ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 77-1879/2022 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово | 6 апреля 2022 г. |
Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Колчанова Е.Ю.,
судей Волковой Е.В., Лазаревой О.Н.,
при секретаре Бабийчук Г.А.,
с участием прокурора Ушаковой Е.С.,
осужденного Мурзина П.Н.,
защитника адвоката Ворониной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление заместителя прокурора Новосибирской области Аскерова М.И. на приговор Калининского районного суда г. Новосибирска от 14 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от 3 ноября 2021 г.
Заслушав доклад председательствующего, выступление осужденного Мурзина П.Н. (посредством видеоконференц-связи), адвоката Ворониной Л.В., возражавших против доводов кассационного представления, мнение прокурора Ушаковой Е.С., просившей состоявшиеся судебные решения отменить, судебная коллегия,
установила:
приговором Калининского районного суда г. Новосибирска от 14 сентября 2021 г.
Мурзин П.Н., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданин РФ, судимый:
1<данные изъяты>
осужден по ч.3 ст.30, п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ к 10 годам 6 месяцам лишения свободы.
На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ, окончательно назначено 10 лет 7 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 40 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от 3 ноября 2021 г. приговор изменен. Зачтено в срок отбывания наказания в виде лишения свободы один день содержания под стражей 26 октября 2020 г. из расчета один день за один день. Исключено из резолютивной части приговора указание суда на хранение вещественного доказательства с возвращением его Мурзину П.Н., либо его доверенному лицу. В остальной части приговор оставлен без изменения.
Мурзин П.Н. осужден за покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный в крупном размере.
Преступление совершено на территории <адрес> при указанных в приговоре обстоятельствах.
В кассационном представлении заместитель прокурора Новосибирской области Аскером М.И., не оспаривая доказанность виновности и квалификацию содеянного, заявляет о несогласии с вынесенными в отношении Мурзина П.Н. судебными решениями. Указывает на то, что вид рецидива как опасный Мурзину П.Н. судом определен неверно, поскольку Мурзин П.Н. вновь осужденный за совершение особо тяжкого преступления, ранее также осуждался за совершение особо тяжкого преступления, в связи с чем в его действиях усматривается особо опасный рецидив преступлений. По мнению прокурора, неверное определение вида рецидива повлекло за собой и неверное определение Мурзину П.Н. вида исправительного учреждения, в котором ему надлежит отбывать наказание. Кроме того, обращает внимание на то, что, в нарушение положений ст. 162 УК РФ обвинительное заключение составлено и направлено прокурору за пределами срока предварительного расследования. Просит состоявшиеся судебные решения отменить, уголовное дело возвратить Новосибирскому транспортному прокурору.
Проверив материалы дела и изложенные доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
На основании ст. 297 УПК РФ приговор суда признается законным, обоснованным и справедливым, если постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
Согласно ч. 2 ст. 162 УПК РФ в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением.
Таким образом, по смыслу указанных положений закона, принимать какие-либо процессуальные решения следователь имеет право только в пределах срока предварительного следствия.
Составление обвинительного заключения после истечения установленного срока предварительного следствия является препятствием для рассмотрения уголовного дела судом, так как продление сроков предварительного следствия осуществляется только соответствующим руководителем следственного органа в соответствии со ст. 162 УПК РФ. Соблюдение этой процедуры призвано обеспечить соблюдение прав участников уголовного судопроизводства на расследование уголовного дела в разумные сроки, не допустить возможность произвольного ограничения прав обвиняемого.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора на основе данного заключения.
Из материалов уголовного дела следует, что уголовное дело в отношении Мурзина П.Н. возбуждено ДД.ММ.ГГГГ. Руководителем следственного органа – начальником СУ УТ МВД России по СФО срок предварительного следствия дважды продлевался ДД.ММ.ГГГГ на 1 месяц, то есть до ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.120), ДД.ММ.ГГГГ на 1 месяц, то есть до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 170).
Вместе с тем, обвинительное заключение составлено следователем ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день с согласия руководителя следственного органа направлено с уголовным делом прокурору в соответствии с ч. 6 ст. 220 УПК РФ.
И.о. Новосибирского транспортного прокурора в порядке 222 УПК РФ принял решение об утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд для рассмотрения по существу.
Приведенные существенные нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные при производстве следствия, препятствовали вынесению законного и обоснованного судебного решения, поскольку свидетельствовали о наличии оснований для возвращения уголовного дела прокурору в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ.
Однако суд первой инстанции при поступлении данного уголовного дела и назначении дела к судебному разбирательству вышеуказанных оснований для возвращения уголовного дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ не усмотрел и приступил к рассмотрению дела по существу, по результатам которого в отношении Мурзина П.Н. был постановлен обвинительный приговор.
Вместе с тем, указанные нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные в ходе предварительного расследования по уголовному делу, исключают возможность постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора или вынесения иного решения на основе данного обвинительного заключения, являются существенными, влекущими отмену приговора и апелляционного определения с возвращением уголовного дела в порядке, предусмотренном ст.237 УПК РФ Новосибирскому транспортному прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
При новом рассмотрении необходимо устранить выявленные нарушения и принять законное, обоснованное решение, дать надлежащую оценку иным доводам кассационного представления, в том числе и о неправильном определении вида рецидива и как следствие этого – вида исправительного учреждения.
В связи с отменой приговора и возвращением уголовного дела прокурору, учитывая характер и степень общественной опасности преступления, в совершении которого обвиняется Мурзин П.Н., данные о его личности, полагая, что он может скрыться от суда, в целях обеспечения рассмотрения уголовного дела в разумные сроки, в соответствии со ст. ст. 97, 99, 108 УПК РФ судебная коллегия считает необходимым избрать в отношении Мурзина П.Н меру пресечения в виде заключения под стражу на три месяца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Калининского районного суда г. Новосибирска от 14 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от 3 ноября 2021 г. в отношении Мурзина П.Н. отменить.
Уголовное дело возвратить Новосибирскому транспортному прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Избрать Мурзину П.Н. меру пресечения в виде заключения под стражу на срок три месяца до 6 июля 2022 года.
Кассационное представление заместителя прокурора Новосибирской области Аскерова М.И. удовлетворить.
Председательствующий: | Е.Ю. Колчанов |
Судьи: | Е.В. Волкова |
О.Н. Лазарева |