Решение по делу № 2а-650/2021 от 11.08.2021

Дело № 2а-650/2021

УИД 24RS0055-01-2021-000971-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2021 года г. Уяр

Уярский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Альбрант А.В.,

при секретаре Вацлавской Д.С.,

с участием административного истца - администрации Уярского района Красноярского края Фурмановой Е.С., действующей на основании доверенности от 11.01.2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Уярского района Красноярского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, отмене постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства,


У С Т А Н О В И Л:

Администрация Уярского района Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, отмене постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Требования мотивированы тем, что 22.10.2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Даниловой Е.А. возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации Уярского района об обязании предоставить Т.В.В. по договору найма специализированное жилое помещение. Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Гидзинской А.Ю. в отношении администрации Уярского района вынесено постановление от 06.02.2020 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. 11.02.2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю Маркевич Г.А. в отношении администрации Уярского района вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 50 00 рублей. Указывает, что решение суда не исполнено по объективным причинам. При отсутствии свободных жилых помещений и бюджетных средств, предназначенных на приобретение жилья, приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории которых относится взыскатель Т.В.В. осуществляется за счет финансирования, поступающего из бюджета Красноярского края. Администрация Уярского района обращалась в Министерство образования Красноярского края с ходатайством о выделении дополнительного финансирования для исполнения решения суда, однако денежные средства в установленный срок в администрацию Уярского района не поступили. После получения субвенции из краевого бюджета администрацией Уярского района приобретено жилое помещение для Т.В.В. 09.02.2021 года с Т.В.В. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

Просит освободить администрацию Уярского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, отменить постановление от 11.02.2021 года о возбуждении исполнительного производства.

Представитель административного истца администрации Уярского района Красноярского края – Фурманова Е.С. в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне истца, Министерства образования Красноярского края, прокурор Уярского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Суд, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон, в порядке ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 8 ст. 30 указанного закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч. 11 ст. 30 Закона).

В соответствии с ч. 12 ст. 30 Закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок.

В соответствии с п. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава -исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу -исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п. 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбор (п. 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50,52-54,55 Конституции Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 (ред. от 24.12.2015 года) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями, на выполнение которых органы исполнительной власти края предоставляют бюджетам муниципальных районов финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. На полученные субвенции из краевого бюджета органами местного самоуправления приобретаются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, приобретение жилых помещений для указанной категории лиц осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации, выделенных администрации муниципального образования.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Уярского районного суда Красноярского края от 31.07.2019 года на администрацию Уярского района Красноярского края возложена обязанность по предоставлению Т.В.В. на территории г. Уяра по договору найма специализированного жилого помещения пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям г. Уяра Уярского района Красноярского края, не обременённое правами третьих лиц и не находящееся под арестом, площадью 33 кв. м., с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 22 кв. м. и не более 42 кв. м.).

22.10.2019 года в отношении администрации Уярского района Красноярского края возбуждено исполнительное производство -ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

06.02.2020 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о взыскании с администрации Уярского района Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, так как исполнительный документ в срок, предоставленный для добровольного исполнения не исполнен, доказательств, подтверждающих уважительность причины неисполнения должником не представлено.

11.02.2021 года в отношении администрации Уярского района Красноярского края возбуждено исполнительное производство -ИП на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 06.02.2020 года о взыскании с администрации Уярского района Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Вместе с тем из представленных истцом доказательств усматривается отсутствие вины в действиях администрации Уярского района Красноярского края в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Так, 30.10.2019 года администрацией Уярского района Красноярского края направлено письмо в Министерство образования Красноярского края о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений Т.В.В.

Согласно письму Министерства образования Красноярского края от 31.12.2019 года Министерством направлено письмо в Министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией Уярского района по приобретению жилых помещений детям-сиротам.

Администрация Уярского района Красноярского края обращалась в Уярский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки по исполнению решения Уярского районного суда от 31.07.2019 года.

Определением Уярского районного суда от 11.06.2020 года администрации Уярского района предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 31.07.2019 года до 15.03.2021 года.

31.01.2020 года администрацией Уярского района Красноярского края и Министерством образования Красноярского края заключено соглашение «О взаимодействии министерства образования Красноярского края по реализации в 2020 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет».

Дополнительным соглашением от 11.11.2020 года к Соглашению «О взаимодействии министерства образования Красноярского края по реализации в 2020 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет» от 31.01.2020 , согласно которому, в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2020 году, была включена Т.В.В.

Кроме того, 25.06.2020 года администрация Уярского района Красноярского края обратилась в Министерство финансов Красноярского края с просьбой рассмотреть вопрос о выделении дополнительных денежных средств на уплату исполнительских сборов. 20.07.2020 года получен ответ об отсутствии возможности выделить денежные средства на уплату исполнительского сбора.

09.02.2021 года с Т.В.В. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что должник в силу объективных причин не имел реальной возможности исполнить решение Уярского районного суда Красноярского края от 31.07.2019 года в установленный судебным приставом-исполнителем срок, что свидетельствует об отсутствии его вины. Из материалов дела следует, что администрацией Уярского района были приняты необходимые меры для исполнения судебного решения. Сразу после вступления решения суда в законную силу истец обращался в Министерство образования Красноярского края с просьбой о выделении денежных средств для исполнения судебного решения, однако денежные средства на 2020 год выделены не были.

Таким образом, администрацией Уярского района Красноярского края были предприняты все возможные действия, направленные на исполнение решения суда, связанные с обеспечением жилым помещением Т.В.В.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административное исковое заявление администрации Уярского района Красноярского края подлежит удовлетворению в части освобождения администрации Уярского района Красноярского края от исполнительского сбора.

В части требований административного истца об отмене постановлении судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску от 11.02.2021 года о возбуждении исполнительного производства -ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, суд приходит к следующему.

Согласно ч 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Суд не усматривает оснований для отмены постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 11.02.2021 года о возбуждении исполнительного производства -ИП, поскольку освобождение администрации Уярского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора не влечет признание постановления о возбуждении исполнительного производства от 11.02.2021 года незаконным, кроме того административным истцом таких требований не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования администрации Уярского района Красноярского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства – удовлетворить частично.

Освободить администрацию Уярского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 06.02.2020 года в размере 50 000 рублей.

В удовлетворении требований об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 11.02.2021 года о возбуждении исполнительного производства -ИП – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: А.В. Альбрант

Мотивированное решение изготовлено .

2а-650/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация Уярского района
Ответчики
МОСП по исполнению исполнительских документов неимущественного характера по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю
Суд
Уярский районный суд Красноярского края
Судья
Альбрант Александра Викторовна
Дело на сайте суда
uyar.krk.sudrf.ru
11.08.2021Регистрация административного искового заявления
12.08.2021Передача материалов судье
13.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее