пунктов с КН № площадью <данные изъяты>., с «под временным складским помещением» на разрешенное использование «обеспечение сельскохозяйственного производства», код 1.18.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования, указанный земельный участок находится в зоне СХ-3 – «Зона сельскохозяйственного использования (в том числе зона сельскохозяйственных угодий) из земель населенных пунктов».
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков 1.18 «Обеспечение сельскохозяйственного производства» предполагает размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства.
В связи с несоответствием назначения объекта капитального строительства с КН № разрешенному использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения на землях населенных пунктов, согласно классификатору, у административного истца возникла необходимость в изменении наименования объекта с «нежилого здания» на «ремонтную станцию».
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2); под государственным кадастровый учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 и частью 1 статьи 8 Закона № 218-ФЗ кадастр недвижимости является частью ЕГРН, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения которые содержатся в других государственных и муниципальных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 данного Закона вносятся в уведомительном порядке.
Наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества и вносится в кадастр недвижимости при наличии такого наименования (пункт 11 часть 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ Крюченко В.Б. самостоятельно в заявительном порядке обратился через многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг администрации МО «Полесский городской округ» в орган регистрации с заявлением об изменении именования объекта.
В силу постановления администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня услуг, предоставляемых администрацией МО «Полесский городской округ» в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг», изменение наименования здания не включено в перечень предоставляемых муниципальным учреждением услуг.
Согласно уведомлению о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ № №, основаниями к приостановлению регистрации послужило отсутствие документа, подтверждающего законность выполненных работ по реконструкции здания. В данном уведомлении также разъяснено, что изменение наименования объекта возможно на основании решения (акта) органа гос. власти или органов местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия или в уведомительном порядке.
Срок приостановления регистрации в уведомлении указан до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении наименования нежилого здания», изменено наименование нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, с КН №, с «нежилое здание» на «ремонтная станция».
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением № № регистрирующим органом отказано в государственном кадастровом учете, поскольку изменение использования спорного объекта, зарегистрированного в ЕГРН как нежилое здание, возможно на основании проведенной реконструкции. Орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, должен в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения направить в орган регистрации прав заявление о кадастровом учете изменений с приложением необходимых документов. Кроме того, в уведомлении отмечено, что на территории Калининградской области органом, в компетенции которого находится выдача разрешений на строительство/реконструкцию, является Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Пунктом 5 части 3 статьи 8 ГрК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Из пункта 4 статьи 51 ГрК РФ следует, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно пункту 1 части 2 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 г. № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальный образований Калининградской области», полномочия по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, когда выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации отнесена к компетенции органов местного самоуправления, полномочия по выдаче таких разрешений отнесено к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
Статья 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет вопросы местного значения городского округа и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, при этом вопрос о переименовании объектов недвижимости для внесения в кадастр недвижимости данной статьей не предусмотрен.
Согласно частям 2, 3 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав: в порядке межведомственного информационного взаимодействия с органами государственной власти или местного самоуправления; в уведомительном порядке в случаях, установленных Законом № 218-ФЗ.
Часть 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН. При этом сведения об изменении наименования объекта недвижимости к таким сведениям не отнесены.
Кроме того, согласно письму Минэкономразвития РФ от 24 апреля 2017 года № ОГ-Д23_4974 в настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулированы на основе правил присвоения наименований объектам недвижимости. В связи с этим положениями Закона № 218-ФЗ не предусмотрено норм о внесении изменений в части наименования объекта недвижимости.
Поскольку действующим законодательством не определен порядок изменения наименования зданий, необходимый перечень документов, необходимый для такого решения, а орган местного самоуправления не наделен полномочиями для принятия решений либо разработке указанного порядка, суд, с учетом сложившейся судебной практики, приходит к выводу о возможности внесения изменений в ЕГРН в части изменения наименования здания в заявительном порядке.
Вместе с тем, согласно действующему градостроительному законодательству изменение назначения здания, а, следовательно, и его наименования, возможно только в результате произведенной реконструкции. Эксплуатирование спорного объекта как ремонтной станции для сельскохозяйственных машин предусматривает реконструкцию и переоборудование здания, поскольку ранее он использовался административным истцом как склад временного хранения, то есть объект капитального строительства с пониженным уровнем ответственности.
Согласно части 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здании и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В настоящее время объект используется, как ремонтная станция для сельскохозяйственных машин, то есть производственный объект повышенного уровня опасности, подразумевающий установку различного ремонтного оборудования, подъемных механизмов, работающих под большим давлением, а также хранение опасных, легковоспламеняющихся веществ.
Пункт 1 части 5 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривает, что государственных кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется, в том числе, в связи с созданием или реконструкцией объекта недвижимости (за исключением случаев, сели в результате реконструкции объекта недвижимости образованы новые объекты недвижимости) на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое предоставлено в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (ч. 1 ст. 19 ФЗ № 218-ФЗ).
На основании установленных по делу обстоятельств и приведенных норма права, суд находит отказ Управления Росреестра по Калининградской области в государственном кадастровом учете законным и обоснованным, поскольку Крюченко В.Б. документов, подтверждающих получение разрешения им на реконструкцию и ввод в эксплуатацию реконструированного объекта не представил и в компетентные органы, в данном случае в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, за соответствующей разрешительной документацией, не обращался.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд-
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░ 2021 ░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░