Дело № 2-92/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Ионовой О.Н.,
при секретаре судебного заседания – Антоновой М.А.
с участием в деле:
истца Гробовой В. С.,
представителя истца Гробовой В.С. – Федотова Ю. Г., представившего доверенность от 24 ноября 2014 года,
ответчика - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в лице представителя Болтунова В.В., представившего доверенность от 31 декабря 2014 года № 07-4053,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саранске
23 января 2015 года
гражданское дело по иску Гробовой В. С. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о включении в стаж государственной службы периодов обучения, признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет и возложении обязанности предоставить пенсию за выслугу лет с момента обращения
установил:
Гробова В.С. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о включении в стаж государственной службы периодов обучения, признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет и возложении обязанности предоставить пенсию за выслугу лет с момента обращения.
В обоснование иска указано, что в соответствии с Положением о порядке предоставления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Мордовия и лицам, замещавшим государственные должности Республики Мордовия, утвержденного Указом Главы Республики Мордовия от 28 октября 2009 года № 221-УГ (далее по тексту - Положение) она обратилась в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия за предоставлением пенсии за выслугу лет.
Ответчиком принято решение об отказе в предоставлении истице пенсии за выслугу лет на основании пункта 7 Положения, то есть в связи с ее несоответствием требованиям, указанным в пункте 1 статьи 20 Закона Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия» (далее по тексту Закон Республики Мордовия), в ее стаж государственной службы ответчик не включил период обучения в высшем учебном заведении на очном отделении (1977-1982 гг.), поскольку согласно пункту «в» Приложения к Закону Республики Мордовия в действующей редакции в стаж государственной службы включается обучения в высших учебных заведениях только для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки (стажировки) в случае направления государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, на очную форму обучения, в том числе в очной аспирантуре (докторантуре).
Считает решение ответчика об отказе в предоставлении ей пенсии за выслугу лет и о не включении в стаж государственной гражданской службы времени обучения в высшем учебном заведении незаконным, нарушающим её право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, поскольку на момент увольнения, в соответствии с действующим на тот период законодательством, она выработала стаж государственной службы Республики Мордовия.
Истец просила суд:
- включить в её стаж государственной гражданской службы Республики Мордовия, дающей право на назначении пенсии за выслугу лет, период обучения в Мордовском ордена Дружбы народов государственном университете имени Н.П. Огарева в период с 1977 года по 1982 год;
- признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в предоставлении ей пенсии за выслугу лет;
- обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия назначить ей пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия».
21 января 2014 года от истца Гробовой В.С. поступило уточнение исковых требований, принятое судом на основании части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит чуд:
- включить в её стаж государственной гражданской службы Республики Мордовия, дающей право на назначении пенсии за выслугу лет, период обучения в Мордовском ордена Дружбы народов государственном университете имени Н.П. Огарева в период с 1977 года по 1982 год;
- признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в предоставлении ей пенсии за выслугу лет;
- обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия назначить ей пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия», то есть со 2 сентября 2014 года.
В судебном заседании истец Гробова В.С., её представитель Федотов Ю.Г. исковые требования поддержали по заявленным основаниям, просили удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Болтунов В.В. против удовлетворения исковых требований возразил по основаниям, изложенным в обжалуемом решении и возражениях на исковое заявление, где, в частности указывает, что в действующей редакции Закона Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия» в стаж государственной службы включается обучение в высших учебных заведениях только для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки (стажировки) в случае направления государственных служащих и лиц, замещающих государственные, на очную форму обучения, в том числе в очной аспирантуре (докторантуре). Кроме того, просил применить срок исковой давности к требованию истца о включении в стаж государственной гражданской службы обучение в Мордовском ордена Дружбы народов государственном университете имени Н.П. Огарева в период с 1977 года по 1982 год, поскольку, согласно аттестационному листу, с которым истица ознакомлена, её общий стаж на 18 октября 1996 года составлял 17 лет 11 месяцев, без периодов обучения. Истица уволилась из Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия 19 января 2001года, а с требованием о включении указанного периода в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет обратилась лишь в конце 2014 года. По этим основаниям, просил в иске отказать.
Выслушав истца, представителей сторон, свидетеля, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона Республики Мордовия лица, имеющие стаж государственной службы не менее 15 лет, исчисленный в соответствии со статьей 21 настоящего Закона, и при условии замещения ими государственных должностей государственной службы Республики Мордовия не менее 5 лет, а в случае сокращения должностей государственной гражданской службы Республики Мордовия - не менее 3 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно представленному пенсионному удостоверению №80953, выданному Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонд Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, трудовая пенсия по старости Гробовой В.С. назначена 23 августа 2014 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закон Республики Мордовия, порядок предоставления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Мордовия определяется указом Главы Республики Мордовия.
Указом Главы Республики Мордовия от 28 октября 2009 года N 221-УГ «О порядке предоставления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Мордовия и лицам, замещавшим государственные должности Республики Мордовия» утверждено Положение о порядке предоставления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Мордовия и лицам, замещавшим государственные должности Республики Мордовия.
Согласно пункту 3 указанного Положения заявление об установлении пенсии за выслугу лет подается по форме, согласно приложению 1 к настоящему Положению, в форме документа на бумажном носителе, либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов»:
- лицом, указанным в пунктах 1 и 5.1 статьи 29, пунктах 1 и 1.1 статьи 30 Закона Республики Мордовия "О государственной службе Республики Мордовия", а также лицом, замещавшим должность руководителя исполнительного органа государственной власти, не являющегося членом Правительства Республики Мордовия, - на имя Главы Республики Мордовия;
- лицом, замещавшим должность государственной гражданской службы Республики Мордовия, - на имя руководителя (руководителя аппарата) государственного органа Республики Мордовия (далее - государственный орган) по последнему месту государственной гражданской службы;
- лицом, замещавшим должность государственной гражданской службы Республики Мордовия в государственных органах, прекративших свою деятельность, - на имя руководителя (руководителя аппарата) государственного органа, являющегося правопреемником.
Из копии приказа Министра социальной защиты населения № 51 от 27 апреля 2001 года следует, что Гробова В.С. – главный специалист отдела организации и назначении пенсий уволена с 19 апреля 2001 года в порядке перевода в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Единую пенсионную службу по Республике Мордовия на основании пункта 5 статьи 29 КЗоТ Российской Федерации по согласованию руководителей.
02 сентября 2014 года Гробова В.С.обратилась в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением, в котором просит назначить ей пенсию за выслугу лет к трудовой пенсии по старости.
По результатам рассмотрения заявления Гробовой B.C., письмом от 02 сентября 2014 года за исх. № 05-6223-Г ответчиком принято решение об отказе в предоставлении истице пенсии за выслугу лет на основании пункта 7 Положения, то есть в связи с ее несоответствием требованиям, указанным в пункте 1 статьи 20 Закона Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия».
Согласно дополнительного письма за исх. №05-6741-Г от 23 сентября 2014 года ответчик уведомил истицу о том, что при принятии решения об отказе в предоставлении Гробовой B.C. пенсии за выслугу лет, в ее стаж государственной службы ответчик не включил период обучения в высшем учебном заведении на очном отделении (1977-1982 гг.), поскольку согласно пункту «в» Приложения к Закону Республики Мордовия в действующей редакции в стаж государственной службы включается обучения в высших учебных заведениях только для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки (стажировки) в случае направления государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, на очную форму обучения, в том числе в очной аспирантуре (докторантуре).
Суд считает позицию ответчика не основанной на законе исходя из следующего.
На момент увольнения истицы с государственной службы, то есть на 19 апреля 2001 года отношения связанные с назначением пенсии за выслугу лет государственным служащим Республики Мордовия регламентированы следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 мая 1995 года (в редакции Федеральных законов от 18 февраля 1999 года № 35-Ф3, от 07 ноября 2000 года № 135- ФЗ) (далее по тексту - ФЗ на момент увольнения);
- Закон Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия» от 26 января 1996 года (в редакции Законов РМ от 26 апреля 1996 года №13-3, от 22 июля 1996 года № 30-3, от 12 ноября 1996 года № 53-3, от 27 февраля 1997 года № 11-3, от 17 марта 1998 года № 1-3, от 14 июля 1998 года № 28-3) (далее по тексту - Закон Республики Мордовия на момент увольнения).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 2 ФЗ на момент увольнения под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает в себя: 1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; 2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 9 ФЗ на момент увольнения государственный служащий имеет право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ на момент увольнения Законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 20 ФЗ на момент увольнения стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления. Включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Закона Республики Мордовия на момент увольнения стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию и доплаты к государственной пенсии, предусмотренной статьей 20 настоящего Закона, включал в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления, а также иные периоды трудовой и другой деятельности согласно Приложению к настоящему Закону.
Согласно пункту «в» приложения к Закону Республики Мордовия на момент увольнения в стаж государственной службы включалось время обучения на дневном отделении в высших учебных заведениях по специализации государственных должностей государственной службы.
Согласно диплому ЗВ № 476359 от 27 мая 1982 года истица обучалась в Мордовском ордена Дружбы народов государственном университете имени Н.П. Огарева в период с 1977 по 1982 годы, ей присвоена квалификация юриста по специальности «Правоведение»
В соответствии с Приложением к Приказу Министра высшего и среднего специального образования СССР от 05 сентября 1975 года № 831, действовавшего в период обучения истицы в вышеуказанном высшем учебном заведении, специальность № 1801 «Правоведение» включала в себя, в том числе и государственно-правовую специализацию.
В судебное заседание истцом представлено личное дело, в котором имеется Послужной список государственного служащего Республики Мордовия Гробовой В.С.
11 марта 1997 года на основании статьи 8 Закона Республики Мордовия и в целях упорядочения ведения личных дел государственных служащих Республики Мордовия Главой Республики Мордовия издан Указ, которым утверждено Положение о порядке ведения личных дел государственных служащих Республики Мордовия (далее по тексту - Положение), которое действовало в период с 11 марта 1997 года по 10 декабря 2005 года, то есть в период занятия истицей должности государственной гражданской службы Республики Мордовия в Министерстве социального обеспечения Республики Мордовия.
Так, в соответствии с пунктом 1 Положения личное дело является основным документом, содержащим сведения о прохождении государственным служащим Республики Мордовия государственной службы.
Согласно пункту 3 Положения в личном деле содержатся: анкета (приложение 2 к Положению), послужной список (приложение 3 к Положению), документы, подтверждающие стаж государственной службы, включая ее отдельные периоды, справка (приложение 4 к Положению), личное заявление о приеме на государственную службу, копии документов, подтверждающих профессиональное образование, справки из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении и полученных доходах, медицинское заключение о состоянии здоровья, заключение по результатам испытательного срока, решения государственной конкурсной комиссии о сдаче государственного квалификационного экзамена, результаты аттестаций, служебные характеристики и прочие документы, связанные с оформлением данного лица на государственную службу и ее прохождением.
В соответствии с пунктом 4 Положения Послужной список государственного служащего Республики Мордовия составляется кадровой службой государственного органа на основании анкеты, трудовой книжки, нормативных правовых актов и других документов. Внесение в послужной список данных, не предусмотренных его формой, не допускается.
Согласно пунктам 5, 5.1 Положения, при составлении и последующем ведении послужного списка необходимо руководствоваться следующим: в разделе 3 в хронологическом порядке производятся записи сведений о прохождении государственной службы, в том числе военной службы, службы в органах внутренних дел, в таможенных органах, в органах налоговой полиции, на должностях прокурорских работников, а также службы в аналогичных государственных структурах СССР и стран - участниц СНГ. Основаниями для внесения записей в раздел 3 являются нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Мордовия, приказы руководителя государственного органа, трудовая книжка, военный билет. В случае увольнения государственного служащего записи, произведенные в разделе 3, заверяются подписью руководителя государственного органа или его заместителя и печатью.
Как видно из представленного в материалы гражданского дела Послужного списка главного специалиста отдела организации и назначения пенсий Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Гробовой B.C. в Разделе 3 послужного списка (Данные о государственной службе, в том числе военной службе, службе в органах внутренних дел, в таможенных органах, в органах налоговой полиции, на должностях прокурорских работников, а также о службах в аналогичных государственных структурах СССР и стран-участниц СНГ) содержатся периоды, включаемые в стаж государственной гражданской службы, в частности период с 01сентября 1977 года по 27 мая 1982 года студент МГУ им. Н.П. Огарева.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Республики Мордовия в первоначальной редакции государственные должности государственной службы подразделялись по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.
Согласно части 3 статьи 6 Закона Республики Мордовия в первоначальной редакции в квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования к:
- уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы;
- стажу и опыту работы по специальности;
- уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции и законов Республики Мордовия применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона Республики Мордовия в первоначальной редакции гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь: для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специальности «государственное управление» либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Мордовия в первоначальной редакции перечень государственных должностей категории "А", "Б" и "В" дается в Реестре государственных должностей в Республике Мордовия. Государственная должность государственной службы - государственная должность категории "Б" или "В", включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Республики Мордовия. В Реестр государственных должностей государственной службы Республики Мордовия включаются государственные должности категорий "Б" и "В", классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы. Реестр государственных должностей государственной службы Республики Мордовия утверждается Главой Республики Мордовия.
Указом Главы Республики Мордовия № 36 от 20 февраля 1996 года утвержден реестр государственных должностей государственной службы Республики Мордовия.
Разделом IV реестра предусмотрена государственная должность государственной службы Республики Мордовия в аппарате Министерства - главного специалиста, отнесенной реестром к старшей должности.
В редакции Указов Главы Республики Мордовия №89 от 13 августа 1997 года и №16 от 16 февраля 1999 года (действовавших в период замещения Гробовой B.C. должности главного специалиста) должность главного специалиста аппарата Министерства не претерпела каких либо изменений и также отнесена к старшей группе должностей.
Вместе с тем, к Реестру государственных должностей государственной службы Республики Мордовия вопреки требованиям части 3 статьи 1 Закона Республики Мордовия в первоначальной редакции не приложен перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.
В период с момента принятия Закона Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия» и по день увольнения истицы с государственной службы перечень специализаций государственных должностей государственной службы установлен не был.
Таким образом, к государственному служащему Республики Мордовия в рассматриваемый период времени предъявлялись общие требования, установленные Законом Республики Мордовия, в частности для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специальности «государственное управление» (часть 4 стать 6 Закона Республики Мордовия) и стаж работы по специальности не менее трех лет (Указ Главы Республики Мордовия № 56 от 26 апреля 1996 года «О квалификационных требованиях по государственным должностям государственной службы Республики Мордовия»).
Доказательств того, что работодателем предъявлялись иные требования к должностям, замещающим истцом Гробовой В.С., ответчиком не представлено.
Из пояснений истца Гробовой В.С. в судебном заседании следует, что при её работе в Отделе пенсий и пособий Министерства социального обеспечения Мордовской АССР в её обязанности входило оценка пенсионных прав граждан, обратившихся за назначением пенсии, в соответствии с действовавшим законодательством. Все работники их отдела должны были иметь юридическое образование, а главные специалиста, начальник и заместитель начальника отдела – высшее юридическое образование.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 полностью подтвердила пояснения истца в этой части.
Из материалов личного дела истца Гробовой В.С. усматривается, что в период её работы в Министерстве социального обеспечения, она неоднократно была аттестована на соответствие занимаемым должностям, доказательств обратного, суду не представлено.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что на момент составления послужного списка государственного гражданского служащего Гробовой B.C. работодатель в соответствии с действующими на тот момент пунктом «в» приложения к Закону Республики Мордовия в первоначальной редакции, статьей 6 Закона Республики Мордовия в первоначальной редакции обоснованно внес в Раздел 3 Послужного списка Гробовой B.C. период ее обучения в МГУ им. Н.П. Огарева.
При рассмотрении дела установлено, что общий стаж государственной службы истца Гробовой В.С. составляет 11 лет 11 месяцев 28 дней, без включается периода обучения в высшем учебном заведении.
Указанное обстоятельство сторонами не оспариваются, что в соответствии со статьей 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 7 и 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц.
При изменении порядка исчисления стажа государственной службы необходимо руководствоваться основополагающим принципом законотворческой деятельности в социальной сфере согласно которого, новое правовое регулирование не должно влечь снижение уровня социальных гарантий, размеров денежного и пенсионного обеспечения.
При указанных обстоятельствах обучение истца в Мордовском ордена Дружбы народов государственном университете имени Н.П. Огарева в период с 1977 года по 1982 год подлежит включению в страж государственной гражданской службы Республики Мордовия, дающей право на назначении пенсии за выслугу лет, период обучения
Со дня вступления в силу Закона Республики Мордовия по 19 апреля 2001 года (день увольнения), Гробова B.C. работала в должности главного специалиста отдела организации и назначения пенсий Министерства социального обеспечения Республики Мордовия, которая отнесена реестром должностей к старшей группе должностей государственной гражданской службы и на основании приложения к Закону Республики Мордовия включается в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии.
Однако, после увольнения истицы Законом Республики Мордовия № 30-3 от 29 мая 2001 года, пункт «в» приложения Закона Республики Мордовия на момент увольнения изложен в новой редакции, согласно которой в стаж государственной гражданской службы, дающей право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включается только время обучения в высших учебных заведениях для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки (стажировки) в случае направления государственных служащих и лиц, замещающих государственные, на очную форму обучения, в том числе в очной аспирантуре.
Действующие Федеральный закон «О государственной гражданской службе» и Закон Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия» не содержат норм действия Закона во времени.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 73 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, правила об исчислении стажа государственной службы введенные Законом Республики Мордовия № 30-3 от 29 мая 2001 года, по мнению суда, распространяют свое действие на лиц, поступивших на государственную службу после 29 мая 2001 года, в связи с чем суд приходит к выводу, что с внесением изменений в Закон Республики Мордовия истица не утратила стаж государственной гражданской службы, дающей право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, в связи с чем, ответчику при принятии решения о предоставлении Гробовой B.C. пенсии за выслугу лет и исчислении ее стажа государственной службы, следовало руководствоваться пунктом «в» приложения к Закону Республики Мордовия на момент увольнения, а не действующей редакцией Закона Республики Мордовия.
Учитывая изложенное, суд находит отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в назначении Гробовой В. С. пенсии за выслугу лет незаконным.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Как указано выше, стаж государственной гражданской службы истца на момент увольнения составил 11 лет 11 месяцев 28 дней. С учетов включения в страж государственной гражданской службы Республики Мордовия Гробовой В.С., дающей право на назначении пенсии за выслугу лет, периода обучения в Мордовском ордена Дружбы народов государственном университете имени Н.П. Огарева с 1977 года по 1982 год, общий стаж государственной гражданской службы Республики Мордовия истца составил более 15 лет.
Учитывая общий стаж государственной гражданской службы истца, то обстоятельство, что с 23 августа 2014 года она является получателем трудовой пенсии, следовательно, она имеет право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона Республики Мордовия.
Вместе с тем, реализация прав на получение мер социальной поддержки носит заявительный характер, следовательно, на ответчика следует возложить обязанность назначить Гробовой В.С. пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия» с момента обращения, то есть со 02 сентября 2014 года.
Стороной ответчика заявлено о применении срока исковой давности к требованию истца о включении в страж государственной гражданской периода обучения в Мордовском ордена Дружбы народов государственном университете имени Н.П. Огарева в период с 1977 года по 1982 год, поскольку, согласно аттестационному листу, с которым истица ознакомлена, её общий стаж на 18 октября 1996 года составлял 17 лет 11 месяцев, без периодов обучения. Истица уволилась из Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия 19 января 2001года, а с требованием о включении указанного периода в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет обратилась лишь в конце 2014 года.
Суд отказывает ответчику в применении срока исковой давности к указанным правоотношениям исходя из следующего.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из содержания пункта 1 статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Исковые требования истца Гробовой В.С. о включении в страж государственной гражданской службы периода обучения вытекают из трудовых правоотношений.
Согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам вышеуказанного срока, он может быть восстановлен судом.
Вместе с тем, включение периодов обучения в стаж государственной службы направлено на реализацию прав истца по получению мер социальной поддержки в виде пенсии за выслугу лет, следовательно, к рассматриваемым правоотношениям следует применять общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как сказано выше, право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 20 Закона Республики Мордовия возникает с момента назначения трудовой пенсии. Вместе с тем, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С заявление о назначении пенсии за выслугу лет Гробова В.С. обратилась к ответчику 02 сентября 2014 года, письмом от 02 сентября 2014 года ответчиком принято решение об отказе истцу в предоставлении указанной выплаты. С указанного времени, по мнению суда, следует исчислять начало течения срока исковой давности, который к моменту обращения истцу в суд не истек.
Ознакомление истца со стажем гражданской службы на 18 октября 1996 года, о чем имеется её подпись в аттестационном листе, не имеет правового значения для рассматриваемого спора, в приказе об увольнении страж государственной службы истца не рассчитан. Кроме того, на указанные периоды у истца отсутствовало право на получении пенсии за выслугу лет, поскольку она не являлась получателем трудовой пенсии, что является обязательным условием для назначения указанной выплаты.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При указанных обстоятельствах исковые требования Гробовой В.С. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о включении в стаж государственной службы периодов обучения, признании незаконным отказа в предоставлении пенсии за выслугу лет и возложении обязанности предоставить пенсию за выслугу лет с момента обращения подлежат удовлетворению.
В силу статьи 98 ГПК Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся расходы на оплату услуг представителей, суммы подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, и другие признанные судом необходимыми расходами, что предусмотрено статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
С учетом требований подпункта первого пункта первого статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, истцом при подаче искового заявления оплачена государственная пошлина в размере 200 руб. по квитанциям от 24 ноября 2014 года (л.д.5).
Пунктом первым статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Согласно подпункту девятнадцатому пункта первого статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлин.
Следовательно, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, не относится к числу субъектов, являющихся в установленном порядке плательщиком государственной пошлины и освобождено от возмещения данных расходов, в связи, с чем суд не перераспределяет судебные расходы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных прокурором требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Гробовой В. С. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о включении в стаж государственной службы периодов обучения, признании незаконным отказа в предоставлении пенсии за выслугу лет и возложении обязанности предоставить пенсию за выслугу лет с момента обращения удовлетворить.
Включить в страж государственной гражданской службы Республики Мордовия Гробовой В. С., дающей право на назначении пенсии за выслугу лет, период обучения в Мордовском ордена Дружбы народов государственном университете имени Н.П. Огарева в период с 1977 года по 1982 год.
Признать отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в назначении Гробовой В. С. пенсии за выслугу лет незаконным.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия назначить Гробовой В. С. пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Мордовия «О государственной службе Республики Мордовия» с момента обращения, то есть со 2 сентября 2014 года
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Ионова О.Н.
Мотивированное решение принято 28 января 2015 года
Судья - Ионова О.Н.