Решение по делу № 2-2312/2015 от 06.08.2015

Дело №2-2312/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2015 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Шалагиной Т.В.,

при секретаре ФИО,

с участием представителя истца ФИО1 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком <данные изъяты>),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеева ФИО2 к <данные изъяты> о включении в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования на долю квартиры,

УСТАНОВИЛ:

Истец Алексеев ФИО2 обратился в Устиновский районный суд г.Ижевска к <данные изъяты> с требованиями о включении <данные изъяты> доли квартиры <адрес> в наследственную массу после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и признании за Алексеевым ФИО2 в порядке наследования права собственности на <данные изъяты> долю квартиры по адресу: <адрес>. В обоснование требований указал на заключение Алексеевой Г.А. ДД.ММ.ГГГГ договора передачи в собственность муниципальной квартиры по адресу: <адрес>. В Управлении Росреестра договор не зарегистрирован, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла. ФИО3 никогда не изъявляла желания прекратить приватизацию и никаких письменных заявлений об отозвании своего заявления на приватизацию не направляла. Нотариусом ФИО4 в выдаче истцу свидетельства о праве на наследство по закону после умершей ФИО3 отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих ее право собственности на долю в указанной квартире.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ судом принято увеличение истцом требований, согласно которым просил включить в наследственную массу после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 <данные изъяты> долю квартиры по адресу: <адрес>, признать за ним право собственности на указанную долю в порядке наследования.

Истец Алексеев ФИО2, ответчик <данные изъяты> в лице представителей ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО6 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ), третьи лица ФИО7, <данные изъяты> в лице представителя ФИО8 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ на срок по ДД.ММ.ГГГГ), нотариус ФИО4 в судебное заседание не явились, направили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Дополнительно третье лицо ФИО7 указал на отсутствие возражений относительно удовлетворения рассматриваемого искового заявления.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие участников судебного разбирательства.

Представитель истца ФИО1 требования поддержала, дополнительно суду пояснила, что иных наследников первой очереди, за исключением истца, не имеется. Наследство истцом было принято фактически, поскольку он как на момент смерти наследодателя ФИО3, так и до настоящего времени проживает в указанной квартире.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

    Исходя из преамбулы и ст.ст.1, 2 Закона Российской Федерации от 04.06.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»: «Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Постановлением Верховного Совета Удмуртской Республики от 11 марта 1992 г. N 325-XII «О разграничении государственной собственности на территории Удмуртской республики» жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов передан в муниципальную собственность.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок» существующие на момент вступления в силу данного закона права на недвижимое имущество признаются юридически действительными. Следовательно, жилой фонд на территории г.Ижевска (в отсутствие регистрации прав на жилые помещения за иными лицами) является муниципальной собственностью г.Ижевска, требования истцом заявлены к надлежащему ответчику..

Согласно п.2 ст.218 Гражданского Кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Истцом суду представлен заключенный ДД.ММ.ГГГГ договор передачи <данные изъяты> (на основании Постановления первого заместителя Главы администрации – вице-мэра <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) в собственность ФИО3, Алексееву ФИО2 и ФИО7 по <данные изъяты> доле каждому квартиры <адрес>.

    Согласно справкам <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес> приватизированной не значилась, от ДД.ММ.ГГГГ сведения об арестах, запрещениях, залоге в <данные изъяты> не поступало.

    Согласно сведениям <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведения о переходе прав на квартиру <адрес> отсутствуют.

    Согласно письму начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение – <адрес> числится в Реестре муниципального жилищного фонда <данные изъяты>

    

Из представленного истцом суду выданного Отделом регистрации актов гражданского состояния о смерти 2 Комитета по делам ЗАГС Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ свидетельства о смерти следует наступление ДД.ММ.ГГГГ смерти ФИО3.

    Согласно п.3 заключенного <данные изъяты> с ФИО3, Алексеевым ФИО2, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ договора передачи в собственность, ст.ст.131, 223 ГК РФ, ст.7 Закона Российской Федерации от 04.07.91г. №1541–1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» право собственности на жилое помещение подлежит регистрации в Едином государственном реестре и возникает у приобретателя с момента такой регистрации.

    Согласно п.8 Постановления Пленума ВС РФ № 8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Установив передачу <данные изъяты> в лице <данные изъяты> ФИО3, Алексееву ФИО2, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ в собственность жилого помещения по адресу: <адрес>, то есть выраженную ФИО3 волю на приобретение указанного жилого помещения в собственность, суд признает обоснованным довод истца о включении в состав открывшегося после смерти ФИО3 наследства принадлежащей ей доли в праве собственности на указанную квартиру. Поскольку смерть влечет утрату лицом дееспособности, признание права собственности за умершей невозможно.

В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления сторон договора. Наступление смерти ФИО3 исключает возможность регистрации права собственности на основании заключенного договора приватизации, в связи с чем суд признает обоснованными требование истца о включении в состав наследства, открывшегося после умершей ФИО3 <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру <адрес>.

Сведения о наличии у ФИО3 наследников по завещанию отсутствуют.

Из представленного суду Постановления нотариуса ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием для отказа Алексееву ФИО2 в выдаче свидетельства о праве на наследство после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 явилось отсутствие регистрации права собственности последней на долю в праве собственности на квартиру <адрес>.

В соответствии с п.1 ст.1142 наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Из представленного суду свидетельства о расторжении брака, выданного <данные изъяты> отделом ЗАГС <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ , брак между ФИО7 и ФИО3 расторгнут решением судебного участка <данные изъяты> района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ . Следовательно, третье лицо наследником умершей в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО3 не является.

Из представленного суду свидетельство о рождении Алексеева ФИО2, выданного <данные изъяты> ЗАГС <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ , следует, что он является сыном ФИО3 (запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ ), то есть наследником ФИО3 первой очереди. Из пояснений представителя истца следует, что иные наследники первой очереди, за исключением истца, у ФИО3 отсутствуют. Доказательства обратного суду не представлены.

Из представленной копии поквартирной карточки на квартиру <адрес> следует, что на момент смерти ФИО3 истец Алексеев ФИО2 был зарегистрирован в квартире <адрес>, следовательно, являясь единственным наследником первой очереди, в соответствии с п.2 ст.1153 ГК РФ, фактически принял наследство, в том числе <данные изъяты> доли в праве собственности на указанную квартиру.

С учетом изложенного требования истца суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алексеева ФИО2 к <данные изъяты> о включении в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования на долю квартиры удовлетворить полностью.

Включить в состав наследства, открывшегося после умершей ДД.ММ.ГГГГ Алексеевой ФИО3 <данные изъяты> долю в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Признать за Алексеевым ФИО2 право на <данные изъяты> долю в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Удмуртской Республики через Устиновский районный суд г. Ижевска в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.В.Шалагина

Справка:

Решение в окончательной форме изготовлено в совещательной комнате ДД.ММ.ГГГГ.

Судья      Т.В.Шалагина

2-2312/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алексеев А.В.
Ответчики
Администрация г. Ижевска
Суд
Устиновский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Дело на сайте суда
ustinovskiy.udm.sudrf.ru
06.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2015Передача материалов судье
06.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2015Судебное заседание
20.11.2015Судебное заседание
20.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее