Решение по делу № 2а-3359/2020 от 08.12.2020

Дело № 2а-3359/2020

43RS0002-01-2020-006807-95

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров, ул. Московская, д. 70    10 декабря 2020 года

резолютивная часть оглашена 10.12.2020

мотивированное решение вынесено 10.12.2020

Октябрьский районный суд г. Кирова в составе судьи Мильчаковой С.А., при секретаре Найман К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ананьина В.А. к администрации Губернатора и Правительства Кировской области о признании действий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Ананьин В.А. обратился в суд с административным иском к администрации Губернатора и Правительству Кировской области о признании действий незаконными. В обосновании требований указал, что 07.12.2020 им в администрацию Губернатора и Правительства Кировской области подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикета на площади у входа в здание Правительства Кировской области со стороны ул. Дерендяева, планировавшегося 11.12.2020 с 13 час. до 14 час. с количеством участников до 5 человек с целью выступить в защиту статьей Конституции РФ накануне государственного праздника - 12 декабря - Дня Конституции РФ.

В этот же день им получено письмо № 9533-03-09 администрации Губернатора и Правительства Кировской области, в котором сообщалось об отсутствии возможности согласовать проведение пикета на основании п/п 1.2.1.3. п/п 1.2 п. 1 постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области» (в редакции от 20.11.2020 № 613-П) до отмены режима повышенной готовности, введенного Указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44 «О введении режима повышенной готовности», приостановлено «проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных мероприятий (акций) с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, предусматривающих очное присутствие граждан, в т.ч. в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан».

Административный истец считает, что решение администрации Губернатора и Правительства Кировской области об отказе согласовании публичного мероприятия 11.12.2020 является незаконным, т.к. право на свободу собраний может быть ограничено только федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ); нарушено фундаментальное права на свободу собраний.

Право на свободу выражения мнения гарантировано 29 статьей Конституции РФ, право на собрание гарантировано 31 статьей Конституции РФ.

На момент подачи им уведомления (07.12.2020) и получения отказа согласования (07.12.2020) на проведение публичного мероприятия на территории Кировской области действовало постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 года № 122-П в редакции от 20.11.2020.

Отказ в согласовании проведения публичного мероприятия 11.12.2020 формально основан на постановлении Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П и формально преследовал законную цель - охрану здоровья граждан.

Однако административный истец полагает, что, запрещая проведение публичного мероприятия власти в действительности преследовали иную цель; полный запрет на проведение публичных мероприятий без оценки конкретных обстоятельств не является пропорциональным преследуемой цели, а значит, не является необходимым в демократическом обществе.

Не исследовав вопрос пропорциональности вмешательства в право административного истца на свободу собраний, администрация Губернатора и Правительства Кировской области произвольно вмешалась в права истца и фактически подтвердила, что временный запрет на проведение публичных мероприятий носит абсолютный характер, что не пропорционально законным целям обеспечения охраны здоровья граждан.

В уведомлении административного истца от 07.12.2020 г. указывалось: на дату государственного праздника - 12 декабря День Конституции; планируемое время проведения пикета - 60 минут; пикет должен был состояться на улице с соблюдением всей рекомендаций и требований Роспотребнадзора; заявленное количество участников пикета - 5 человек; организаторам не было предложено другое место или время проведения публичного мероприятия.

Правительство Кировской области никаким образом не объясняет, почему при отсутствии запрета на проведение гораздо более опасных для распространения коронавирусной инфекции мероприятий - например, проведение спектакля и спортивных турниров, или показа фильма в закрытом помещении, запрещаются даже малочисленные публичные мероприятия на открытом воздухе.

Складывается ощущение, что в действительности причиной запрета мероприятия, организуемого административным истцом, была не забота о здоровье граждан, а попытка пресечь любое свободное выражение в защиту статей Конституции РФ.

Администрация Губернатора и Правительства Кировской области не привела ни одного аргумента, даже из числа плохих, который мог бы убедительно продемонстрировать, почему проведение публичного мероприятия 11.12.2020 повлечет нарушение каких бы то ни было предполагаемых публичных интересов, охраняемых Конституцией Российской Федерации.

Орган публичной власти обязан представить суду доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте.

По-мнению административного истца, решение администрации Губернатора и Правительства Кировской области, выраженное в отказе согласовать проведение публичного мероприятия 11.12.2020, представляется собой ничто иное как вмешательство в конституционное право собираться мирно без оружия, проводить публичное мероприятие, что свидетельствует о незаконности принятого органом публичной власти решения.

Административный истец просит суд: признать решение администрации Губернатора и Правительства области незаконным, не соответствующим ФЗ от 19.06.2004 № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и нарушающим права и законные интересы административного истца; обязать администрацию Губернатора и Правительства Кировской области немедленно (до времени проведения публичного мероприятия 11.12.2020) устранить указанные нарушения.

В судебное заседание административный истец Ананьин В.А. не явился, извещен лично телефонограммой.

Представитель административного ответчика Администрации Губернатора и Правительства Кировской области, по доверенности Тукмачева С.В., требования Ананьина В.А. не признала, обстоятельства, изложенные в отзыве, поддержала.

Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации, каждый имеет собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Статья 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон № 54-ФЗ) гласит: одним из принципов проведения публичного мероприятия является принцип законности, то есть соблюдение при проведении данных мероприятий положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 54-ФЗ, а также иных законодательных актов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, демонстрация -организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, под шествием понимается массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-O-П, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

В ходе судебного заседания установлено, что 07.12.2020 в администрацию Губернатора и Правительства Кировской области (далее - администрация) было подано уведомление о проведении 11.12.2020 с 13:00 до 14:00 на площади у здания Правительства области со стороны улицы Дерендяева публичного мероприятия в форме пикета по вопросу защиты статей Конституции Российской Федерации.

07.12.2020 письмом за № 9533-03-09 руководителем администрации дан ответ, в котором административный истец, как организатор публичного мероприятия (Ананьин В.А.), информировался о том, что администрация согласовать проведение публичного мероприятия не имеет возможности, поскольку подпунктом 1.2.1.3 подпункта 1.2. пункта 1 постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области» (в редакции от 20.11.2020) (далее - постановление № 122-П) до отмены режима повышенной готовности, введенного Указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44 «О введении режима повышенной готовности», приостановлено «проведение мероприятий (акций) с очным присутствием граждан», в том числе в местах массового посещения граждан.

Согласно части 1 статьи 41, статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

К числу таких законов относится Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).

Федеральный закон № 52-ФЗ регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условии реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Положения пункта 2 статьи 2, статьи 55 Федерального закона № 52-ФЗ обязывают органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей, граждан обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и устанавливают за нарушение санитарного законодательства административную и уголовную ответственность.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) — это не только медико-санитарные, ветеринарные меры, но и административные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний.

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 статьи 31 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии с пунктом 16 перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является заболеванием, представляющим опасность для окружающих.

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обязаны с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

20.11.2020 года постановлением Правительства Кировской области № 613-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П» (далее - постановление № 613-П) было внесено изменение в абзац первый подпункта 1.2.1.3 пункта 1 постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области», согласно которому до отмены режима повышенной готовности, введенного Указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44 «О введении режима повышенной готовности» (далее - режим повышенной готовности), приостановлено «проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных мероприятий (акций) с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, предусматривающих очное присутствие граждан, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан».

Постановление № 613-П в установленном порядке было опубликовано 20.11.2020 на официальном информационном сайте Правительства Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://kirovreg.ru), являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Кировской области (пункт 1.6. раздела 1 Положения об официальном информационном сайте Правительства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 07.10.2015 № 64/639 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Кировской области и иных органов исполнительной власти Кировской области, размещаемой на официальном информационном сайте Правительства Кировской области») и в соответствии с пунктом 2 постановления 613-П в этот же день вступило в силу, то есть 20.11.2020 года.

Постановление № 613-П принято в пределах полномочий субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотренных абзацем четвертым статьи 6 Федерального закона № 52-ФЗ, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавируснои инфекции (COVID-19)», во исполнение пункта 2-1 Указа Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44 «О введении режима повышенной готовности», с учетом предложений главного государственного санитарного врача по Кировской области, в том числе содержащихся в письме от 15.10.2020 № 06-19/ш-12232 и в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Кировской области в связи с распространением новой коронавируснои инфекции (2019-nCoV), а вводимые им дополнительные ограничения направлены на защиту жизни и здоровья людей, находящихся на территории Кировской области.

Письмо администрации от 07.12.2020 № 9533-03-09 не является отказом в согласовании в проведении публичного мероприятия, поскольку из ответа администрации этого не следует, в ответе констатируется факт невозможности согласования проведения публичного мероприятия в связи с введенными на всей территории области в условиях действия введенного Губернатором Кировской области режима повышенной готовности и в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции указанными выше ограничительными мероприятиями.

При этом в случае согласования проведения заявленного публичного мероприятия администрация нарушила бы как действующее федеральное законодательство, так и установленные постановлением № 122-П ограничение на проведение мероприятий (акций) с очным присутствием граждан, действие которого также распространяется и на проведение публичных мероприятий, поскольку согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона 52-ФЗ публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в различных сочетаниях акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации. Следовательно, согласование администрацией в указанных условиях проведения заявленного публичного мероприятия является не допустимым, поскольку нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Таким образом, оценив все собранные в совокупности доказательства по делу, а так же учитывая тот факт, что Ананьин В.А. был уведомлен ответчиком о праве провести публичное мероприятие после отмена режима повышенной готовности, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180, 219, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Ананьину В.А. к Администрации Губернатора и Правительства Кировской области о признании действий незаконными.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение одного месяца с момента вынесения его в мотивированном виде.

Судья                            С.А. Мильчакова

2а-3359/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ананьин Вадим Аркадьевич
Прокурор Октябрьского района г. Кирова
Ответчики
администрация Губернатора и Правительства Кировской области
Другие
Прокуратура г. Кирова
Суд
Октябрьский районный суд г. Кирова
Судья
Мильчакова Светлана Анатольевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky.kir.sudrf.ru
08.12.2020Регистрация административного искового заявления
09.12.2020Передача материалов судье
09.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2020Судебное заседание
10.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее